Определение и взаимосвязь понятий
Основные понятия и задачи гендерного подхода к социальной политике и социальной работе
Гендерные исследования, социальная политика, социальная работа – определение и взаимосвязь понятий. Социальное государство, гражданство и гендерное неравенство. Понятие государства всеобщего благосостояния. Гендерные аспекты государства всеобщего благосостояния. Понятие гендерной системы и гендерного контракта.
Принципиально важными для контекста анализируемой темы являются такие понятия, как «гендер», «гендерные исследования», «социальная политика» и «социальная работа». На знании этих понятий основано освоение теории и практики гендерного подхода в социальной политике и социальной работе, умение специалиста распознать гендерное неравенство в повседневной практике и в том, как социальные проблемы представляются в средствах массовой информации и социальной политике.
Гендерные исследования, социальная политика и социальная работа:
определение и взаимосвязь понятий
Понятие «гендер» обозначает те смыслы и роли, которые общество приписывает половым различиям. Гендер – это то, во что общество превращает физические, анатомические и психологические различия людей. Понятия мужского и женского поведения, маскулинных и феминных манер, действий, речи – это и есть гендерные конструкты, которые воплощают в себе социальные ожидания относительно характеристик «настоящего мужчины» или «настоящей женщины». Это не биологические факты, а социально-культурные явления и представления, которые именно так, а не иначе организуют социальную практику людей.
Антропологи, психологи и социологи в своих исследованиях продемонстрировали, что универсальных гендерных ролей для мужчин или женщин просто не существуют. Еще более 50 лет назад Маргарет Мид, на основании полевых наблюдений, проведенных в экспедициях, утверждала, что «хотя каждая культура в какой-то степени институциализировала роли женщин и мужчин, характер, который мы считаем присущим тому или иному полу, может быть просто одним из вариантов человеческого характера, которому с большим или меньшим успехом можно обучить или приучить разных индивидов».
Эти исследования показали, что гендер определяется не биологически, а социально и посредством культуры, являясь исторически относительным. На определение гендера влияют такие социальные факторы, как социальное положение, возраст, раса и этнос. Образцы гендерных идеалов, в соответствии с которыми люди формируют свою идентичность, распространяются посредством религиозных и светских традиций, через каналы СМИ, художественной литературы, искусства, массовой культуры.
Гендерная роль – социальные ожидания от поведения и внешнего вида мужчин и женщин. В некоторых обществах ролевое поведение поляризовано: женская роль – пассивная, а мужская – активная. Предписания относительно поведения, связанного с гендерными ролями, особенно очевидны в разделении труда по признаку пола. Гендерные стереотипы – это один из видов социальных стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о мужском и женском. Гендерная асимметрия состоит в том, что одному биологическому полу (чаще всего – женскому) предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается, что выражается в социальном неравенстве между женщинами и мужчинами. Гендер является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.
Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (то есть биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Сегодня очевидно, что такие «типичные» различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии. На рост и вес тела, а также на физическую силу существенно влияют питание и образ жизни, которые, в свою очередь, находятся под влиянием общественных взглядов на то, кому – мужчинам или женщинам – необходимо давать больше еды, кому нужнее калорийная пища, какие спортивные занятия приемлемы для тех или других.
Помимо биологических отличий между людьми существует разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском»: то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом возникло понятие «гендер», означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют в конечном счете психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями, – это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли1.
______________
[1] Воронина О. А. Гендер // Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. М.: Информация – XXI век, 2002.
Термин «гендерные исследования» (gender studies) появился в мире в 1980-е годы, когда в университетах Западной Европы и Северной Америки были открыты соответствующие факультеты и кафедры. Тогда же в Европе появились ассоциации и научно-исследовательские центры, ведущие разработки гендерной проблематики. Возраст академических курсов женских исследований (women’s studies) примерно на десять лет старше. Первые курсы женских исследований в высшей школе были организованы под влиянием женских движений 1960–1970-х годов, когда женщины Западной Европы и США выступали в феминистском освободительном движении за гражданские и экономические права. Теоретический анализ считался важнейшим условием социальных изменений, а исследование угнетения женщин ассоциировалось с поиском возможностей преодоления неравенства в традиционных и современных индустриальных обществах. Одной из задач развития программ женских исследований в университетах США было женское образование.
