Операторские и специальные приемы судебной видеозаписи
Для правильного композиционного построения динамических изображений необходимы специальные приемы видеосъемки, которые называются операторскими приемами. Система специальных операторских приемов многогранна, а в процессе судебной видеосъемки применяются только некоторые из них.
Основными операторскими приемами являются: съемка статичным кадром, панорамирование, наезд и отъезд.
Съемка статичными кадрами – это съемка неподвижной видеокамерой, аналогична фотосъемке, производится отдельными, но взаимосвязанными между собой кадрами.
Съемка статичными эпизодами может выполняться общими, средними и крупными планами. Во время съемки границы кадра неизменны. Чаще всего этот прием используется для фиксации предметов, элементов обстановки, участков местности. Для того чтобы на изображении просматривались все детали, рекомендуется определенная продолжительность съемки разных по крупности планов. Общие планы захватывают в кадр большее пространство, поэтому содержат больше деталей, чем крупные, и для их восприятия нужно больше времени. Рекомендуется съемку общих планов вести не менее 8 - 12 сек, средних 5 - 8 сек, а крупных 3 - 5 сек. Для лучшей детализации изображения длительность средних, а особенно крупных планов может увеличиваться по отношению к указанному времени.
Панорамирование – операторский прием съемки видеокамерой, находящейся в движении.
Применение панорамной съемки наиболее целесообразно для регистрации больших пространств, обстановки замкнутого пространства, перемещающегося объекта. В ходе панорамирования видеокамера как бы последовательно осматривает окружающее пространство. Панорамирование применяется для более детального ознакомления зрителей с местом происходящего действия или окружающей обстановкой, так как позволяет в более крупном масштабе показать участки местности или помещения.
По характеру движения видеосъемочного аппарата различают два вида панорамирования: статическое (стационарное) и динамическое. Кроме того, панорамирование может быть обзорным – для фиксации места действия или окружающей обстановки и сопроводительным – для показа и удержания в кадре каких-либо движущихся объектов и их действий.
Статическое (стационарное) панорамирование осуществляется плавным поворотом видеокамеры вокруг горизонтальной или вертикальной оси без изменения точки съемки (рис. 237, 238). Поворот видеокамеры вокруг горизонтальной оси дает вертикальную панораму, а вокруг вертикальной оси - горизонтальную панораму.
Стационарное панорамирование требует определенной скорости движения видеокамеры, чтобы можно было детально рассмотреть изображение объекта, ход протекающего события при воспроизведении. Высокая скорость панорамирования дает на экране быструю смену воспроизводимых объектов, что не позволяет концентрировать внимание на отдельных деталях. Малая скорость панорамирования затягивает эпизод, приводит к однообразности сюжета.
Рис. 237. Схема съемки горизонтальной статической панорамы
Скорость поворота видеокамеры зависит от угла поля изображения объектива и величины его фокусного расстояния. Ориентировочную скорость панорамирования, например, дает следующая рекомендация: поворот видеокамеры на 150о градусов осуществляется за время (в секундах), соответствующее величине фокусного расстояния объектива (в миллиметрах). В соответствии с другой рекомендацией поворот видеокамеры (с нормальным объективом) при панорамировании на каждые 90о должен осуществляться за 15 с.
Рис. 238. Схема съемки вертикальной статической панорамы
Для выработки навыка снимать разномасштабные панорамы необходимо во время съемки вести отсчет отведенного на них времени. Панорама должна иметь строго определенные начало и завершение, т. е. начинаться и заканчиваться статичными кадрами продолжительностью от 3 до 12 сек., в зависимости от крупности плана.
Динамическое панорамирование связано с изменением положения точки съемки. Разновидностями динамического панорамирования являются проезд и объезд вокруг объекта.
Перемещение видеокамеры вдоль фронта объекта, если он имеет большую протяженность, дает «проезд» или «тревелинг» (от англ. traveling «путешествующий», «передвигающийся»).
Проезд – это передвижение видеокамеры по направлению перпендикулярному к оптической оси его объектива (или под некоторым углом к нему), при котором в поле зрения непрерывно вводятся новые участки пространства (рис. 239). Причём угол между оптической осью объектива и плоскостью предмета остается во время съемки неизменным. Как и в случае статического панорамирования, проезд начинается и заканчивается статичными кадрами.
Проезд бывает горизонтальный (например, проезд камеры вдоль улицы), вертикальный (например, съемка от земной поверхности до крыши здания).
Обычно длительность панорамирования в таких случаях для небольших по величине общих планов составляет 15 - 18 с, средних 10 - 15 с, крупных 5 - 10 с. С увеличением площади пространства, попадающего в кадр при панорамировании, увеличивается время съемки панорамы. При этом скорость перемещения камеры должна быть достаточной для восприятия изображения.
