Изучение эпического произведения в школе
Предмет изображения — внешний по отношению к автору мир, все события уже свершились. Автор объективен в изображении характеров, он высказывает своё отношение к происходящему. Герои изображаются в действиях и поступках, столкновениях друг с другом.
Обязательно рассмотрение:
темы;
идеи произведения;
сюжетно-композиционные особенности произведения;
образы героя;
особенности стиля.
Не все компоненты должны быть в центре внимания. Полнота анализа в принципе невозможна. Важно найти доминанту анализа, которая исходит из специфики самого текста, возрастной доминанты, целей и задач урока.
В основе анализа произведения лежит литературоведческая концепция, которая должна быть сложнее, чем восприятие школьников, но литературоведческая трактовка диалогична по своей природе и может меняться. Учитель должен следить за литературоведческими новинками.
Может возникнуть опасность дробности восприятия: мы вынуждены расчленять художественное единство. Наша задача — постоянно сохранять текст как целостную художественную единицу. Каждый компонент текста нужно соотносить с текстом в целом, анализ должен сочетаться с синтезом. В школе — сюжетно-композиционный анализ. Сюжет — единство, движущееся во времени, а не просто перечень событий. Если сюжетная канва простая — план текста.
На всех этапах литературного образования мы прежде всего обращаем внимание на специфику текста, возрастные особенности ученика, уровня развития, цели урока.
Пример:
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1969;