Характеристики основных бытовых форматов видеозаписи
Формат | Разрешающая способность, твл | Скорость ленты, мм/с | Максимальное время записи, мин | Назначение | Производители |
VHS-C | 23,39 | Бытовая видеозапись | Panasonic, JVC и др. | ||
Video 8 | 240-250, 280 (XR)* | 20,5 | Бытовая видеозапись | Sony, Samsung, Hitachi и др. | |
S-VHS-C | 400-420 | 23,39 | Бытовая видеозапись | Panasonic, JVC и др. | |
Hi 8 | 380-420, 440 (XR)* | 20,5 | Бытовая видеозапись | Sony, Samsung, Hitachi и др. | |
Digital 8 | 500-520, 720х480 dpi, (NTSC) 720х576 dpi, (PAL)** | 28,6 | Бытовая видеозапись | Sony. | |
MiniDV | 500-520, 720х480 dpi, (NTSC) 720х576 dpi, (PAL)** | 18,81 | Бытовая, профессиональная видеозапись | Sony, Panasonic, JVC, Canon, Sharp и др. |
Между форматами S-VHS и VHS существует односторонняя совместимость, т.е. видеофонограммы, записанные в формате S-VHS, могут быть воспроизведены только на видеотехнике этого формата. Видеофонограммы формата VHS можно воспроизводить на аппаратуре как формата VHS, так и формата S-VHS.
Преимуществами видеокамер формата VHS и S-VHS являются: возможность воспроизведения изображения на аналогичном видеомагнитофоне; при съемке большая видеокамера находится на плече оператора, поэтому устойчивость кадра в данном случае будет лучше, чем при съемке малогабаритными камерами.
В 1984 г. фирмой Sony разработан формат Video 8. Видеозапись производится на ленту шириной 8 мм. Габариты видеокамер и кассет стали меньше, чем у камерVHS-С. Разрешающая способность соответствует 250 твл.
Формат видеозаписи Hi 8 является улучшенным вариантом формата Video 8. По разрешающей способности (400 твл) и другим параметрам он вполне отвечает требованиям полупрофессионального применения. Преимуществами данного формата являются малые габариты, высокая плотность и качество записи за счет применения металлопорошковых и металлизированных лент. Кроме того, данный формат отличается высоким качеством воспроизведения звука (Hi-Fi – high fidelity англ. – высокая точность).
Видеокамеры форматов Video-8 или VHS-C, Hi 8 или S-VHS-C похожи как внешне, так и по функциональным возможностям, массе и габаритам. Различными являются ширина магнитных лент и размеры кассет для видеокамер указанных форматов. У видеокамер VHS-С и S-VHS-С используется магнитная лента шириной 12,65 мм в кассете 92х59х23 мм, рассчитанная на продолжительность нормальной съемки 45 мин. В комплект таких камер входит кассета-адаптер, размерами аналогичными кассетам VHS, в корпус которой можно вставить компактную кассету и просмотреть запись на видеомагнитофоне.
Видеокамеры Vidео 8 и Нi 8 осуществляют запись на ленту шириной 8 мм в кассете 95х62,5х15 мм на 90 мин, а miniDV – на ленту шириной 6,35 мм в кассете 66х48х12,2 мм продолжительностью 80 мин. Просмотреть эти кассеты на обычном видеомагнитофоне формата VHS невозможно. Для этого необходима перезапись на кассету формата VHS или просмотр на телевизоре непосредственно через видеокамеру указанного формата. Современный этап в развитии видеозаписи характеризуется использованием цифровых видеокамер.
Цифровые форматы Digital 8, miniDV,появившиеся в 1995 г., отличаются высокой разрешающей способностью (см. табл. 1), а также имеют ряд преимуществ перед аналоговыми:
– возможность многократной перезаписи без потери качества изображения и звука;
– возможность обработки видеоматериалов с помощью персонального компьютера в цифровой форме;
– возможность использования режима LP без потери качества;
– малый размер и высокую емкость кассет.
