Тема 8. Концепции исторического объяснения и понимания
Цели и задачи изучения темы:
Цель: изучение концепций исторического объяснения и понимания
Задачи:
– рассмотрение принципов историзма, объективности, причинности
Образовательные результаты освоения темы:
Коды компетенций | Планируемые результаты освоения образовательной программы | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) |
ПК-4 | способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории | Знать: современные научные представления о теории исторического процесса и методологии исторической науки; концепции развития исторического процесса. |
Уметь: оперировать терминами и понятиями, использующимися в дискурсивной практике теории и методологии исторической науки; концепции развития исторического процесса. | ||
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): навыками определения методологических подходов и выделения этапов их развития; осуществлять сравнение методологических позиций различных концепций развития исторического процесса. |
Принцип историзма
Историзм – принцип мышления и исследования, предусматривающий рассмотрение всех предметов и явлений в их развитии, или в их истории, то есть выяснение того, как они возникли, менялись и стали нынешними; основные требования принципа историзма – рассматривать явления конкретно-исторически, представлять себе эти события теперь так, как они выглядели тогда, и благодаря этому исключать модернизацию, то есть осовременивание прошлого. Первым увидел закономерность изменений в истории общества итальянский мыслитель Джамбаттиста Вико (1668–1774). В течение XVIII века историзм вызревал в теориях прогресса Монтескье, Вольтера, Тюрго. Венцом этой теории явились сформировавшиеся в конце XVIII века взгляды французского энциклопедиста Кондорсе и немецкого историософа Гердера. Решающий вклад в рождение историзма внесла в первой трети XIX века романтическая историография: прусская «историческая школа права», французская «школа историков эпохи Реставрации», обособленно стоящий шотландец В. Скотт. Среди романтиков, которые не только практиковали историзм в своих исследованиях, но и обосновывали его теоретически, видное место занимал представитель школы Реставрации Огюстен Тьерри (1795–1856). Тьерри требовал конкретности при описании прошлого, выступая против его модернизации, применения к нему современных категорий: надо «различать, а не смешивать», ибо «буква остается, а дух меняется». По Тьерри, абстракции, схемы, оболочки, внешние контуры недостаточны для понимания прошлого, ибо они могут иметь разное содержание; надо изучать сущность людей и явлений пролого, воспроизводить их неповторимое конкретное своеобразие, кажущиеся мелочи и подробности, язык, стиль, имена, местный колорит, нравственный смысл. Значительную роль в становлении и распространении историзма сыграл Вальтер Скотт (1771–1832). Он был членом Шотландского исторического общества и способствовал публикации исторических источников; особенно важны его начавшие выходить с 1814 года исторические романы, в которых прошлое воспроизводилось с деталями быта и нравов описываемой эпохи. Плодотворный вклад в развитие историзма внёс Гегель (1770–1831), сочетавший историзм с диалектикой. Гегель вскрыл сущность, внутренний механизм исторического развития борьбу противоположных начал. Он показал, что развитие – это не просто движение от несовершенного к более совершенному; в несовершенном уже содержится его противоположность. В ходе развития, в каждый данный момент имеются элементы господствующие, то есть старые, и элементы нового, которые отрицают сущее и за которыми будущее. Гегелевский историзм трактовался лишь как эволюционное развитие идеи и – в нарушение логики – оправдывал существующие режимы их историческим происхождением. Дальнейшее развитие историзма как важнейшей стороны диалектического метода связано с именем К. Маркса.
Хотя историзм родился в первой трети XIX века, самого этого термина еще долго не существовало. Он был впервые употреблен, видимо, в 1879 году австрийским историософом Карлом Вернером (по другим данным – Нейге), а широкое применение получил накануне и особенно после Первой мировой войны. В 1920-х годах исследованию историзма уделял внимание Э. Трельч, в 1930-х – Ф. Майнеке. В немецком языке, откуда пошел термин «историзм», он звучит как «хисторизмус», итальянская форма его – «сторицизмо». Вслед за итальянцами в новейшее время сначала англичане, а затем историки других западных стран стали употреблять, наряду со словом «историзм», также термин «историцизм», но в отечественной литературе это слово не применяется.
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 487;