Изобразительные средства видеозаписи
Изобразительные средства, используемые в фотографии, кино, телевидении и видеозаписи едины и представляют собой целостную систему. Изобразительные средства построения фотографического изображения были подробно рассмотрены в гл. 8, поэтому некоторые из них будут раскрыты в приложении к видеозаписи.
К изобразительным средствам относятся: линейная композиция, освещение, тональное и перспективное решение кадра. Для выделения главной, сюжетно-важной части изображения используют соответствующие элементы композиции: разные планы съемки, направления, высоту и момент съемки, кадрирование, изобразительный акцент.
Применение изобразительных средств и композиционных элементов должно быть направлено на точное, последовательное и всестороннее запечатление объекта, сохранение и передачу фактов, имеющих доказательственное значение. Грамотное композиционное построение видеофильма вцелом и каждого кадра в отдельности является гарантией достоверности информации об объекте съемки.
Понятие кадр имеет несколько значений. Во-первых, кадр – это пространство, ограниченное прямоугольником с соотношением сторон 4:3 (широкоформатный - 16:9), которое оператор «вырезает» из пространства объектов. Во-вторых, кадром в видеозаписи называется отрезок видеоленты, снятый за время от пуска до остановки камеры. Так, за 1 с. на видеоленту может быть записано 25 кадров.
При съемке судебных видеофильмов, как правило, внутрикадровая композиция выстраивается за счет выбора точки съемки и реже за счет расстановки объектов в поле кадра. Каждый объект может быть снят с нескольких точек, различных по высоте, направлению и расстоянию до объекта. При видеосъемке чаще используют нормальные по высоте точки съемки, что позволяет получать изображения с правильной передачей пропорций. Камера в этом случае может располагаться на уровне глаз, если съемка производится «с рук», либо на уровне груди, если съемка производится со штатива.
С выбором точки съемки неразрывно связано и определение направления съемки. Различают фронтальное направление (оптическая ось камеры перпендикулярна фронту снимаемого объекта) и диагональное (угол, образуемый оптической осью камеры и плоскостью объекта отличается от прямого). Кадры, полученные с фронтальных направлений (точек), пропорционально отображают элементы объекта, не внося перспективных изменений. Они не передают объемность, глубину пространства, изображение выглядит плоским и статичным. Наоборот, кадры, снятые с боковых направлений подчеркивают объемность, глубину пространства, более динамичны и содержат больше информации об объекте.
Положение видеокамеры в момент съемки обусловливает не только перспективность изображения – плоское или объемное, но и его масштаб.
Масштабное построение кадра подразумевает выбор плана съемки (расстояния до объекта) для получения общей информации о месте проведения следственного действия, либо акцентирования внимания на отдельной его части (области пространства, отдельных объектах – вещественных доказательствах). От крупности плана зависит восприятие объекта на изображении. Аналогично общей фотографии видеозапись производится общим, средним, крупным и детальным планами, а применительно к судебной используют соответствующие ей приемы съемки: ориентирующую, обзорную, узловую и детальную. Причем, каждая крупность плана несет определенную смысловую нагрузку.
При видеосъемке одним из важных правил композиционного построения кадра является «правило трети». Для этого изображение на мониторе, на экране видоискателя условно делится на три части и по вертикали, и по горизонтали. Сюжетно-важный элемент помещают как можно ближе к одной из точек пересечения двух условных линий, в которой наблюдается и пересечение второстепенных объектов. Так, при съемке общим планом линия горизонта совмещается с верхней или нижней горизонтальной линией. При съемке средним планом, особенно при портретной съемке, голова человека располагается так, чтобы глаза находились на одной трети от верхней границы кадра, при этом должно оставаться расстояние от границ кадра до контуров объекта.
Движение объектов в кадре приводит к композиционным изменениям. Опытный оператор всегда следит за такими изменениями и своевременно вносит необходимые коррективы: изменяет направление съемки либо масштаб изображения в соответствии с перемещениями объектов, стремясь к тому, чтобы они не закрывали друг друга и не выходили за пределы кадра.
Не рекомендуется перегружать кадр многоэлементными объектами, что делает полученное изображение сложным для восприятия. Внимание необходимо акцентировать на главном. Поэтому в таких случаях рекомендуется переходить от общих планов к средним и от средних к крупным. При съемке объектов крупным и детальным планами следует помнить о правилах выбора фона, который должен контрастировать по тону с объектом.
Важным элементом формирования изображения является освещение. При естественном освещении наилучшие результаты достигаются при положении источника света под углом 15-80о относительно линии горизонта. В тех случаях, когда солнце находится в зените, интенсивность освещения горизонтальных поверхностей вдвое превышает интенсивность вертикальных поверхностей, при этом создается эффект сплюснутого изображения.
В большинстве случаев при съемке вне помещения естественного освещения бывает достаточно. При низкой же освещенности получение качественной записи затруднительно. При таких условиях съемки используют комбинированное освещение, создаваемое несколькими источниками искусственного освещения.
При видеосъемке большое значение имеет и оптимальная передача цветности объекта.
Передача естественных цветов зависит от оптимальности характера освещения объекта, а также от цветового баланса – баланса белого[14]. Для обеспечения точной цветопередачи, близкой к зрительному восприятию, необходимо в первую очередь правильно установить «баланс белого», тем самым адаптировать видеокамеру к виду освещения, при котором производится съемка (соответствующим источнику света с определенной цветовой температурой).
При выборе освещения следует учитывать тот факт, что каждый источник света имеет свою цветовую температуру. Разная цветовая температура соответствует различным цветовым оттенкам: чем она ниже, тем больше красной составляющей в изображении, а по мере ее повышения увеличивается синяя компонента. При температуре 3200 °К больше красного, при 5600 °К – синего. В простых видеокамерах «баланс белого» устанавливается либо автоматически, либо на основе стандартных предустановок: «в помещении» и «на улице». Данные режимы позволяют пропорционально передавать цветные, белые и черные оттенки (3200 °К – для комнатного освещения, 5600 °К – для дневного света). В более совершенных моделях предусмотрена и ручная настройка баланса белого. Для этого перед объективом помещают белый лист бумаги, нажимают кнопку «White balance», и камера автоматически устанавливает нужное соотношение основных цветов для данной цветовой температуры.
При видеосъемке нельзя смешивать естественное и искусственное освещение, что приводит к искажению цвета в красных и голубых тонах.
Если по каким-либо причинам не удается осветить пространство светом источников с одинаковой цветовой температурой, цветовой баланс устанавливается по свету, падающему на главный объект композиции. При этом целесообразно использовать специальные галогенные лампы с цветовой температурой, близкой к цветовой температуре дневного света, которые устанавливаются непосредственно на видеокамеру.
Значительные трудности при съемке вызывает интенсивное солнечное освещение, создающее контрастную светотеневую картину в пространстве объектов. Для снижения контраста и проработки деталей в теневых участках по возможности используется свет, отраженный от поверхностей расположенных рядом объектов.
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 417;