Пути анализа литературного произведения (за автором, или целостный анализ, проблемный, пообразный)
Анализ — наиболее сложный и ответственный этап работы. Методические опасности:
можно очень подробно анализировать à избыточная информация;
слишком лаконичный à интеллектуальный дефицит.
Методическое условие: анализ должен быть избирательным.
Специфика анализа: (1) анализ имеет содержательную сторону (концепция); (2) он обладает определённой структурой, протяжённостью во времени, предполагается членимость на микротемы, или проблемы, нужно органично стыковать эти части.
М.А. Рыбникова «Работа словесников в школе»: надо выбрать из всего курса 2-3 произведения, и весь год их изучать. Потом поменяла точку зрения.
(3) анализ обладает обучающей функцией как процесс включающий разнообразную деятельность учащихся и стимулирующий их литературное развитие.
Виды анализа:
обзорный (выбранный круг вопросов);
выборочно направленный (текст рассматривается под углом зрения определённой проблемы);
детальный (подробный разбор главы или эпизода);
скрытый (те приёмы, которые относятся к эмоциональной сфере).
Путь анализа — последовательность разбора, своеобразный сюжет рассмотрения литературного произведения. Виды: целостный, пообразный, проблемный. Могут дополнять друг друга. Выбор пути определяется спецификой самого текста, методическими целями, уровнем развития учеников.
(1) Вслед за автором, или целостный.В основе — сюжетно-композиционный анализ. Ученики следят за развитием сюжета, выделяют основные эпизоды, мотивируют поступки героев. Недостаточность: анализ сосредоточен в рамках одного эпизода, и потому не может достаточно глубоко прояснить связи отдельного фрагмента текста со всем текстом. Наиболее плодотворен в среднем звене (5-8 классы): читательская культура невелика, объёма знаний недостаточно, и тогда постепенное движение от эпизода к эпизоду и формируют читательские умения и навыки (компетенции). Не следует увлекаться разбором всех эпизодов: это рассеивает внимание и утомляет школьников.
Поздняя позиция М.А. Рыбникова: «Если подробно остановиться на одной главе, то остальные нужно читать быстро».
В среднем звене используют и скрытый анализ.
Этот путь анализа может быть полезен и в старших классах: и в этом возрасте можно встретить учеников с невысоким уровнем литературного развития. В анализе драматического произведения — только вслед за автором. Сохраняются ценностные качества, приобретённые школьниками в предшествующем периоде.
(2) Изучение системы образов произведения.Рассмотрение образов литературных героев часто оказывается непременным условием анализа и в средней школе, особенно в 7-8 классах. Обострённое внимание к нравственным ценностям. Внимание к образу Гринёва. Почему Маша Миронова выбрала простого гвардейца Гринёва остроумному Швабрина. !!! Не сводить пообразный анализ к выявлению главных и второстепенных, положительных и отрицательных героев.
(3) Проблемный путь анализа.Увеличение количества информации à поиск иных путей обучения, чем простое сообщение знаний. Активизация ученика. Смена роли учителя: не контролёр, а помощник. Ученик самостоятелен. Побуждение к сотворчеству. В основе урока — проблемный вопрос. Специфика: (а) создание альтернативы, построение на парадоксе, противоречии; (б) широта, глобальность; (в) возникает на стыке ученического восприятия и логики писателя.
Пример. Ход урока по Пушкину: ассоциации. Упоминание о Цветаевой («Мой Пушкин»). Блок о Пушкине. «Весёлый» и «лёгкий», но не все стихи такие. Почему весёлый и лёгкий? Как Пушкину удавалось преодолеть трагедию?
Проблемный вопрос возникает не сразу, а в результате многих действий.
!!!Должна быть обращённость к ученику, иначе теряется проблемность.
Проблемный вопрос à проблемная ситуация. Должна быть разноречивость.
Проблемный анализ предполагает вопрос, сформулированный учителем, который (вопрос) организует процесс изучения проблемы. Проблемный анализ — это система вопросов, ведущих к созданию проблемной ситуации (одной или больше). Вопрос, поиски ответа на который определяет последующий анализ, называют перспективным.
Преимущества методики перспективных вопросов:
ученики видят определённую трудность, возникает желание её преодолеть;
анализ становится целеустремлённым, то есть имеет перспективу, направленность;
преодолевается дробность анализа, подчёркивается взаимосвязь художественных элементов произведения.
Отличия проблемного вопроса от вопроса, ведущего к размышлению:
он может выступать в форме противоречия, разрешимого для учеников;
он должен обнаруживать второй план фактов, не очевидный для учеников смысловой подтекст;
он должен быть задачей, увлекательной для школьников, входить в круг его интересов и соответствовать природе художественного произведения;
он должен быть ёмким, охватывать не единичный факт, а явление в целом.
Проблемный вопрос, как правило, выявляет связи отдельных элементов художественного текста.
Проблемный вопрос ведёт к созданию проблемной ситуации, которая строится как сопоставление различных точек зрения. Уровень проблемной ситуации определяется этапом развития школьников:
5-6 классы:опора на событийную канву произведения;
7-8 классы:нравственная проблематика;
9-11 классы: предполагается выявление традиции и новаторства.
Цели и задачи проблемной ситуации зависят от их места в изучении произведения. На всех этапах должны быть созданы проблемные ситуации с помощью проблемных вопросов. Проблемная ситуация может быть создана путём столкновения разных точек зрения, сопоставления литературного текста с другими видами искусства, выявления несходства читательского восприятия учеников с мнением писателя, обнаружения некоторого противоречия в образе героя. Во всех этих вариантах непременное условие — выбор и доказательство своей точки зрения.
Проблемная ситуация не замыкается рамками одного урока. Каждый урок — развитие общей идеи всех уроков, происходит углубление поисковых мотивов, анализа.
Особенности изучения биографии писателя в школе:
какие события в жизни писателя надо актуализировать?
какие факты нужно развернуть в зримую картины?
какой отпечаток накладывает личность художника на всё произведение?
цель биографической справки? К какой мысли надо подвести учеников? Какие качества характера, таланта художника надо подчеркнуть?
отобрать такие факты, события, чтобы они (1) отвечали поставленным целям урока; (2) чтобы они подготавливали к восприятию произведений, которые будут изучаться; (3) были бы интересны определённому возрасту и органичны для самого автора.
Основная цель изучения биографии писателя — эмоциональная (вызвать интерес к личности). Нужно обратить внимание на логику изложения материала.
Опасности:
опасность фактографии;
опасность сухого, неэмоционального изложения материала;
если даём доклад ученику — опасность неподготовленности ученика. Лучше этого не делать.
Нужно давать домашнее задание: вопросы викторины или кроссворда по биографии. Перед лекцией по биографии — установочные вопросы.
Можно попросить детей подобрать эпиграф к этому уроку. Можно — составить хронологическую таблицу. Сопоставить факты биографии с мыслями, идеями, отражаемыми в произведении.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 11637;