Теория социального действия


Классическую теорию социального действия, повлиявшую на становление всей мировой социологии, создал в конце ХIХ - начале ХХ в. немецкий социолог Макс Вебер. Он считал, что не всякое поведение человека может быть предметом исследования социологии. Социолог призван изучать только рациональное поведение, при котором индивид осознает смысл и цели своих поступков, не подчиняясь эмоциям и страстям.

Макс Вебер выделяет четыре типа социального действия: 1) инструментально-рациональное поведение, когда индивид ориентируется прежде всего на поведение других людей и эти ориентации или экспектации (предвосхищения) использует как «средства», или «инструменты» в своей стратегии действий; 2) ценностно-рациональное поведение, которое детерминируется верой в религиозные, нравственные и другие ценности, идеалы независимо от того, ведет ли это поведение к успеху или нет; 3) традиционное; 4) аффективное, т. е. эмоциональное, поведение.

Социология, по Веберу, должна быть «понимающей», ибо поведение людей и их действия осмысленны. Но социологическое понимание не является психологическим. Сам смысл не принадлежит к сфере психического и потому не является предметом изучения психологии. Он - часть социального действия, т. е. такого поведения, которое соотносится с поведением других, ориентировано таким соотнесением, корректируется и регулируется им.

Структура социального действия включает два компонента: 1) субъективную мотивацию индивида или группы, вне которой в принципе нельзя говорить ни о каком действии, и 2) ориентацию на других, которую Вебер называет «ожиданием» («аттитюдом»), без которой действие не является социальным.

Итак, социология - это исследование действий, ориентированных на поведение других. Социология как наука о социальном действии имеет дело не с конкретно переживаемым значением, а с гипотетически типичным или средним значением. Если, например, социолог при многократном наблюдении выяснил статистически повторяющуюся связь двух поступков, то это само по себе еще мало что значит. Такая связь будет значимой с социологической точки зрения, если доказана вероятность их связи, т. е. если ученый обосновал, что действие А с высокой долей вероятности влечет за собой действие В и между ними существует нечто большее, чем только случайная (статистическая) связь.

При таком сочетании и возникает причинное объяснение в социологии. Правда, индивид не всегда осознает смысл своих поступков, что случается, если он действует под влиянием традиций, коллективных норм и обычаев либо если его поведение аффективно, т. е. детерминировано эмоциями. Кроме того, индивид может не отдавать себе отчета в собственных целях, хотя они существуют, но не осознаются им. Подобные действия Вебер не считает рациональными (осмысленными и обладающими целью), а стало быть социальными. Такие действия он выводит за сферу собственно социологии, их должны изучать психология, психоанализ, этнография или другие «науки о духе».

К пониманию значения того или иного действия можно прийти через сопереживание, через выбор индивидом определенных средств (если пошел в буфет, значит, проголодался). В более сложных случаях мы можем мысленно представить конечные цели или ценности, на которые, как нам кажется, ориентируется в своем поведении индивид. И все же мы не способны до конца понять его действия, поскольку ценностный мир этого человека существенно отличается от нашего. Единственный выход, полагает Вебер, принять чужие ценности как факт.

Социолог, приступая к исследованию, должен освободиться от предвзятой установки, будто в реально существующих поступках людей доминируют рациональные элементы. Что преобладает в них на самом деле, мы не знаем. Конечно, нельзя быть уверенным, что социолог не станет применять рационалистическую интерпретацию там, где она неуместна. Подобная опасность существует, и ее нельзя исключить. Но быть «соавтором» человеческих поступков, домысливать то, что люди, возможно, и не вкладывали в свои действия, для настоящего ученого непростительно. К несчастью, говорит Вебер, опыт свидетельствует, что подобная опасность существует. Не каждое действие является социальным (манипулирование с неодушевленными объектами, религиозное поведение, экономическая деятельность…).

Социальное взаимодействие и социальное действие - явления, похожие по содержанию и характеру, но различающиеся по механизму протекания. В социальном действии участвует один индивид, а в социальном взаимодействии - как минимум двое. Отсюда вывод: взаимодействие - двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие всего лишь однонаправленное взаимодействие.

Что есть в социальном взаимодействии и что отсутствует в социальном действии? Механизм обратной связи. Социальное взаимодействие отличается от действия обратной связью. Действие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на другого индивида. Только действие, направленное на другого человека (а не на физический объект) и вызывающее обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие. Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.