Формат Digital 8 занимает положение переходного формата между аналоговыми и цифровыми, т.к. позволяет записывать видеофильмы на кассетах формата Нi 8 (объем записываемой при этом видеоинформации будет на одну треть меньше, чем на стандартные для этого формата кассеты Digital 8). Кроме того, видеокамеры формата Digital 8 пригодны для воспроизведения кассет аналоговых форматов Vidео 8 и Нi 8.
В области профессиональной цифровой видеосъемки применяется формат DV (Digital Video)– рис. 224 а. Видеокамеры данного формата имеют существенные габариты (см. рис. 224 б), размеры кассет и отличаются высокой стоимостью. Для любительских целей разработаны компактные варианты камер этого формата – самый распространенный из них на сегодня форматminiDV (рис. 225 а) и появившийся в 2002 г. формат microDV.
Видеокамеры формата microDV отличаются малыми размерами (рис. 225 б), и, соответственно кассеты у них, также небольшие. Размер кассет для видеокамер формата microDV, составляет всего 30 % от размера кассеты формата miniDV. Основное преимущество камер microDV обусловливает и серьезный их недостаток: объектив малого размера имеет небольшую светосилу и при недостаточном освещении качество получаемых изображений резко снижается. Поэтому этот формат не получил значительного распространения.
В 2000 г. появились видеокамеры формата DVD (рис. 226). Они используют в качестве носителя записываемые оптические дискиDVD-RW (многоразовые) или DVD-R (одноразовые)диаметром 8 см(точнее, miniDVD). Емкость такого диска составляет – 1,4 Гбайт. Диск miniDVD имеет длительность записи не более 30 минут в режиме SP и 60 минут в режиме EP, причем в ущерб качеству изображения.
а б
Рис. 224. Видеокамеры профессионального формата DV (слева) и бытовогоminiDV (справа)[10]
а б
Рис. 225. Видеокамеры формата miniDV (а) и microDV (б)
Рис. 226. Видеокамера формата DVD.
Запись видео в DVD видеокамерах производитсяв формате MPEG-2 (DVD), что позволяет сразу воспроизводить их на бытовом DVD-плеере или на компьютере.
Перспективным цифровым форматом видеокамер является новый формат – HDV (High Definition Video), он предусматривает запись на кассеты miniDV и обеспечивает качество изображения, соответствующее стандарту телевидения высокой четкости с разрешением видеоизображения 1440x1080 точек. Пока что такие камеры очень дороги (несколько тысяч долларов), но их массовое распространение начнется в ближайшие 10 лет.
Многие страны готовятся перейти на цифровые стандарты телевещания в ближайшем будущем – большинство европейских стран к 2011 г., а Россия к 2015 г. Пока цифровая техника развивается в ином направлении – совершенствуются устройства для записи и воспроизведения, то есть видеокамеры и видеомагнитофоны.
§ 2. Устройство и принцип действия видеозаписывающей аппаратуры
Видеокамера представляет собой телевизионную камеру, объединенную с видеомагнитофоном и предназначенную для видеосъемки, записи видеоизображения на магнитный носитель и просмотра полученной видеофонограммы.
Первые видеокамеры состояли из двух отдельных блоков (частей): телевизионной камеры и видеомагнитофона. По мере развития и совершенствования технологии производства видеотехники производители пришли к одноблочной компоновке, сочетающей в одном корпусе видеокамеру и видеомагнитофон. Сокращение слов camera и recorder и дало слово camcorder – «записывающая камера».
Видеокамеры, независимо от их назначения, состоят из следующих элементов: объектива; визира; пульта управления; селектора; кассетного блока; батарейного блока; донной части (см. рис. 227).
Рис. 227. Схематическое изображение типовой аналоговой видеокамеры:
1 – объектив; 2 – пульт управления; 3 – визир; 4 – батарейный блок;
5 – кассетный блок; 6 – селектор; 7 – донная часть
Видеокамеры комплектуются необходимыми в работе принадлежностями, к которым относятся: сетевой и кассетный адаптер (для видеокамер формата VHS-C), аудио-видео кабель, штатив, сменные объективы или насадки широкоугольные (Wide-Angle lens), длиннофокусные (Tele-photo) и для макросъемки (Macro lens), различные светофильтры, бленды и т.д.
