Социальные работники и клиенты: гендерный аспект
Взаимоотношений
При оценке трудной жизненной ситуации клиентов существует риск того, что социальные работники, следуя стереотипам, будут полагать предназначение женщин, в первую очередь, в осуществлении ухода за детьми и другими родственниками. В самом деле, многие женщины заботятся о своих детях и о других членах семьи, выполняя большой объем работы по дому. Однако у них ведь есть и другие потребности, умения, знания и способности, о которых мы подчас просто не догадываемся.
Между тем занятость женщины в публичной сфере, экономике важна и для семейного дохода, и для ее самоуважения. Но работники социальных служб, согласно общепринятым представлениям, иногда делают акцент на взаимоотношениях внутри семьи и рассматривают проблемы женщины исключительно как матери, жены или дочери, игнорируя статус занятости своей клиентки в экономике.
Кроме того, эта ее роль и соответствующая данной роли работа по дому, забота о нетрудоспособных родственниках воспринимается обществом как прямая обязанность, как должное, и в аналогичных обстоятельствах женщины получают от государства меньше помощи, чем мужчины. Например, исследования практики социального обслуживания в Великобритании в 1980-е годы показали, что социальные работники оказывают меньше помощи по дому женщинам-инвалидам, чем мужчинам-инвалидам. Отметим, что домашняя работа и уход за близкими, требующие определенных навыков и высокой ответственности, часто недооцениваются по сравнению с оплачиваемой занятостью, с которой обычно связывают мужскую работу.
Как показывают исследования, социальные работники и в России порой следуют ошибочным ожиданиям и предубеждениям, воспринимая женщин-клиентов как носителей исключительно семейных ролей и функций, сквозь призму житейского и «женского» опыта. Как правило, в официальных документах, которые регламентируют деятельность службы, отсутствует принцип гендерного равенства, не артикулированы механизмы его реализации. В существующей системе социальной помощи и поддержки очевидна недооценка мужчин как отцов, основные просители и получатели помощи для детей – это их матери. Даже в названии социальных служб заложена программа действий для членов семьи: «Центр помощи женщинам, семье и детям». Прочитав такое название, молодой человек или одинокий пожилой мужчина, супруг или отец вряд ли решатся обратиться с каким-либо вопросом, заявить о своей собственной потребности в консультации, проблемах своих детей и семьи в целом.
Вообще экономические трудности семьи, эмоциональные неурядицы и сложности, которые испытывают женщины в поиске работы, ни в коем случае не следует считать специфически женскими проблемами. Было бы ошибкой предлагать женщинам-клиентам в качестве способа разрешения межличностных или экономических проблем семьи терпеть оскорбления или даже насилие, во что бы то ни стало поддерживая отношения с мужем только по причине ее экономической зависимости.
Социальная работа подразумевает, что статус женщины и отношение к ней общества не должны определяться ее брачным статусом или последствиями развода. Социальная работа должна быть основана на уважении достоинства женщины и направлена на повышение ее самооценки. Это достигается посредством поощрения женщин, усилий по раскрытию их потенциала, путем признания их заслуг, оказания им всяческой поддержки в той важной работе, которую они ведут изо дня в день. Однако преодолеть стереотипы в своей профессиональной деятельности оказывается для социальных работников не так уж просто.
Несмотря на то, что женские исследования и женское движение получили на Западе весьма существенное развитие уже с конца 1960-х годов, образование и практика социальной работы начали признавать те же самые вопросы, которые поднимались женским движением, лишь в 1980-е годы. В 1984 году была основана Ассоциация женщин в социальной работе (AWSW), одной из целей которой является «развитие феминистских ценностей, знания, положений, исследований, и поведения; и содействие их внедрению в практику и образование по социальной работе». В 1986 году был основан новый журнал – «Аффилия: журнал женщин и социальной работы» (Affilia: Journal of Women & Social Work). Тем самым произошла институциализация феминизма в теории, практике и исследованиях социальной работы.
«Аффилия» – это единственный на сегодня журнал, который рассматривает проблемы социальных работников и их клиентов с феминистской точки зрения, предоставляя уникальные исследовательские данные, развивая новые теории и творческие подходы к тем испытаниям, с которыми сталкиваются женщины. Здесь публикуются статьи по проблемам аборта, порнографии, сексуального домогательства, дискриминации на рабочем месте, результаты исследований по вопросам старения, теориям и технологиям социальной и психологической активизации потенциала женщин. Приведем примеры тем статей, опубликованных в журнале в начале 2000-х годов: «Особенности отношений между мужчинами и женщинами в аспектах гендерного угнетения в контексте социальной работы»; «Психосоциальное развитие и гендер: являются ли женщины более миролюбивыми, чем мужчины?»; «Каким будет (или должен быть) "феминизм" в 21 веке?»; «Применение формальной теории к феминистской практике социальной работы: как сделать феминистский анализ прикладным в разнообразных контекстах».
