Социальное государство, права человека и гендерное неравенство
В классической концепции Т. Х. Маршалла[2], оказавшей сильное влияние на формулирование теории социальной политики и ее практическое воплощение, гражданство включает несколько элементов: а) принадлежность к государству / нации в формальном смысле, что означает право каждого члена данного сообщества иметь паспорт, а также в сущностном смысле как способность полного участия в этом сообществе; б) права и обязанности, которые вытекают из такого членства; в) равенство статуса; г) идеал, который может действовать как вдохновение и как измеритель прогресса, особенно в настоящее время – для маргинализованных групп и новых социальных движений. Определение Маршаллом гражданства как статуса характерно для либеральной традиции, которая делает акцент на индивиде и его (а сегодня принято говорить и на ее) социальных правах. Именно этот аспект гражданства традиционно был основным фокусом социальной политики.
В отличие от гражданских прав, права человека могут быть не защищены законом. На практике определенные политические институты, существующие в различных государствах, затрудняются установить различие между этими двумя видами прав. В США, например, Билль о Правах приравнивает человеческие права к гражданским. В Великобритании в силу отсутствия печатного билля о правах принято говорить о гражданских правах как о гражданских свободах.
В теории прав человека различают права первого, второго и третьего поколения. К первому поколению относятся так называемые естественные неотъемлемые права человека, которые развивались в доктринах Руссо, Локка, французской и американской конституциях, а сегодня отражены в преамбуле Всеобщей декларации прав человека. Естественные права человека – это право на свободу мысли, совести и религии; право каждого гражданина на ведение государственных дел; право на равенство перед законом; право на жизнь, свободу и безопасность личности.
Ко второму поколению относятся так называемые позитивные, или основные, права человека – это те его естественные права, которые закреплены в конституционных правах и свободах (то есть законодательно регламентированы) и обеспечены системой гарантий и механизмов защиты. Сегодня в соответствии с принятыми нормами под основными правами человека понимаются права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека. Однако если какое-либо основное право человека не вошло в конституцию государства, то оно должно быть признано в данном государстве независимо от его конституционного закрепления. В области прав человека приоритет международного права по отношению к внутригосударственному является общепризнанным принципом. Фундаментальные права охватывают личную, политическую, социальную, экономическую и культурную сферы (конкретные определения прав человека по сферам дается по подпроектам).
Третье поколение прав человека называют коллективными правами. К ним относят право на мир, здоровую окружающую среду, социальное и экономическое развитие. Эти право принадлежат каждому человеку и каждому народу, однако осуществляться эти права могут не отдельным человеком, а коллективом, общностью, той или иной категорией граждан. В частности, именно к таким правам относится понятие права человека в отношении женщин1.
____________
1 Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. Т.1. М.: Московский центр гендерных исследований; Московский Философский фонд, 1998.
Следует отметить, что намного более ранняя традиция была представлена идеей республиканского гражданства еще в древней Греции – это практика гражданского обязательства свободных мужчин участвовать в политической жизни сообщества. Кстати, и в современной политике участие молодежи становится все более важным вопросом, поэтому во многих школах вводятся курсы по граждановедению, гражданскому образованию. Однако сегодня больший акцент делается на других формах гражданских обязательств, отражая приоритеты социальной справедливости и гражданского участия, в частности, посредством развития волонтерского движения.
В целом ряде стран важнейшим условием гражданства является оплачиваемый труд, с соответствующими обязанностями и правами, характерными для формальной системы занятости. Акцент на отношениях ответственности как условии гражданства может также быть найден в некоторых новых социальных движениях. Например, движение зеленых продвигает идею экологического гражданства, которое предполагает ответственность людей перед окружающей средой и будущими поколениями. Некоторые феминистские активисты делают акцент на такой форме ответственности, как забота о близких. Значимость таких форм ответственности не менее важна, чем оплачиваемая работа.