В комплект любой видеокамеры входит аккумулятор и сетевое зарядное устройство.Сетевой адаптер может использоваться как для питания видеокамеры от сети переменного тока, так и для зарядки аккумуляторов. Наиболее распространены следующие типы аккумуляторов:
1. Никель-кадмиевые (Ni-Cd) аккумуляторы напряжением 6В, которые можно перезаряжать сотни раз. Они дешевле аккумуляторов других типов, но обладают так называемым «эффектом памяти». Такой аккумулятор при разряде эффективно отдает не всю емкость, а только полученную при последней зарядке. Чтобы емкость аккумулятора с каждым разом не уменьшалась, его перед съемкой полностью разряжают с помощью функции зарядного устройства Refresh. Разрядить аккумулятор полностью можно в процессе работы до автоматического отключения видеокамеры.
2. Никель-металл-гидридные (NiМН) (металловодородные, никель-гидридные) аккумуляторы «эффекту памяти» подвержены в меньшей степени, более совершенные и дорогие. Саморазряд при хранении в течение месяца в полностью заряженном состоянии до 15% емкости.
3. Литиево-ионные (Li-iоn) не страдают «эффектом памяти» вовсе, но требуют специального зарядного устройства. Для питания видеокамер применяются двух-, а иногда и одноэлементные Li-iоn аккумуляторы. Саморазряд при хранении в течение месяца в полностью заряженном состоянии до 5% емкости.
Все аккумуляторы удовлетворительно работают в диапазоне температур от -10 до +40oС. Выпускают аккумуляторы разной емкости, но имеющие одинаковые присоединительные размеры. Для съёмки необходимо иметь запас аккумуляторов – не меньше двух.
Видеокамеры содержат ряд оптических, электронно-оптических, электромеханических и электронных систем и узлов. К ним относятся:
– оптическая система со световоспринимающим устройством (ПЗС-матрицей);
– канал записи и воспроизведения видеоизображения;
– канал записи-воспроизведения звукового сопровождения;
– блок магнитных видеоголовок;
– лентопротяжный механизм;
– системы автоматического управления и регулирования.
Оптическая система видеокамеры представлена объективом, световоспринимающим устройством и электронным видоискателем.
Большинство современных видеокамер имеют объективы с переменным фокусным расстоянием – трансфокаторы или ZOOM, позволяющие изменять его фокусное расстояние. Каждый объектив с переменным фокусным расстоянием характеризуется кратностью – отношением максимального фокусного расстояния к минимальному. У разных моделей диапазон изменения фокусного расстояния составляет от 10 до 25 крат.
Указанный диапазон ZOOMa не всегда означает большое значение фокусного расстояния, он может быть расширен и в сторону меньших чисел, что увеличивает угол поля изображения и позволяет производить съемку с близкого расстояния, например, в помещении.
Для изменения кратности применяется рычаг-коромысло W-T, расположенный на верхней части корпуса видеокамеры.
Многие видеокамеры имеют режим цифрового увеличения масштаба изображения. В этом режиме в процессе съемки на полном экране воспроизводятся элементы центральной части изображения, попадающие в поле зрения объектива. Четкость изображения при этом снижается, но общий результат получается лучше, чем при таком же масштабировании в процессе монтажа.
Объектив видеокамеры формирует изображение объекта и проецирует его в плоскость светоприемника. Световоспринимающим устройством во всех современных видеокамерах является ПЗС-матрица.
Профессиональные и полупрофессиональные камеры имеют три ПЗС, чувствительные к основным спектральным областям (синей, зеленой и красной), обеспечивающие получение цветного изображения. В бытовых видеокамерах используется один датчик ПЗС, на который нанесен решетчатый цветной фильтр. Размер ПЗС - матриц видеокамер составляет 1/4 - 1/2 дюйма. Число элементарных ячеек на ПЗС зависит от класса видеокамеры и определяет его разрешающую способность. Для бытовых видеокамер их количество составляет порядка 220 - 330 тысяч ячеек, для профессиональных видеокамер с цифровой стабилизацией изображения – 570 - 680 тысяч. Разрешение последних сопоставимо с разрешением традиционных фотоматериалов.
