Управление мыслительной деятельностью
Одной из самых сложных и интересных проблем является управления мышлением является проблема управления творческим мышлением. В психологии существует два подхода к объяснению творческих достижений, которые являются основой создания различных технологий управления мышлением:
1) Когнитивный подход основывается на том, что основу творческих достижений составляют интеллектуальные способности. В рамках этого подхода разрабатываются технологии, активизирующие процесс мышления, вооружающие человека необходимыми знаниями, умениями, навыками, развивающими интеллект.
2) Личностный подход, который основывается на том, что в основе творческих достижений лежат определенные качества личности. Управление творческим мышлением осуществляется через воздействие на личность.
Существует ряд приемов решения творческих задач, разработанных в рамках первого подхода.
1. Теория решения изобретательских задач. Эта теория разработана советским инженером-изобретателем Г.С. Альтшуллером.. Ее основу составляет идея о том, что всякая техническая система развивается по вполне определенному законам, знание которых позволяет инженеру предсказывать и создавать новые технические устройства. Создание любой технической системы предполагает решение творческой задачи, в основе которой лежит противоречие.
Для разрешения различных технических противоречий Г.С. Альтшуллер предложил использовать алгоритмы решения, которые предполагают использование либо вещества, либо поля. При этом лучшим считается решение, в котором требуемую функцию выполняет сам объект, с которым связана проблема.
2. "Мозговой штурм". Данный метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей или решений при работе в группе. Группа состоит из 7-10 человек, желательно различной профессиональной направленности (для уменьшения стереотипизации подходов), в группе имеются лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме. В основе работы группы лежат правила, которые должны соблюдать все члены группы.
1. "Запрет критики" – чужую идею нельзя прерывать, критиковать, можно лишь похвалить, развить чужую идею или предложить свою.
2. Участники должны быть в состоянии релаксации, т. е. состоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.
3. Все высказываемые идеи фиксируются (на магнитофоне, в стенографических записях) без указания авторства.
4. Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов – специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10%. Участников в состав "жюри экспертов" не включают.
3. Синектика. Метод предложен американским ученым У. Гордоном. В его основе лежат четыре приема, предполагающие использование четырех типов аналогии: 1) прием прямой аналогии (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную); 2) личной аналогии или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения); 3) символической аналогии (дайте в двух словах образное определение сути задачи); 4) фантастической аналогии (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).
4. Метод фокальных объектов. Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания). объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят "тигр", а фокальным "карандаш", то получаются сочетания типа "полосатый карандаш", "клыкастый карандаш" и т.д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.
Метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта-оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты-элементы.
Способствует интенсификации поиска и метод контрольных вопросов, который предусматривает применение для этой цели списка наводящих вопросов, например:
"А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект?" и т.д.
Все рассмотренные методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения).
Другой подход заключается в составлении метафорического ящика. Вначале выделяют главные компоненты объекта, а затем – всевозможные варианты реализации каждого из компонентов. Путем комбинирования различных способов реализации отдельных компонентов создаются разные варианты конструкции объекта.
Воздействие на личность субъекта. Одним из способов воздействия на мыслящую личность является гипноз. С его помощью гипноза человеку внушается образ другой личности. Эту методику разработал В.Л.Райков. В состоянии гипноза у человека изменяется представление о самом себе, о своих возможностях, и он действует в рамках внушенной личности. Опыты, проведенные О.К Тихомировым, Н.Б Березанской и В.Л. Райковым показали, что при внушении образа талантливой личности улучшаются изобразительная деятельность, внимание, память, а при внушении образа малограмотного человека активность внимания, памяти резко падала. Испытуемым предлагали задания на выявление различных способов применения предметов и сравнение понятий в обычном состоянии и в состоянии гипноза, в котором внушался образ мыслителя или изобретателя. В гипнотической серии среднее значение показателей во всех случаях было несколько выше, чем в обычном состоянии. В гипнотическом состоянии испытуемые действовали более активно, раскованно, уверенно, смотрели на экспериментатора свысока, говорили с чувством собственного достоинства. В негипнотической серии встречали некоторые задания с опаской. Ответы испытуемых при внушении образа более интересны по своему построению. В состоянии гипноза испытуемые называют в два раза больше свойств, чем в контрольной группе (находят скрытые свойства предмета, связи между ними).
Таким образом, при внушении образа талантливого человека происходит улучшение выполнения заданий. У всех испытуемых наблюдалась постгипнотическая инерция. Все чувствовали подъем творческой активности. Но актеры отличались от обычных испытуемых. После опытов они испытывали некоторую усталость и раздражение. Во время опыта и на следующий день никакой активации у них не было.
Лекция 13. Фило-, социо- и онтогенез мышления.
Развитие мышления в филогенезе. Основные направления исследований мышления животных. Отличия мышления человека от разумного поведения животных. Проблема общего в интеллектуальной деятельности человека и животных.
Развитие мышления в антропогенезе. Зарождение и развитие мышления в т рудовой деятельности человека. Роль разделения труда в развитии форм мышления. Социальная и культурная обусловленность мышления. Первобытное мышление. Кросскультурные исследования мышления.
Основные стадии развития мышления в онтогенезе. Развитие наглядно-действенного и наглядно образного мышления.Развитие понятийного мышления. Индивидуальное развитие мышление.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 3405;