Чтобы пересмотреть возможные предвзятости и предубеждения в своей профессиональной деятельности социальным работникам было бы полезно проанализировать общее и особенное в жизненном опыте женщин, различающемся в силу возраста, этнической принадлежности, характера занятости, доступа к власти. Кроме того, оценка социальными работниками ситуации всех женщин-клиентов и каждой из них в отдельности должна основываться на понимании новых социальных проблем, знании современных жизненных практик. Рост числа монородительских семей, снижение количества детей в семьях, рост разводов и повторных браков, другие тенденции влияют на социальную ситуацию женщин-клиентов. В социальной науке и на практике пересматриваются понятия типичного жизненного пути, одобряемого и отклоняющегося поведения, трансформируются типы семьи и брака, образцы воспитания детей.
Социальным работникам важно признать, что в социальной службе есть своя внутренняя иерархия, причем власть распределена неравномерно не только между начальниками и подчиненными, но и между специалистами и клиентами. Неравные отношения препятствуют установлению доверительных отношений, проявлению эмпатии, не позволяют добиться позитивных изменений в трудной жизненной ситуации. Если социальный работник сможет увидеть этот дисбаланс властных отношений, то реальным будет и предпринять усилия по установлению партнерских отношений с клиентами. Модель таких отношений представлена в различных формах групповой работы, где устанавливаются партнерские, равноправные отношения между клиентами и социальными работниками.
Современным профессионалам в области социальной работы свойственно стремление рефлексировать, то есть подвергать осмыслению собственную деятельность, ее результаты, способы, которыми удалось достигнуть поставленной цели. Для гендерно чувствительной практики характерно подобное рефлексивное отношение к повседневной работе, ведь это ведет к профессиональному развитию и позволяет не только изменить культуру социального обслуживания, но и по-новому посмотреть на систему подготовки социальных работников. Инновации в обучении, в частности, подразумевают включение пользователей социальных услуг в подготовку социальных работников, а изменения в практике социального обслуживания подразумевают переход на принципы партнерства между специалистами и общественными организациями, волонтерами, студентами.
В некоторых службах, например в негосударственных кризисных центрах для женщин, ведется групповая работа с клиентами. Здесь создаются группы самопомощи, которые позволяют женщинам понять и преодолеть эффекты властных и негуманных отношений в обществе, семье, на работе или других сферах, помогая наметить план позитивных изменений. В групповой работе используется диалог между женщинами как равными, в поисках взаимопонимания и совместного интереса определяется совместная идеология, демонстрируется уважение взглядов друг друга, личные проблемы объясняются в связи с проблемами социальными. Групповая социальная работа, а также группы самопомощи применяются для роста самосознания и развития позитивной идентичности у клиентов. Однако без четкого определения целей, направления движения и идеологии группа самопомощи может превратиться в собрание женщин, жалующихся на систему и смирившихся с реальным положением вещей.
Женщины – социальные работники и женщины-клиенты, безусловно, имеют много общего не только в аспекте анатомии и физиологии, но и в социальных и культурных аспектах. Даже если социальные работники и клиенты отличаются в аспектах национальной культуры, семейно-брачного статуса, занятости, то их объединяют социальные ожидания, предъявляемые к ним в обществе как к женщинам. Эти социальные ожидания раскрываются в том, как жизнь этих женщин поделена между публичной и приватной сферой (работой и семьей), в том, что они несут двойную нагрузку, выполняя домашний труд и имея оплачиваемую работу. Их часто сближают между собой опыт материнства, отношений с мужчинами, возможно, экономические и социальные эффекты брака и развода, многочисленные собственные проблемы, проблемы детей и родственников.
Для многих женщин – социальных работников признание сходства с другой женщиной порой связано с опасением испытать сверх-идентификацию, то есть ощущение слишком сильного вовлечения в судьбу клиента. В этой связи даже говорят о потенциальной неспособности специалиста точно и объективно оценить проблемы клиента. С одной стороны, признание такого сходства означает потерю власти, экспертного мнения и дистанции. С другой стороны, понимание опыта другого человека на основании родства гендерных идентичностей является важной частью формирования профессиональной идентичности и навыков предоставления социальных услуг, в центре которых находится женщина-клиент.