ПЗС-матрицы, по сравнению с фотопленкой, имеют высокую общую светочувствительность. Поэтому для большинства современных моделей видеокамер возможна съемка при освещенностях близких к 0,2 люкса, т. е. в условиях сумерек или в помещениях без дополнительной подсветки. В настоящее время применяются видеокамеры с так называемой «нулевой светочувствительностью», работающие при низкой освещенности в ближней инфракрасной области спектра.
При съемке в условиях недостаточной освещенности с использованием инфракрасного осветителя следует учитывать, что изображение будет черно-белым.
Видеокамеры не имеют механического затвора. Выдержка при съемке побирается электронным способом, т. е. изменением времени накопления зарядов ПЗС - матрицей. Рабочий диапазон выдержек у видеокамер составляет от 1/50 до 1/5000 сек. Некоторые видеокамеры имеют специальный режим съемки с увеличенной выдержкой – больше времени формирования одного кадра (до 1/3 сек). Данный режим пригоден для съемки в условиях низкой освещенности только неподвижных объектов. Увеличение выдержки приводит и к снижению резкости изображения, а быстро движущиеся объекты будут выглядеть «смазанными».
Видоискатели видеокамер бывают двух систем: монохромные (на основе обычной электронно-лучевой трубки) и цветные (на основе жидких кристаллов, с числом элементов от 180 до 190 тысяч). Цветной видоискатель может быть как традиционным, с окуляром, так и жидкокристаллическим в виде экрана. Некоторые модели видеокамер имеют и тот и другой, что позволяет во время съемки правильно оценивать цветовой баланс изображения. Монохромный видоискатель не позволяет выявить объект на неоднородном пестром фоне при одинаковой яркости, например при съемке человека в толпе.
Дисплей видоискателя также выполняет роль универсального индикатора, на который выводится информация о режимах работы видеокамеры: дата, время, тип ленты, степень разряда аккумулятора и т. д. В видоискателях предусмотрен диоптрийный корректор зрения оператора.
Размер жидкокристаллического экрана составляет в среднем 3 дюйма по диагонали. Допустим поворот экрана в сторону до 90°, а вокруг горизонтальной оси – на 180 - 270° с сохранением правильной ориентации изображения.
Жидкокристаллический экран позволяет оператору держать видеокамеру на некотором расстоянии от себя под произвольными углами и обеспечивает съемку в ситуациях, когда использование традиционного видоискателя затруднено. Например, в случае съемки из-за препятствия (забора или толпы людей). Визировать и вести съемку, при этом можно держа камеру на вытянутых руках и подняв ее над головой.
Канал записи и воспроизведения видеоизображения представляет собой совокупность таких устройств, как модулятор преобразования электрических сигналов для записи изображения на магнитную ленту, усилитель записи, демодулятор для обратного преобразования воспроизводимого сигнала в электрический, усилитель воспроизведения.
Видеосигнал подвергается электронной обработке и записывается видеоголовкой на магнитную ленту. При воспроизведении сигнал с магнитной головки проходит через усилитель и демодулятор и приобретает первоначальный вид.
Канал записи и воспроизведения звука включает встроенный микрофон и усилитель канала записи звука.
Современные видеокамеры оснащены встроенным микрофоном (моно или стерео) для синхронной записи звука. Некоторые из них имеют микрофон с переключаемой диаграммой направленности, правда, в режиме «теле» микрофон становится монофоническим. Встроенные микрофоны обладают одним существенным недостатком. Они воспринимают шумы самой видеокамеры. Поэтому у высококлассных моделей видеокамер применяют выносной микрофон. Большинство камер имеют систему шумопонижения, которая состоит из фильтров низких и инфранизких частот.
Блок магнитных видеоголовок предназначен для записи на видеоленту и воспроизведения с нее сигналов изображения. Он смонтирован на неподвижном барабане, цилиндрическая поверхность которого служит направляющей для магнитной ленты. Барабан разделён на две части, в зазоре между которыми вращается диск с двумя видеоголовками. Они предназначены для преобразования электрических сигналов, поступающих при записи изображения в магнитные импульсы, намагничивающие движущуюся видеоленту, а также для обратного преобразования импульсов в электрические сигналы при воспроизведении.