Съемка в движении с рук сопряжена с большими трудностями, чем съемка при расположении оператора неподвижно в одной точке. Трудности связаны с колебаниями видеокамеры по вертикали, вызванными перемещением оператора.
Рис. 239. Схема съемки операторского приема «проезд»
Объезд вокруг объекта – съемка осуществляется перемещением видеокамеры вокруг объекта (рис. 240). Этот прием применяется для фиксации всей информации об объекте (например, повреждений на автомобилях после ДТП).
Панорама следования – съемка производится при одновременном перемещении видеокамеры и объекта. Панорама следования позволяет сопровождать, удерживать в пределах кадра объекты, на которых необходимо сосредоточить внимание во время их движения. Сопроводительное панорамирование может быть как стационарным, так и динамическим. В последнем случае съемка может производиться в процессе перемещения видеокамеры за объектом, перед объектом или параллельно объекту.
При съемке движущегося объекта следует учитывать, что при повороте видеокамеры может создаваться неправильное представление о направлении его движения. Например, автомобиль, перемещающийся по прямой дороге, в результате панорамирования воспроизводится на экране как бы делающим поворот в сторону от видеокамеры. Наоборот, автомобиль, едущий по закругленной дороге, при его сопровождении видеокамерой, кажется движущимся по прямо линии.
Рис. 240. Схема съемки операторского приема «объезд»
Наезд и отъезд – плавный переход от одного плана съемки к другому. Данные приемы выполняются при изменении расстояния между объектом съемки и видеокамерой.
Наезд – это перемещение видеокамеры к объекту съемки по направлению ее оптической оси, при котором изображение главного объекта постепенно укрупняется и за пределы кадра уходит ряд элементов его окружения.
Отъезд – увеличение расстояния между объектом съемки и видеокамерой вдоль оптической оси последней. При этом происходит уменьшение масштаба изображения основного объекта съемки, а общее поле изображения увеличивается.
Эти операторские приемы применяются в тех случаях, когда объект необходимо показать более крупным планом либо на фоне окружающей обстановки.
Наезд и отъезд проводят путем плавного подхода (отхода) к объекту (от объекта), при этом камера жестко удерживается в руках, сюжетно-важная деталь постоянно находится в центре кадра. Желательно, чтобы процесс перемещения не приводил к смещению видеокамеры в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Выполняя данный прием следует продвигаться равномерно без рывков, так как перемещение видеокамеры неизбежно приводит к ее расфокусированию. С использованием современных видеокамер эти приемы проводят, не изменяя точку съемки, а изменяя фокусное расстояние объектива (привод трансфокации, ZOOM).
При проведении следственных действий могут использоваться также специальные приемы видеозаписи: ускоренная и замедленная съемка.
Ускоренная съемка – это прием, позволяющий производить съемку с высокой скоростью работы электронного затвора видеокамеры. Данный прием применяется для фиксации быстропротекающих процессов или явлений. Ускоренная съёмка применяется при проведении следственных или экспертных экспериментов, когда требуется детально изучить механизм образования тех или иных следов или уяснить действия, демонстрируемые подозреваемым в быстром темпе.
Ускоренную съемку позволяют осуществлять видеокамеры, имеющие режим высокоскоростного затвора (High Speed Shutter) или режим спортивной съемки. Эти режимы соответствуют времени съёмки одного кадра 1/50 – 1/10000 с, что исключает «смазанность» изображения быстро движущихся объектов. Для сравнения, нормальная скорость работы электронного затвора видеокамеры составляет 1/25 с. Дальнейшее изучение материалов видеозаписи, полученных таким образом, проводят при воспроизведении с помощью видеомагнитофона в режиме просмотра отдельных кадров.
Замедленная съемка – приём, позволяющий ускорить движение отснятых объектов на экране по сравнению с действительностью. Осуществляется данный прием при меньшей скорости движения магнитной ленты в видеокамере (например, в режиме Long Play). При воспроизведении такой видеозаписи с нормальной скоростью движения видеоленты можно за короткий промежуток времени передать фазы развития длительного процесса.
Замедленная съемка отдельными кадрами через равные, заранее заданные интервалы времени, называется покадровой и применяется в охранных системах и системах наблюдения банков, магазинов и т. д. Такие видеосистемы позволяют производить непрерывную запись в течение дежурных суток на одну четырехчасовую видеокассету.
§ 3. Сценарный план видеофильма, его содержание и структура.
Видеозапись, осуществляемая с целью фиксации следственных действий, представляет собой сложное тактико-техническое мероприятие, требующее тщательной предварительной подготовки. Одной из составляющих подготовки к видеосъемке является составление сценарного плана съемки, который в процессе видеозаписи поможет обеспечить логическую последовательность и сочетаемость запечатлеваемых видеозаписью эпизодов.
