Экономика России в послепетровский период


 

Время дворцовых переворотов (вторая четверть XVIII в.)

Безвременная кончина Петра I, не оставившего наследника—продолжателя великих преобразований, в определенной степени затормозила социально-экономическое развитие страны. Преемниками Петра I стала череда его малосведущих в управлении огромной страной родственников. Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна и др. Большинство из них приходило к власти через бесконечные интриги и дворцовые перевороты. Они мало заботились о процветании России, вели расточительный для государственного бюджета образ жизни, непродуманную внутреннюю и внешнюю политику. В конечном итоге это ужесточало крепостничество, разоряло трудящихся. Разгул фаворитизма ослаблял экономику страны. Они не только отказались от политики покровительства российской промышленности и торговле, но зачастую просто препятствовали их развитию. Так, фабриканты-недворяне в основном лишились права приобретения душ. Таможенный тариф 1731 г. заменил протекционистский характер предыдущего тарифа (1724), значительно смягчив условия импорта иностранных изделий и пр. Росли привилегии и права дворянства. Усиливалась их власть над зависимым крестьянством. Служба дворянина стала не пожизненной, а 25-летней и пр. Это было время иностранного засилья и пренебрежения к интересам россиян. К примеру, смета расходов двора Анны Иоанновны отводила на содержание царского двора 260 тыс. руб., конюшни ее фаворита Бирона —100 тыс., на мелкие личные нужды императрицы — более 42,5 тыс., а на две Академии — чуть больше 47 тыс., на народное образование — всего 4,5 тыс. руб.

Дочь Петра I императрица Елизавета Петровна, хотя и стремилась продолжить экономическую политику отца, делала это не всегда последовательно и результативно.

Промышленная политика и развитие мануфактуры

Начиная с первой четверти XVIII в., основным направлением отечественного экономического развития стала промышленность как главный источник богатства страны. Именно здесь при Петре I произошли наиболее значительные изменения. И хотя по-прежнему удовлетворение основных потребностей в изделиях массового спроса осуществлялось через городское и сельское ремесло, а также домашние промыслы, все большую роль стало играть мелкое товарное производство. Его крупнейшие центры сложились в текстильной (Московская, Владимирская, Костромская губернии), металлургической (Новгородское наместничество, Тульско-Серпуховский, Нижегородский, Ярославский и другие районы) промышленности, в обработке металлов (Москва, Новгород, Псков), в кожевенной (Ярославль, Казань, Кострома, Чебоксары), деревообрабатывающей, кирпичной, мукомольной и других отраслях. Постепенно этот тип производства стал перерастать в кооперацию либо в мануфактуру. Учрежденные Петром I (1722) цехи в отличие от европейских не сыграли решающей роли в развитии российского мануфактурного производства. Они не сумели оградить от конкуренции, не регламентировали производство и сбыт. Многие ремесленники вообще трудились вне цехов.

И все же наиболее важным итогом преобразований Петра I стало создание за короткий период многочисленных мануфактур. Их природа была своеобразна и порою противоречива отражая характер применяемого труда. Прежде всего, отсутствие в России пока еще значительных капиталов обусловило строительство мануфактур на казенный счет. Поэтому эти предприятия обслуживали в основном государственные и прежде всего военные нужды. Поражает их количественный рост. Если в конце XVII в. мануфактур в России было не более 20, то к 1725 г. их число превысило 200. Из них, 69 — в черной и цветной металлургии, 18 — лесопильных, 17 — пороховых, 15 — суконных, среди других — кожевенные, стекольные, писчебумажные и др.

На этом этапе государство сыграло решающую роль в формировании отечественной промышленности. Так, Петр I поддерживал и поощрял особый Рудный приказ (1700), а с 1719 г. горной и металлургической промышленностью стала ведать Берг-коллегия. Государство не только строило многие заводы, но и помогало предпринимателям материалами, деньгами, рабочей силой. Правительство Петра I в целях привлечения к промышленному предпринимательству и строительству отечественного флота наиболее богатых купцов, вельмож и землевладельцев создавало компании. В их распоряжение направлялись ссуды и предоставлялись всевозможные льготы. Позднее казенные мануфактуры зачастую безвозмездно поступали в руки авторитетных и опытных предпринимателей, особенно из среды купцов, реже дворян или крестьян. Уже к 1725 г. более половины (57%) от общего числа мануфактур перешло к частным владельцам.