Лентопротяжный механизм видеокамеры перемещает магнитную ленту относительно блока магнитных головок во время записи и воспроизведения видеоизображения, обеспечивает ускоренную перемотку ленты в прямом и обратном направлении, а также плавную остановку ленты в режиме автостопа. При записи и воспроизведении лента извлекается лентопротяжным механизмом из кассеты и огибает цилиндрическую поверхность неподвижного барабана, входящего в блок магнитных видеоголовок.
В видеокамерах формата VHS предусмотрены режимы записи с разной скоростью движения ленты. Режим SP (Standard Play) – основной режим, характеризующийся номинальной скоростью движения ленты и максимально возможным качеством записи (PAL, SECAM – 23,39 мм/с, NTSC – 33,5 мм/с). В режиме LP (Long Play) продольная скорость движения ленты уменьшается (PAL, MESECAM – до 11,7 мм/с, NTSC – до 16,67 мм/с) соответственно изменяется скорость записи, и ухудшаются качественные показатели. Самая низкая скорость обеспечивается в режиме EP- Elong Play (только для NTSC 11,12 мм/с). Скоростями определяется и время записи / воспроизведения (SP, LP) кассет с лентой одинаковой длины. При этом обратно пропорционально уменьшению скорости записи увеличивается ее продолжительность.
Система автоматического регулирования предназначена для синхронизации скорости движения видеоленты в лентопротяжном механизме и угловой скорости вращения диска с видеоголовками в процессе работы видеокамеры. При съемке она регулирует положение диска с видеоголовками и запись управляющего сигнала, содержащего информацию о скорости и взаиморасположении ленты и головки. При воспроизведении система согласует скорости и взаимное положение ленты и диска так, что видеоголовка точно следует по наклонной строчке записи изображения и считывает видеосигнал со всей ширины ленты.
При воспроизведении ленты, записанной на другой видеокамере (видеомагнитофоне) с несколько отличающейся скоростью транспортировки, могут возникнуть искажения изображения в виде горизонтальных полос. Для более точного отслеживания видеоголовками строчек видеозаписи используют функцию Tracking,которая позволяет устранить помехи на изображении и обеспечить оптимальное качество воспроизведения.
К системам автоматического управления относятся: система автоматической фокусировки (автофокус), система автоматической настройки цветового баланса «Баланса белого», система автоматического выбора режима экспонирования, система автоматической стабилизации изображения (оптическая или электронная) и т. д.
Современные видеокамеры оснащены аварийно-предупредительной системой сигнализации, позволяющей выводить на экран видоискателя информацию о неисправностях видеокамеры либо о неправильной её эксплуатации. Такая информация высвечивается в поле зрения оператора в виде пиктограмм или символов (см. рис. 228).
Более подробно перечисленные системы видеокамер будут рассмотрены в следующем параграфе.
Рис. 228. Пиктограммы, аварийно-предупредительной сигнализации видеокамер:
а – предупреждение о конденсации в видеокамере влаги; б – предупреждение о загрязнении видеоголовок; в – предупреждение о том, что емкость аккумулятора исчерпана, и видеокамера будет отключена через несколько минут; г – предупреждение о невозможности проведения видеозаписи из-за отсутствия в камере видеокассеты или установленной на ней защиты от записи; д – предупреждение о том, что ёмкость батареи кнопочного типа исчерпана; е – предупреждение о том, что лента в кассете полностью записана.
Правила обращения с видеосъемочной техникой и видеовоспроизводящей аппаратурой.Видеокамера является достаточно уязвимым устройством, поэтому, когда она не используется, ее следует хранить в специальном футляре. Особую осторожность необходимо соблюдать при обращении с оптическими элементами видеокамеры: объективом и видоискателем.
Необходимо избегать прямого попадания солнечных лучей или сильного искусственного света в объектив.
При съемке в неблагоприятных погодных условиях видеокамеру необходимо покрывать чехлом из полиэтиленовой пленки. Однако покрытие не должно быть герметичным во избежание конденсации влаги внутри камеры.