Эрвин Гоффман. Различные социологические направления по-своему пытались объяснить природу и механизм социального взаимодействия. Особенно упорные попытки предприняла понимающая социология. И неудивительно, поскольку «социология близкодействия» - это как раз то, на чем она специализируется.

Эрвин Гоффман, представитель социальной драматургии, представил реальное поведение людей так, будто оно происходит на театральных подмостках. Несмотря на проблематичность подобного подхода, ему удалось многое выяснить в поведенческом механизме.

Коммуникация это не только взаимодействие лицом-к-лицу, не только форма межличностного общения, но также способ познания социальной реальности, благодаря которому человек открывает себя и других для самого себя. Общение представляет собой не только перцептивное поле, на котором мы всматриваемся, вслушиваемся в партнера, но также и театральную сцену, к выходу на которую мы внутренне готовимся, подтягиваемся, прихорашиваемся, повторяя не раз использованные реплики, жесты, мимику. Есть свои «реплики в сторону».

Изначальным Гоффман принимает уважение друг к другу, если этот принцип нарушается, нарушается гомеостаз. Экстремальные ситуации играют в социальном взаимодействии роль творческого катализатора. В ситуациях замешательства, конфликта, недоразумения, спора, негодования и т.п., когда нарушается привычная логика поведения и у человека исчерпывается запас готовых решений, открывается творческий горизонт, где человек должен проявить свою неординарность.

Социальное взаимодействие такого рода в обыденной жизни встречается крайне редко. Наше существование наполнено рутинными взаимодействиями, которые выполняются по заведенному социальному ритуалу: надо утром вставать, чистить зубы, завтракать, собираться на работу, провожать ребенка в школу, здороваться с соседями и т.п.

Уставшему от однообразной рутины повседневных взаимодействий человеку в глубине души хочется необычных приключений и романтики. Однако наша урбанизированная действительность предоставить их не может. И тогда на свет является «замещающая активность» - сопереживание зрителя героям ковбойского фильма, детективного романа, «крутого» боевика. Погружение в искусственный мир позволяет человеку без особого напряжения почувствовать себя тем, кем он хочет. Но в замещающей активности снимается проблема выбора в пограничной ситуации. Здесь нет борьбы на жизнь или на смерть, здесь нет реального риска, а значит, нет настоящей мобилизации инновационного потенциала личности. Наш кругозор, быть может, и расширяется, но духовный опыт вряд ли обогащается. И когда перед индивидом возникают реальные трудности, как знать, не захочет ли он уйти от них в вымышленный мир, будет ли он к ним готов?

Сторонники концепции «новой коммуникации» (Дж.Бейтсон, Р. Бердуистелл и П. Уотцлэвик) рассматривают коммуникацию скорее как оркестр, в котором каждый человек «играет всем своим телом», нежели как телеграф, служащий для простой передачи вербального сообщения одним человеком другому1. Как отмечает Бёрдуистелл, люди, по сути дела, между собой не общаются. Они лишь участвуют в коммуникации, в которой вербальный язык неотделим от невербального. Последний служит дополнением к первому и усиливает его. В этом смысле коммуникация - это единое целое, а не толькое речевое сообщение.

По оценке Мерабяна, только 7% содержания сообщений передается смыслом слов, тогда как 38% информации определяется тем, как эти слова произносятся, и 55% - выражением лица. В любой момент времени стиль коммуникации уже сам по себе составляет сообщение, указывая на то, как следует понимать сообщаемое. Речь в этом случае идет о метакоммуникиции, т.е. о «коммуникации над коммуникацией»2.

Отличительной чертой социального взаимодействия, отличающим его от просто действия, является обмен. Любое взаимодействие - обмен. Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом. Хоманс вывел следующие принципы обмена:

1. Чем чаще вознаграждается действие данного типа, тем вероятнее, что оно будет повторяться. 2. Если вознаграждение (успех) за определенный тип действий зависит от тех или иных условий, то высока вероятность, что человек будет стремится к ним. 3. Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения. 4. Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению.

Понятие «социальное взаимодействие» является более широким, чем понятия «межличностные контакты» или «общение». Коммуникация - технический процесс обмена информацией между двумя и более индивидами (либо группами). Когда мы говорим о коммуникации, нас прежде всего интересует то, какинформация передается.

Общение - социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей по поводу сообщенного. Люди, в отличие от телефонного аппарата, не просто передают информацию. Они ее формируют, уточняют, развивают, искажают, переживают и реагируютна сообщенное.



Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 3272;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.