Россия славилась своими мастерами и умельцами. Внедрение в крупную промышленность передовой техники, повышение качества производимых изделий всемерно вознаграждались и поощрялись. Контроль за изучением и внедрением мирового технического опыта возлагался на Мануфактур-коллегию.

Расширялась география российского промышленного производства. Наряду с ростом металлургии в центре страны (Тула, Калуга, Кашира), Карелии (Олонецкий завод), в Петербурге (Сестрорецкий завод) сложился крупнейший, общеевропейской значимости металлургический центр на Урале. (Екатеринбургский, Нижне-Тагильский, Невьянский и другие заводы).

Кроме 11 больших казенных заводов здесь работали и частные предприятия, принадлежавшие бывшему тульскому мастеру Никите Демидову и др. На Урале выплавлялось 2/3 общего объема чугуна и 9/10 меди. По производству железа Россия сделала гигантский скачок: с 0,8 млн. пудов в 1718 г. до почти 5 млн. пудов в 1767 г., обогнав Англию и Швецию —лидеров в области металлургии того времени.

Военный арсенал пополняли государственные мануфактуры, изготовлявшие порох, канаты, парусину и пр. На обеспечение армии работали также текстильные и кожевенные предприятия — Московский суконный двор, мануфактуры в Ярославле, Воронеже, Казани и др.

Петр I — создатель отечественного флота. Были построены судостроительные верфи в Петербурге, Воронеже и Архангельске.

В обеих столицах сформировались новые отрасли: производство бумаги и шелкопрядение, фаянсовое и стекольное производство и пр.

Экономическая природа российских мануфактур

В основе поощрения мануфактурного производства находилась незыблемость крепостнических порядков. И казенные, и частные заводы, особенно горные, наделялись подневольными рабочими. Практиковалась «приписка» к ним крестьян целыми деревнями и даже волостями. Лишь наиболее квалифицированные рабочие, как правило, были наемными.

Производственную сферу дополняло значительное число вотчинных мануфактур, где барщину отрабатывали господские крестьяне, перерабатывавшие сельскохозяйственное сырье, производимое в самом поместье.

Итак, по своей экономической природе и характеру применяемого труда российские мануфактуры XVIII в. были крепостными, смешанными или капиталистическими. На казенных мануфактурах применялся труд государственных (черносошных) или по-сессинных крестьян, на вотчинных — крепостных крестьян. Ко второй половине столетия купеческие, а также крестьянские мануфактуры стали привлекать труд наемных работников.

Транспорт. Торговля

Развитию производства, расширению внутренней и внешней торговли довольно ощутимо препятствовало слабое развитие путей сообщения и средств транспорта. Весенняя и осенняя распутицы делали непроходимыми многие сухопутные дороги, соединявшие районы страны и пересекавшиеся в Москве. Государство видело выход из этой ситуации в строительстве каналов. Так, Вышневолоцкий канал (1703—1708) соединил Волгу с Балтийским морем. Обводной Ладожский канал (1732) пропускал уральское железо к Волге, а затем в Петербург или Москву. Правда, в количественном отношении российский торговый флот значительно отставал пока от военного.

Промышленное и ремесленное производство, совершенствование путей сообщения, выход в Балтийское море стимулировали внутреннюю и внешнюю торговлю. В 1711 г. Петр I разрешил всем и везде торговать любыми товарами, уплатив пошлины.

Углублению процесса формирования единого всероссийского рынка способствовало усиление хозяйственной специализации и торгового обмена между отдельными регионами страны. Заслуженной славой пользовались российские ярмарки. Важную роль в торговле, в том числе внутренней, играли Москва, Нижний Новгород, Казань, Самара, Пенза и др.