Конденсация влаги может повлечь за собой повреждение электронных блоков, механизмов видеокамеры и видеокассеты. Возникает она в большинстве случаев при резком повышении температуры, а также при повышенной влажности. Поэтому после работы зимой в полевых условиях возобновление съёмки в помещении возможно не менее чем, через 1 час. Обычно видеокамеры оснащаются автоматическим выключателем питания, который срабатывает в случае попадания влаги внутрь аппарата, и индикатором влажности «DEW» (см. рис. 228, а), который появляется на дисплее видоискателя камеры при конденсации влаги.
При работе вне помещения в зимнее время не рекомендуется допускать переохлаждения аккумуляторов и самой видеокамеры. Для этого используют специальные утепленные чехлы. Иначе, видеокамеру и сменные аккумуляторы следует держать под одеждой.
Видеоголовки видеокамер и видеомагнитофонов требуют особого ухода. В случае попадания пыли или загрязнения при длительной эксплуатации сигналы будут записываться с искажениями, а изображение воспроизводиться с характерными помехами. При появлении признаков засорения видеоголовок необходима проверка видеокамеры квалифицированным специалистом либо применение специальных чистящих кассет.
Некоторые видеокамеры оснащаются устройством для определения степени загрязненности видеоголовок (при сильном засорении на дисплее видоискателя появляется соответствующий символ индикации рис. 228, б).
§ 3. Основные системы и органы управления видеокамерой
В видеокамерах большинство операций по выбору параметров съемки производится автоматически, без участия оператора. Например, в автоматическом режиме может осуществляться фокусировка изображения, настройка цветового баланса изображения, выбор экспозиции при съемке (значение выдержки и диафрагмы), чувствительность светоприемника и т. д.
Обязательной системой современной видеокамеры является автоматическая фокусировка объектива - автофокус. В видеокамерах применяются различные системы автоматической фокусировки на инфракрасных лучах, ультразвуковых пьезодатчиках и с преобразователями на ПЗС-матрице. Действие двух первых систем основывается на измерении расстояния до объекта съемки и перемещении фокусирующей линзы.
Фокусировка осуществляется по ближайшему к объективу видеокамеры объекту, расположенному в центре видоискателя и имеющему вертикально ориентированные детали или контуры. Следящая система непрерывно перемещает фокус, оценивая, при каком положении фокусирующей линзы электрический сигнал (видеосигнал) содержит больше высоких частот, соответствующих наиболее резкому изображению.
Не во всех условиях съемки система автоматической фокусировки работает эффективно. Если объект имеет слабые вертикальные контуры или не содержит деталей, точная фокусировка невозможна. Невозможно сфокусировать видеокамеру в автоматическом режиме и по объекту на заднем плане, при съёмке через стекло или сетку. Поэтому видеокамеры дополнительно имеют ручную фокусировку. Диапазон фокусирования очень широк. Многие камеры позволяют снимать объекты при малом предметном расстоянии, примерно с 10 - 12 мм. При увеличении фокусного расстояния объектива возрастает и расстояние до плоскости фокусирования.
Система автоматической установки цветового баланса (или баланс белого) – функция видеокамеры, которая отвечает за правильную передачу цвета в условиях комбинированного освещения. Некоторые видеокамеры автоматически подстраиваются в процессе съемки, некоторые – в течение нескольких секунд после включения питания. Видеокамеры высокого класса имеют ручную фиксацию баланса белого и несколько предустановок для различных условий освещения (например, для искусственного и дневного света). Для настройки баланса белого объектив видеокамеры направляют на лист белой бумаги и нажимают кнопку «white balance» (у камер Panasonic вместо белой бумаги используют крышку от объектива).
Установкавыдержки и диафрагмы в большинстве видеокамер осуществляется автоматически. Кроме того, предусмотрено несколько режимов экспонирования с приоритетами выдержки или диафрагмы. Современные видеокамеры имеют набор разнообразных программ автоматического экспонирования, оптимизированных для типичных ситуаций съемки. Съемку можно проводить как в автоматическом режиме (см. рис. 229 а), так и в режимах, предусмотренных для съемки в особых условиях освещения. Учитываются особенности решаемых в ходе съемки задач (спортивный, портретный режим съемки, режим съемки при низкой освещенности и т. д.). Многие камеры имеют режим компенсации контрового света и ручную подстройку экспозиции.