В конце 80-х годов феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования постепенно перерастают в гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными. В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.
Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах: 1) гендер конструируется (строится) посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; 2) гендер конструируется и самими индивидами – на уровне их сознания (то есть гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения). Гендерная идентичность означает, что человек принимает определения мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры. Гендерная идеология – это система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения «естественных» различий или сверхъестественных убеждений. Гендерная дифференциация определяется как процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации.
Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения роли1.
______________
[1] Воронина О. А. Гендер // Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. М.: Информация – XXI век, 2002.
Ценности феминизма как общественно-политического движения и социальной теории, включая критику всех форм доминирования, акцент на сотрудничестве и стремление к интеграции теории и практики содействовали оформлению так называемой феминистской педагогики, которая рассматривает аудиторию как интерактивную обучающую среду, интеллектуально и эмоционально вовлекающую всех студентов. Сегодня образовательные программы по гендерным исследованиям приобретают глобальную ориентацию, акцент в них делается на вопросах политики, социально-экономического развития, проблемах милитаризма, репродуктивных прав, беженцев, работы и семьи. Гендерные исследования начинают рассматриваться не только как условие для карьеры университетского преподавателя, но и как источник дополнительной экспертизы в отношении активизма и деятельности правительства. В некоторых университетах за рубежом и в России академическая активность сочетается с деятельностью в местном сообществе. Отсюда следует большая ответственность руководителя курса, инструктора по практике и студента. Многие студенты – это выходцы из благополучных семей, и они не всегда могут быть заинтересованы узнавать о социальных различиях или вовлечены в проблемы непривилегированной части населения. Когда же они начинают работать в местном сообществе, перерабатывать информацию, полученную внутри и за пределами университета, их аналитические способности растут одновременно со знанием реального опыта разных женщин. При этом молодые исследователи применяют наработанные навыки и приобретенные знания, участвуя в деятельности активистов неправительственных организаций, социальных движений, волонтерских объединений. Они могут выступить с лекцией или организовать семинар, мастерскую, тренинг вне университета. В некоторых университетах магистранты или аспиранты могут также снять документальный видеофильм или поставить пьесу в любительском театре в качестве зачетной работы. Им также разрешается вместо традиционной научной статьи опубликовать серию статей в газете, а также предпринять групповой исследовательский проект, который будет оцениваться зачетом. Факультеты поддерживают связь с правительственными структурами, которые обладают средствами на исследования в области проблем женщин, слабо защищенных групп, социальных услуг, здоровья населения, окружающей среды, и аспиранты порой получают гранты из местных источников на свои изыскания. Результаты таких исследований доводятся до общественности через средства массовой информации.
Существует много подходов к определению социальной политики. Наиболее распространено в литературе по проблемам социальной работы определение социальной политики как системы мер, осуществляемых государством, общественными организациями, местным самоуправлением и предприятиями по широкому кругу вопросов, связанных с общественным благополучием, а также сам процесс принятия решений. Довольно часто эти меры, процесс их выработки и реализации рассматривают как политическую деятельность, оказывающую влияние на благополучие граждан.
Социальная политика понимается и как целенаправленная деятельность государства по перераспределению ресурсов среди граждан с целью достижения благополучия. Обычно в международной практике, говоря о социальной политике, упоминают такие направления, как социальное обеспечение, здравоохранение, образование, жилье и занятость. Социальное обеспечение в западной традиции понимается как система мер для защиты индивида и семьи от тех рисков, которых невозможно избежать, или серьезного сокращения дохода, получаемого для поддержания приемлемого стандарта жизни.