В целях увеличения доли внутренней торговли в государственных доходах была объявлена монополия на продажу ряда товаров (дорогие вина, водка, табак, соль, деготь, икра, предметы роскоши и т.п.). Кроме того, была использована форма откупов: купец-откупщик получал право на продажу преимущественно монополизированных товаров, а также на прибыли от рыбной ловли, сенокосов, мостов, мельниц и пр. Наживаясь на повышении цен, откупщик обеспечивал себе определенные накопления капитала для дальнейшего расширения своей торгово-предпринимательской деятельности.

Особое внимание Петра I было направлено на развитие внешней торговли. Широко подчеркивая славу отечественного купечества и усиливая его позиции, Петр I, как уже отмечалось, фактически создал российский торговый флот, а принятый в 1724 г. таможенный тариф отражал политику меркантилизма и протекционизма. Таким образом осуществлялось стремление к достижению активного торгового баланса и покровительству отечественной промышленности, ограждению ее от конкуренции иностранных мануфактур.

Поощрялся экспорт отечественных и ограничивался импорт иностранных товаров. Пошлины на заграничные товары взимались лишь золотом и серебром. Они были столь велики, что составляли порою до 3/4 от стоимости изделий, производство которых было налажено в России (парусина, железо, воск и др.), а также на некоторые предметы роскоши. В то же время на товары, в которых Россия нуждалась, налагались пошлины 25%. Пошлины на импорт также дифференцировались, например, с невыделанных кож взимались пошлины 75%, а с выделанных — всего 6%.

Подобная политика не только способствовала расширению отечественного производства, но и вела к накоплению торгового капитала и дальнейшему росту капиталистического уклада. Вместе с тем, государство зачастую довольно жестко вмешивалось в торговую сферу. Так, осуществляя административное руководство грузоперевозками, оно мешало формированию рыночных отношений.

Необходимо отметить, что новая столица — Петербург стала не только крупным промышленным и культурным центром государства, но и средоточием основных внешнеторговых связей. Если в начале века через него экспортировалось до 1/3 российских товаров, то к 1726 г. — почти 2/3 вывозимых изделий. Здесь за год проходило до тысячи судов. Его работу дополняли Рига, Таллин, Выборг, Архангельск. Между тем, архангельский порт, замерзающий на длительное время, менее удобный и дальний, не стал обладать привилегиями и более низкими пошлинами и постепенно утратил свое былое значение.

В целом было достигнуто активное сальдо во внешней торговле. Так, экспорт русских товаров в европейские страны вдвое превышал импорт. Вывозились лен, пенька, кожа, холсты, сало, железо, парусное полотно и пр., ввозились шерстяные ткани, дорогие вина, предметы роскоши, шелк-сырец, шелковая пряжа.

Сельское хозяйство

Как и раньше, сельское хозяйство оставалось основной сферой народнохозяйственной деятельности в стране. Здесь была сосредоточена подавляющая часть населения (около 95%). Петровские реформы аграрный сектор российской экономики затронули мало, так как не коснулись основ крепостничества. Правительство осуществляло ряд мер по внедрению новых видов сельскохозяйственных культур (табак, шелководство, лекарственные растения и др.).

Однако по-прежнему преобладали экстенсивные методы ведения хозяйства за счет расширения сельскохозяйственных угодий как в смежных районах России, так и в Поволжье и Сибири. Господствовало трехполье. Практиковалась подсечная система земледелия в северных и лесных районах, на юге — перелог. Традиционными орудиями труда оставались соха, борона, серп. Преобладали серые хлеба — рожь и овес. Их дополняли ячмень, пшеница, горох, просо, лен, конопля. Урожайность основных хлебно-фуражных культур была невысокой. Для Нечерноземья — сам-2—3, для Черноземья — сам-5—6. Развивалось скотоводство.

Крестьянские хозяйства были не в состоянии преодолеть рутину и нищету. Крайне тяжелыми и обременительными были для них многочисленные повинности, подати, рекрутские наборы и пр. Появилась месячина — крестьяне лишались своего надела, так как постоянно были заняты на барщине и получали от помещика ежемесячное продовольственное содержание. Тяжелые условия жизни усиливали бегство крестьян на окраины и антифеодальные волнения.

 



Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2093;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.014 сек.