К основным автоматическим режимам экспонирования [PROG.AE] бытовых видеокамер относятся:
Режим спортивной съемки(обозначается пиктограммой в виде легкоатлета-спринтера рис. 229 б) – предназначен для съемки быстро двигающихся объектов. При этом для устранения смазанности изображения выдержка уменьшается в диапазоне от 1/50 до 1/500 сек, и соответствует минимально допустимому значению для конкретных условий освещенности.
Режим съёмки с высокой скоростью работы электронного затвора High Speed Shutter (обозначается пиктограммой в виде замахнувшегося клюшкой хоккеиста - рис. 229 в) – обеспечивает более короткие, чем предыдущий режим, выдержки, но требует идеальных условий освещения. В данном режиме можно фиксировать быстро движущиеся объекты, например, брошенный мяч, и получить четкое их изображение при покадровом просмотре. Выдержка в этом режиме съемки соответствует 1/4000 сек.
Режим портретной съемки (обозначается пиктограммой – «групповой портрет» - рис. 229 г) позволяет выделить близко расположенный объект на фоне окружающей обстановки за счет уменьшения глубины резко изображаемого пространства и выведения фона в нерезкость. Выдержка при портретной съемке может соответствовать от 1/50 до 1/2000 сек.
Режим съемки при низкой освещённости Twilight (обозначается пиктограммой в виде полумесяца «съемка в сумерках» или горящей свечи - рис. 229, д-е) позволяет получить более яркое изображение. Видеокамера в данном режиме работает при максимальной чувствительности видеоканала с полностью открытой диафрагмой, а объектив фокусируется на гиперфокальное расстояние. Выдержка в режиме съемки при низкой освещенности составляет 1/50 сек.
Режим съёмки при прожекторном освещении Spotlight (обозначается пиктограммой в виде фигурки человека освещённой прожектором - рис. 229 ж). При этом экспозиция вычисляется по наиболее яркому и освещенному объекту, находящемуся в кадре.
Рис. 229. Пиктограммы, обозначающие различные автоматические
режимы экспонирования в видеокамерах
Режим съемки в условиях, подобных прибою и снегу Sand and Snow (обозначается пиктограммой в виде снеговика, освещенного солнцем - рис. 229 з) позволяет осуществлять съемку объектов на ярком фоне, например, на фоне снега или воды. Действует данный режим аналогично функции Backlight (компенсации контрового света), когда экспозиция определяется по слабоосвещенному объекту. В большинстве бытовых видеокамер имеется функция Backlight, кнопка включения режима съемки с ярко освещенным фоном может обозначаться BLC (см. прил. 1).
Многие видеокамеры снабжены стабилизатором изображения (Stady Shot или Stabilizer), компенсирующим дрожание рук и общую тряску, например, при съемке из транспортных средств. Он обеспечивает удобство пользования видеокамерой и значительно улучшает качество съемки, например, при съемке из самолета, идущего по взлетно-посадочной полосе или при съемке в динамике.
Различают оптические и цифровые стабилизаторы.
Оптический стабилизатор состоит из датчика движения (гироскопических сенсоров) и устройства, изменяющего направление оси оптической системы камеры за счет перемещении группы линз. При перемещении объектива из-за сотрясения световые лучи от объекта сдвигаются относительно оптической оси, что может привести к появлению смазанного изображения. Оптический стабилизатор сдвигает группу линз в плоскости перпендикулярной плоскости светоприёмника и тем самым компенсирует перемещение объектива (как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости). Такой стабилизатор имеет более широкий диапазон компенсируемых углов и позволяет использовать всю поверхность ПЗС-матрицы.
В камерах с цифровым стабилизатором используется не все изображение, фиксируемое ПЗС - матрицей, а только его часть. Датчик движения определяет, какую часть изображения использовать, чтобы картинка казалась неподвижной, но при таком способе стабилизации снижается разрешающая способность, что требует применения ПЗС - матриц с большим разрешением.