Безусловно, между социальным работником и клиентом, независимо от их половой принадлежности, есть и целый ряд различий. Прежде всего, это касается неравных позиций, занимаемых той и другой стороной. Возможно, женщина-клиент не имеет работы, ее доход еще ниже, чем у социального работника, возможно, уровень и характер образования, жизненный стиль, трудность жизненной ситуации, природа социальных связей – все это обладает своей спецификой. Другие измерения отличий – возраст, этничность, сексуальные предпочтения, индивидуальные особенности здоровья, история контактов с государственными органами исполнения и наказания, жилищные условия и многие другие – также являются факторами дифференциации.
Процесс признания сходств и различий между собой и клиентом является чрезвычайно важным в развитии профессиональной идентичности социального работника. В случае непризнания родства или, напротив, чрезмерного отождествления позиций есть риск стереотипизации женщин-клиентов и аутостеретипизации женщины – социального работника. В этом случае о женщинах-клиентах могут говорить как о тех, кто не справляется, как об относящихся к группе риска или беспомощных, а об их семьях – как об асоциальных и неблагополучных. Распознавая разнообразие через общность, социальные работники развивают как самопонимание, так и свой профессионализм.
Фундаментальная предпосылка в социальной работе с женщинами – верить своим клиентам, принимать их проблемы. Именно партнерство является сегодня одним из критериев профессионализма в теории социальной работы, однако на практике к женщинам-клиентам не всегда относятся как к целостным личностям, достойным равноправного взаимодействия в социальном обслуживании. Индивидуальность, уникальность и целостность таких женщин было бы трудно разглядеть за стереотипным представлением о женском предназначении. Если согласиться с тем, что женщины-клиенты не в состоянии отвечать за себя и свою жизнь, то можно прийти к медикалистскому, экспертному видению социальной работы, где профессионал дает советы и действует подобно врачу, стремясь излечить заболевание одному ему известными способами, реализуя монопольную власть над пациентом. Подобно пациентам клиники, женщины – клиенты социальной службы будут испытывать чувства вины и неполноценности, находясь в абсолютной власти эксперта и не в состоянии справиться с собственной проблемой. Между тем именно женщины могут выступать ресурсом друг для друга, в частности, в упомянутой выше групповой социальной работе, отношения власти в которой будут организованы горизонтальным образом, то есть не-иерархично. В феминистской социальной работе женщины-клиенты принимаются как компетентные субъекты, имеющие свои сильные стороны и права. Они ни в коем случае не должны чувствовать вину и неполноценность за то, что не могут справиться с той или иной проблемой. Напротив, им предоставляется возможность эмоционального самовыражения, им помогают укрепить способность самоконтроля и выработать навыки совладания с трудностями.
Вот несколько советов для тех социальных работников, которые хотели бы развить у себя гендерную чувствительность в практике оказания услуг, основывать свою деятельность на принципах уважения прав женщин[68]:
· Принимайте себя и женщин-клиентов как личностей, а не как чьих-то жен, матерей, домохозяек, девиц или бабулек. Если Вы согласитесь с тем, что женщина – это широкое понятие, границы которого могут меняться с течением времени и отличаться у разных людей, то Вы скорее распознаете порочность сексизма и то, как стереотипы пола и дискриминация могут действовать на восприятие женщинами самих себя, на их реальное положение в семье, на работе и в обществе, на их поведение и принимаемые решения.
· Проанализируйте Ваши собственные взгляды и возможные предрассудки в отношении женщин и начинайте работать над их изменением. Проверьте, присутствует ли в документации и практике работы социальной службы, где Вы работаете, скрытый или явный сексизм, задумайтесь, на каком языке написаны теории и законы, которыми Вы руководствуетесь, какими словами называют женщин-клиентов вокруг Вас и при Вашем непосредственном участии.
· Задумайтесь о том, какие требования предъявляются к женщине в семье – в ее детстве, отрочестве и зрелом возрасте – и как это могло повлиять на поведение и судьбу Вашей клиентки. Обратите особое внимание на те способы и стратегии совладания с трудностями, которые вырабатываются и применяются женщинами в различных жизненных ситуациях и разные периоды жизненного цикла. Определите преимущества и недостатки этих стратегий.
· Задумайтесь над тем, откуда у женщин появляются именно те, а не иные проблемы. Связаны ли некоторые из них с гендерными стереотипами, с тем, что социальное окружение навязывает женщине в отношении ее поведения, особенностей характера, жизненного выбора в семье и занятости? Если Вы заметите, что СМИ или Ваши коллеги представляют поведение женщин как аномальное, девиантное и патологическое, задумайтесь, почему женщин показывают именно таким образом. Постарайтесь противопоставить свои аргументы этим представлениям.