В ходе съемки видеофильмов, иллюстрирующих проведение следственных действий, огромное значение имеет эффективное взаимодействие следователя и специалиста. Сложность заключается в синхронности работы следователя, проводящего следственное действие, озвучивающего протокол в процессе съемки, и специалиста-криминалиста, выступающего в роли оператора, который готовит видеоряд. Сделать это качественно возможно лишь по заранее намеченному и согласованному плану видеофильма.
При составлении сценарного плана необходимо предусмотреть все особенности, порядок проведения и содержание данного следственного действия. Видеофильмы, снятые в ходе проведения различных следственных действий, как правило, монтажу не подвергается. Поэтому все недочеты, связанные с недостаточной подготовкой к видеозаписи, остаются зафиксированными на видеоленте.
Для составления плана видеофильма, как и для проведения самой видеосъёмки, привлекаются специалисты-криминалисты.
Перед началом съемки следователю совместно со специалистом необходимо провести ряд подготовительных мероприятий:
– определить объекты или действия, которые должны быть зафиксированы на видеоленту с учетом условий проведения данного следственного действия;
– выбрать приемы и способы видеозаписи, которые следует применять при видеосъёмке в ходе проведения данного следственного действия;
– выбрать видеосъемочную технику и дополнительные приспособления (штатив, источник питания, осветитель, выносной микрофон и т. д.).
Сценарный план является рабочей программой оператора. Он должен отражать очередность запечатления основных фактов и узловых моментов, которые, по мнению следователя, необходимо зафиксировать. Порядок съемки эпизодов, намеченных в плане, должен соответствовать порядку проведения следственного действия. Форма сценарного плана может быть различна, но наиболее часто используется табличная форма. При этом в таблице указывается порядковый номер кадра или эпизода, его содержание, план – масштаб съемки каждого эпизода, операторский прием, который, при этом используется и примерная продолжительность съемки.
Составляя план, следователь совместно со специалистом намечают приемы съемки, выбирают масштаб изображения объектов, ориентировочные точки расположения камеры и технические приемы записи речевой информации (способы озвучения фильма при видеозаписи).
При подготовке к следственному действию, проводимому с применением видеозаписи, приходится решать и другие технические вопросы, относящиеся большей частью к компетенции специалиста. Например, он должен иметь, исходя из плана, представление о продолжительности съемки и выбрать соответствующую аппаратуру, средства освещения и источники питания. Необходимо заранее определить, как фиксировать звуковую информацию; с использованием выносного микрофона либо с помощью микрофона, встроенного в видеокамеру. Для съемки на месте проведения следственных действий, где отсутствует электросеть, готовят автономные источники питания как для видеокамер, так и для осветителей.
В криминалистической практике принята определенная табличная форма сценарного плана. Ниже приведен пример составления сценарного плана такого следственного действия, как проверка показаний на месте.
Таблица 33
Сценарный план видеофильма проверки показаний на месте
П/п | Содержание эпизода | План съемки | Операторский прием | Продолжительность съемки, с |
1. | Дом № 36 по улице Коммунистическая. Следователь на фоне дома, у которого видны номер и название улицы, называет место и время проведения следственного действия, представляет его участников, разъясняет им их права и обязанности. | Общий план, наезд, переход к среднему плану | Статичный кадр | |
2. | Обвиняемый Иванов показывает место проникновения в дом № 36 по улице Коммунистическая. | Средний план | Статичный кадр | |
3. | Обвиняемый Иванов показывает путь по коридору к квартире № 47, где он совершил кражу | Средний план | Панорама следования | |
4. | Обвиняемый Иванов показывает входную дверь в квартиру № 47. | Средний план | Статичный кадр, наезд, статичный кадр | |
5. | Обвиняемый Иванов показывает, как он взломал дверь квартиру № 47 | Крупный план | Статичный кадр | |
6. | Обвиняемый Иванов показывает помещение, где он совершил кражу. | Средний план | Панорамирование | |
7. | Обвиняемый Иванов показывает шкаф, откуда он похитил ценности | Средний план, переход к крупному плану | Статичный кадр, наезд, статичный кадр | |
8. | Обвиняемый Иванов показывает место, куда им было спрятано орудие взлома. | Средний план, переход к крупному плану | Статичный кадр, наезд, статичный кадр | |
9. | Следователь объявляет всем участникам об окончании следственного действия | Средний план | Статичный кадр |
Разумеется, подготовленный заранее сценарный план является лишь примерным, предположительным. Иногда бывает трудно предугадать весь ход следственного действия, результаты которого неочевидны, и составление плана осложняется. В некоторых случаях приходится вносить изменения в первоначальный сценарный план. Вместе с тем, типовой план действий всегда должен быть «в уме» следователя и специалиста, для того чтобы, проводя видеосъемку, иметь представление о том что снимать, с какой целью, каким образом, в течение какого периода.
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 1730;