В конце 1960-х – начале 1970-х годов на Западе в первой волне сравнительных социальных исследований был сделан вывод, что рост и масштабы социального государства суть неотъемлемые результаты индустриальной капиталистической модернизации. Тогда же получил развитие критический подход к социальной политике, что способствовало не только пониманию предмета исследований, но и развитию социологической теории. Был опубликован ряд важных работ радикального и феминистского направления, описывающих взаимосвязи между социальной политикой и социальной структурой, при этом гендер и социальная политика стали признаваться как факторы социальной стратификации.
Откуда появляется идея, что в отношении женщин следует закреплять особые права человека? Дело в том, что исторически идея расширения гражданских, политических и социальных прав, сформулированная Маршаллом, относилась к мужчинам, а не к женщинам. Постепенно, в разных странах мира с определенными трудностями женщины приобретали те же права, что и мужчины. Однако и по сей день женщины зачастую имеют неравный доступ к правам социального гражданства.
Многие женщины сталкиваются с препятствиями в вопросах осуществления своих прав человека вследствие таких факторов, как расовая, языковая, этническая и культурная принадлежность, вероисповедание, нетрудоспособность или принадлежность к тому или иному социально-экономическому классу, или же вследствие того, что они относятся к коренному населению, мигрантам, перемещенным лицам или беженцам. Они также оказываются в неблагоприятном и социально уязвимом положении вследствие отсутствия знаний и надлежащего признания их прав человека, а также в результате тех препятствий, с которыми они сталкиваются в вопросах получения доступа к информации и механизмам правовой защиты в случаях нарушения их прав. Потоки женщин-беженцев, других женщин из числа перемещенных лиц, нуждающихся в международной защите, и женщин из числа лиц, перемещенных внутри страны, могут порождаться иными, чем в случае мужчин, факторами. Эти женщины продолжают оставаться уязвимыми в плане нарушения их прав человека.
Насилие в отношении женщин препятствует и наносит ущерб осуществлению женщинами прав человека и основных свобод. Формы насилия по признаку пола, такие, как избиения и другие формы насилия в семье, сексуальное надругательство, сексуальное рабство и эксплуатация и международная торговля женщинами и детьми, принуждение к проституции и сексуальные домогательства, а также насилие в отношении женщин, обусловленное культурными предрассудками, расизмом и расовой дискриминацией, ксенофобией, порнографией, этнической чисткой, вооруженными конфликтами, иностранной оккупацией, религиозным и антирелигиозным экстремизмом и терроризмом, несовместимы с достоинством и ценностью человеческой личности, с ними необходимо бороться и они должны быть искоренены. Любые пагубные аспекты некоторой традиционной, укоренившейся в обычаях или современной практики, нарушающей права женщин, должны быть запрещены и искоренены. Правительствам следует принять безотлагательные меры для борьбы со всеми формами насилия в отношении женщин и их искоренения в личной и общественной жизни независимо от того, совершаются они государством или частными лицами или при их попустительстве 1.
______________
1 Резолюция Комиссии ООН по правам человека по вопросу о включении прав женщин в механизмы Организации Объединенных Наций по правам человека и об искоренении насилия в отношении женщин (1994)
В классическом понимании гражданство фактически базировалось на исключении женщин, так как относилось только к публичной сфере, идентифицируемой с мужчинами. Поскольку женщины отождествлялись с домашней частной сферой, тем самым они выглядели неподходящим образом для гражданства, не способными для гражданства, а вот их работа в домашней сфере облегчала активное участие мужчин в публичной сфере. Такое положение вещей во многом воспроизводится сегодня, так как женщины по-прежнему берут на себя основную ответственность за заботу о близких, работая по дому. И если классическая теория утверждала, что гражданство – это позитивная сила, которая защищает и интегрирует людей в обществе, то гендерно чувствительная критика продемонстрировала, что существующее понимание гражданство приводит к маргинализации многих социальных групп. Понятие гражданства было подвергнуто дальнейшей критике, поскольку оно использует в качестве стандарта белого гетеросексуального не-инвалида мужского пола трудоспособного возраста.