Органы управления видеомагнитофонов и видеокамер аналогичны (см. приложение 1, 2, 3). К органам управления видеокамерой относится, кроме кнопок включения/выключения видеокамеры, воспроизведения и остановки записи, кнопок выбора и включения различных режимов работы, рычаг управления трансфокатором объектива (см. приложение 1).
Трансфокаторы всех видеокамер оснащены электродвигателями, управляемыми рычагом или кнопкой-коромыслом W-Т. При нажатии рычага в направлении W (Widе) фокусное расстояние объектива уменьшается, а в направлении Т (Теlе) – увеличивается, передавая изображение объекта от общих до крупных и сверхкрупных планов. Скорость изменения фокусного расстояния обычно меняется в зависимости от силы нажатия на клавишу привода трансфокации. Разные модели имеют 2-4 значения скорости.
В современных видеокамерах переключение различных автоматических режимов работы осуществляется либо специальным селектором, либо путем выбора режима в меню на экране видоискателя, перемещение по которому осуществляется вращением колесика многофункционального диска (см. приложение 1).
Большинство видеокамер имеют функцию микширования Fade, позволяющую в ходе съемки обеспечивать эффект плавного появления или угасания изображения на темном, светлом, цветном или мозаичном фонах. Такой спецэффект обычно используют в начале и конце видеофильма, а также при съемке логически не связанных друг с другом эпизодов. Современные видеокамеры имеют достаточно большой перечень и других эффектов обработки изображения (ч/б, сепия, кино, видео эхо и др.). Однако при съемке судебных видеофильмов они не применяются.
Функции современных цифровых камер формата DV претерпели изменения по сравнению с аналоговыми видеокамерами.
Цифровые видеокамеры способны работать в качестве цифрового фотоаппарата с большой емкостью встроенной памяти, функции которой в видеокамере выполняют сменная карта памяти (в камерах Sony – формата Memory Stick, в камерах Panasonic – формата Secure Digital), сама видеокассета или записываемые магнитооптические диски[11]. При этом емкости одной кассеты достаточно для записи более 500 снимков с высоким графическим разрешением (размером 1024×768 пикселов), а на один диск DVD-RAM можно записать уже около 4,5 тыс. статичных фотоизображений. В современных моделях видеокамер, например Sony TRV820, имеется встроенный цветной принтер для моментального получения твердой копии размером 8,9×5,1 см, на специальной фотобумаге[12].
Существуют также видеокамеры, совмещающие в своей конструкции два устройства: полноценную цифровую видеокамеру и полноценный цифровой фотоаппарат с независимыми оптическими схемами, электронной начинкой и алгоритмами обработки изображения, объединенные в одном корпусе. Так, видеокамера Samsung Duocam VP-6550i (см. рис. 230) сочетает в себе две оптические системы: объектив с 10-кратным оптическим увеличением и матрицей разрешением 0,8 мегапикселя для видеозаписи, объектив с 3-кратным увеличением и разрешением матрицы 5,2 мегапикселя для записи фотоснимков. Видеокамера снимает и записывает видео на кассету формата miniDV, а неподвижные изображения на карту памяти.
Рис. 230. Видеокамера Samsung VP-6550i.
Все настройки при съемке в цифровых видеокамерах записываются в специальных метаданных на кассету, что дает возможность при необходимости найти начало и конец записи (с точностью до кадра), узнать время и дату записи любого фрагмента, посмотреть параметры записи, искать по дате и времени записи. Также записывается специальный тайм-код, который не сбивается, если вы вынули, а затем обратно вставили видеокассету в камеру. Этим значительно облегчается поиск отснятого материала, т.к. его никогда нельзя потерять, поскольку всегда известно, что, когда и где записано.
Цифровые видеокамеры имеют возможность прямой цифровой перезаписи сигнала через DV-интерфейс на любой аппарат DV-формата и непосредственно в компьютер, через специальную плату видеоввода. Они обеспечены необходимыми разъемами для подключения. В частности, для передачи видео в цифровом виде на компьютер есть несколько разных разъемов – это цифровой (IEEE-1394, он же iLink в варианте Sony, а также FireWire), аналоговый композитный (разъем типа «тюльпан») и S-Video.
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 511;