В узком смысле социальная политика рассматривается в контексте социального администрирования и относится к институциализированному комплексу мер, предоставляемых социальным государством населению в аспектах занятости и социальной защиты, здравоохранения, образования. В широком смысле социальная политика может рассматриваться как интеграция механизмов и способов, посредством которых исполнительная власть, центральное и региональные правительства, а также органы местной власти влияют на жизнь населения, стремятся способствовать социальному равновесию и стабильности; «это совокупность идеологических представлений общества и государства о целях социального развития и деятельность по достижению социальных показателей, отвечающих этим целям» [1].
В 1991 – 2001 годы система социальной политики в России была существенно модернизирована. Был юридически закреплен принцип равенства всех организационно правовых форм реализации социальной политики, декларировано право сосуществования и развития негосударственных структур и организаций социальной сферы. Одновременно видоизменилась и социальная инфраструктура. Созданы новые для России органы управления социальной сферы, в ней появились новые организации и учреждения, изменились правила функционирования существующих социальных структур. Началось внедрение новых социальных и информационных технологий, создание баз данных, возникли новые социальные профессии, в их числе – социальная работа, основы для развития которой были заложены в 1991 году. Тогда в ряде вузов была открыта специальность «социальная работа», а в справочнике службы занятости появилась квалификационная характеристика «специалиста по социальной работе».
Наиболее простое определение социальной работы –профессиональная деятельность по осуществлению позитивных изменений в жизни индивида, группы или сообщества. На ежегодной встрече Международной Федерации социальных работников в Женеве 10–12 июля 2002 года было принято следующее определение:
Профессия социальной работы способствует социальным изменениям, решениям проблем в отношениях между людьми, мобилизации и освобождению индивидов и групп ради гарантии их благополучия. Применяя теории человеческого поведения и социальных систем, социальная работа вмешивается в отношения людей с их окружением. Фундаментальными для социальной работы являются принципы прав человека и социальной справедливости.
Социальная работа как профессия основана на соблюдении государством, профессионалом и организацией прав человека, знании и использовании социального законодательства своего государства, действия в интересах клиента и на благо общества. Социальная работа функционирует в различных формах, имея дело с многоаспектными, комплексными взаимодействиями клиентов и их окружения. Миссия социальной работы состоит в том, чтобы люди были в состоянии реализовать свой потенциал, вести полную, насыщенную жизнь, чтобы предотвратить дисфункции социальных отношений. Профессиональные социальные работники являются агентами изменений в обществе в целом и жизни отдельных индивидов, семей и сообществ, которых они обслуживают. Эта профессия является взаимосвязанной системой ценностей, теории и практики, и поскольку она формировалась в согласии с идеалами гуманизма и демократии, профессиональный этический кодекс основан на ценностях уважения равенства и человеческого достоинства. Возникнув в странах Европы и Северной Америки более столетия назад, практика профессиональной социальной работы стоит на страже удовлетворения социальных потребностей и развитии человеческого потенциала ради достойной жизни каждого субъекта. Ставя в центр совего внимания социально-уязвимые и слабо защищенные слои населения, социальные работники предпринимают действия ради защиты прав человека и достижения социальной справедливости, чтобы уменьшить и элиминировать бедность, освободить зависимых и угнетенных, чтобы соблюсти принципы социального включения.
Понятие «профессионализм» предполагает наличие у специалиста теоретической и практической подготовки, оформленной дипломом или сертификатами, деятельность во имя общественного блага, принадлежность к профессиональной ассоциации, следование принятому в этой ассоциации кодексу этики, а также профессиональное самосознание. В систему знаний и навыков современного профессионала социальной работы должна органически входить теоретическая и прикладная информация относительно гендерных особенностей социализации, переживания жизненных трудностей и специализированной помощи конкретным клиентам.