· Примите тот факт, что изменения на уровне гендерной системы общества и даже в отдельной семье являются сложными и постепенными. Осуществление таких изменений требует формирования партнерских отношений и увеличения числа союзников не только среди Ваших коллег, но и среди клиентов, а также других ключевых социальных акторов. Стремление к изменению уже означает развитие. Для профессионального роста Вам и Вашим коллегам необходимо стать более квалифицированными и информированными. В частности, обратите внимание на то, что дискриминация всегда связана с властью и конкуренцией за ресурсы, поэтому было бы важно отказаться от возведения «многоэтажных» иерархий подчинения и подавления в отношениях с коллегами и клиентами.
· Обращайте внимание на сходство и различия между собой и женщинами-клиентами при оценке их ситуации и в процессе дальнейшей работы. Привлекайте свой собственный опыт, а также создавайте ситуации, в которых специалисты и клиенты могут обмениваться своим опытом и учиться друг у друга. Старайтесь достичь отношений доверия с женщинами-клиентами.
· Создавайте и поддерживайте групповые встречи для клиентов и социальных работников, это позволит женщинам укрепить чувство контроля и самоуважения. Поощряйте обмен опытом, ресурсами и стратегиями совладания.
Ключевые слова
Группы самопомощи, переопределение, власть, феминизм, эмансипация, критические модели социальной работы, профессионализм, гендерно чувствительная практика, мобилизация ресурсов, активизация, партнерство, рост осознания
Вопросы и дополнительные задания
1. В чем состоит ограниченность традиционных моделей социальной работы?
2. Что нового в понимании проблем клиента вносит феминистское видение?
3. Расскажите об основных принципах феминистской социальной работы.
4. Почему важно учитывать гендер в профессиональной практике социальной работы?
5. Как вы считаете, что может препятствовать реализации принципа нон-дискриминации и других принципов феминистской социальной работы в российской практике?
6. Вспомните или найдите в сборниках пословиц, анекдотов примеры стереотипных высказываний о женщинах. Объясните, почему они являются гендерными стереотипами. Какое влияние такие представления оказывают на систему социальной политики и практику социальной работы?
7. Как вы считаете, что у вас общего с женщинами – социальными работниками и женщинами – клиентами социальных служб? Чем вы отличаетесь от них?
8. Найдите среди своих знакомых или среди персонажей литературы, кино примеры мужчин, которые выполняют большую часть или полностью домашнюю работу, в том числе, ухаживают за детьми или престарелыми родственниками. Как они определяют себя и свои действия?
9. Попробуйте выполнить те советы, которые приводятся в конце главы, приводя примеры по каждой позиции.
10. Как проявляются гендерные стереотипы в том случае, если социальный работник – это женщина, а клиент – мужчина? А если и социальный работник, и клиент – мужчины? Что помогает и что мешает социальной работе в этом случае? Сформулируйте комплекс рекомендаций для социальной работы с мужчинами, основанных на принципах нондискриминации и равенства прав мужчин и женщин. Постарайтесь выполнить советы гендерно чувствительной работы с мужчинами, приводя примеры и иллюстрации ваших размышлений по каждой позиции.
Литература
Основная
Берг Н. ван Ден, Купер Л. Б. Феминизм и социальная работа // Энциклопедия социальной работы: В 3 т. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. Т. 3. С. 369–375.
Ваалдейк Б. Социальная работа и политическая власть в переходный период: попытка сравнения // Гендерные истории Восточной Европы / Под ред. Е. Гаповой, А. Усмановой, А. Пето. Минск: БГУ, 2002. С. 132–142.
Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. М.: Аспект-Пресс, 1995.
Карева А., Забадыкина Е. Телефонное консультирование // Насилие и социальные изменения. Ч. II–III. 2000. С. 181–197.
Кованов А. Ю. Антидискриминационная практика в социальной работе // Российский журнал социальной работы. 1998. № 1/7.
Принцип активизации в социальной работе / Под ред. Ф. Парслоу; Пер. с англ. под ред. Б. Ю. Шапиро. М.: Аспект-Пресс, 1997.
Русин Т. Профессия социального работника в США // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М. М. Малышевой. М.: Academia, 2001. С. 503–520.
Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой и П. Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002.
Хатчинсон Г. С., Олтедал С. Модели в социальной работе: из разных источников к одному полю деятельности / Пер. с норв. под ред. Р. И. Даниловой. Архангельск: Изд-во Архангельской гос. мед. академии, 1999.
Дополнительная
Антология социальной работы. М.: Сварогъ-НВФ СПТ, 1994.
Обучение практике социальной работы. Международный опыт и перспективы. М.: Аспект-Пресс, 1997.
Обучение социальной работе. Преемственность и инновации. М.: Аспект-Пресс, 1996.
Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. М.: Ин-т социальной работы, 1996.
Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 505;