Права женщин и девочек являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Полное и равное осуществление женщинами и девочками всех прав человека и основных свобод является приоритетным направлением деятельности правительств и Организации Объединенных Наций и имеет существенно важное значение для улучшения положения женщин. Все основные международные договоры по правам человека называют пол в числе признаков, дискриминация по которым со стороны государства запрещена. Правительства не только должны воздерживаться от нарушения прав всех женщин, но и предпринимать активные усилия с целью поощрения и защиты этих прав. О признании важного значения прав женщин свидетельствует то обстоятельство, что три четверти государств – членов Организации Объединенных Наций стали участниками Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Права женщин в течение всего жизненного цикла являются неотъемлемой, составной и неделимой частью универсальных прав человека. Как Декларация прав ребенка, так и Конвенция о правах ребенка гарантируют права детей и подтверждают принцип нондискриминации по признаку пола.
Разрыв между декларированными правами и их эффективным осуществлением обусловлен отсутствием надлежащих механизмов правовой помощи на национальном и международном уровнях и нехваткой ресурсов на обоих уровнях. Чрезмерно сложные административные процедуры, недостаточное осознание этой проблемы в рамках судебной системы и недостаточный контроль за нарушениями всех прав женщин, а также недостаточная представленность женщин в судебных системах, неэффективное информирование о существующих правах и укоренившиеся подходы и практика увековечивают фактическое неравенство женщин. Фактическое неравенство увековечивается также недостаточно строгим проведением в жизнь, среди прочего, семейного, гражданского, уголовного, трудового и торгового кодексов или законов или административных правил и положений, предназначенных для обеспечения женщинам возможности в полной мере обрести свои права и основные свободы.
Полная реализация прав человека для всех возможна лишь при условии, если международные договоры по правам человека будут осуществляться таким образом, чтобы более полно учитывать систематический и системный характер дискриминации в отношении женщин, на что ясно указывает гендерный анализ1.
______________
1 Резолюция Комиссии ООН по правам человека по вопросу о включении прав женщин в механизмы Организации Объединенных Наций по правам человека и об искоренении насилия в отношении женщин (1994)
Для большинства зарубежных концепций социального развития характерно разведение двух понятий, которые употребляются в схожих контекстах – социальная политика (social policy) и государство всеобщего благосостояния (welfare state). Социальная политика понимается как: 1) политика правительства по повышению благосостояния граждан и страны; 2) способы, которыми благосостояние достигается в обществе; 3) академическая предметная область. Благосостояние как ключевое слово второго понятия связывается с: 1) достойным существованием; 2) социальной защитой (в Европейском Союзе); 3) материальной помощью бедным слоям населения (в США). В узком смысле понятие «welfare state» относится к системе социального обеспечения, а в широком – обозначает государственную систему программ, пособий и услуг, которые помогают людям удовлетворить те социальные, экономические, образовательные и медицинские потребности, которые являются фундаментальными для поддержания стабильности общества.
Существует несколько типологий государства благосостояния[3] в зависимости от параметров сравнения социально-политических систем: например, в одном случае выделяется скандинавская, континентальная европейская, трансатлантическая англо-саксонская модели, в другом – бисмаркская и бевериджская, в третьем – резидуальная (остаточная), институциальная и достижительная. Оптимальной применительно к развитым странам представляется классификация социальных государств, предложенная Г. Эспинг-Андерсеном[4] (см.табл.1).
Классификация режимов социальных государств по Г. Эспинг-Андерсену
Как видим, автор различает либеральный, социал-демократический и консервативный типы социальных государств в зависимости от их идеологических основ, масштабов социальных гарантий, размеров социальных пособий и других критериев. Классификация режимов основана на выделении ключевого социального института (государства, рынка или семьи), несущего ответственность за обеспечение благосостояния населения, а также структуры и масштабов социальной помощи. Режим государства всеобщего благосостояния определяется как комплексный, независимый способ, которым достигается благосостояние и который связывает государство, рынок и семью. Это имеет значение для реализации гендерного подхода в социальной политике и социальной работе.
Таблица 1
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 388;