Исследования гендерных аспектов социальной политики и социальной работы имеют относительно недавнюю историю. А ведь субъектами и объектами социальной политики, получателями социальных услуг всегда выступали и выступают мужчины и женщины, находящиеся в различных статусных позициях в общественной и частной сферах. Гендерный подход позволяет критически взглянуть на системы социального обеспечения, занятости, образования и здравоохранения, с учетом различий в экономическом и социальном положении женщин и мужчин в обществе. Важное значение для понимания социальных проблем женщин и мужчин имеют понятия гендерной системы и гендерного контракта.
Впервые термин «поло-гендерная система» использован американской феминисткой-антропологом Гейл Рубин в статье «Торговля женщинами». Рубин определяет поло-гендерную систему как «набор механизмов, с помощью которых общество преобразует биологическую сексуальность в продукты человеческой деятельности». Исследование гендерных систем помогает понять социально организованные отношения между полами. Употребление этого термина отсылает нас к традициям структурализма и структурного функционализма, привлекая внимание к изучению макромеханизмов воспроизводства отношений, возникающих в связи с приписыванием пола.
Шведская исследовательница Ивонн Хирдман рассматривает гендерную систему как совокупность отношений между мужчинами и женщинами, включающую представления, неформальные и формальные правила и нормы, определенные в соответствии с местом, целями и положением полов в обществе. Хирдман описывает гендерную систему как совокупность гендерных контрактов.
Гендерная система – это институты, поведение и социальные взаимодействия, которые предписываются в соответствии с полом. Она включает три взаимосвязанных компонента: социальную конструкцию гендерных категорий на основе биологического пола; половое разделение труда, в соответствии с которым мужчинам и женщинам приписываются разные задачи; социальную регуляцию сексуальности, позитивно оценивающую одни формы сексуальности и негативно – другие.
Гендерный контракт – это доминирующий тип гендерных отношений, как практических, так и символически репрезентируемых на каждом данном этапе развития гендерной системы. Гендерная система является относительно устойчивой и воспроизводится механизмами первичной и вторичной социализации и нормативными системами общества. Так, например, для «классического капитализма» первой половины XX века публичная сфера была преимущественно сферой мужской активности, в то время как частная сфера – женской. Рыночные ценности диктовали примат публичной – мужской – индустриальной сферы, приватная – женская – домашняя сфера воспринималась как вторичная, второстепенная по значимости, обслуживающая. Соответственно поддерживалась иерархия ролей гендерной системы, которая в феминистской теории обычно называется патриархатной. Базовым гендерным соглашением для женщины был контракт «домохозяйки», для мужчины – контракт «кормильца».
В постиндустриальном обществе изменяются ценности культуры, в том числе меняется гендерная система. Постепенно классический базовый гендерный контракт вытесняется, по крайней мере для среднего класса, контрактом «равного статуса», в соответствии с которым на смену иерархии патриархата приходит выравнивание прав и возможностей мужчин и женщин как в публичной сфере (политика, образование, профессиональная деятельность, культурная жизнь), так и в сфере приватной (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, сексуальность) роли1.
______________
[1] Здравомыслова Е., Темкина А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период: Сб. статей / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Труды ЦНСИ, 1996. Вып. 4. С. 5–13.
Гендерная критика социальной политики направлена на выявление тех механизмов социального обеспечения, политики занятости, здравоохранения, которые влияют на ухудшение положения женщин, усугубляют или воспроизводят гендерное неравенство. Связь между социальной политикой и гендерными отношениями не является непосредственно данной и может восприниматься по-разному. Главный акцент гендерного анализа социальной политики делается на том, что существует неравенство в распределении экономических ресурсов между мужчинами и женщинами по причине гендерного разделения труда, которое поддерживается посредством социального конструирования «соответствующих» социальных мужских и женских ролей.
Задачей гендерных исследований социальной политики является анализ гендерного неравенства в аспектах доступа к социальным благам, анализ механизмов воспроизводства этого неравенства и критика «гендерно слепых» теоретических описаний общественного устройства.
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 527;