ЛАД. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛАДОВ.
ЛАД (модус) – система соподчинения звуков и созвучий. Звукоряд – расположение звуков в порядке высоты (в отлич. от лада – системы отношений)
ДИАТОНИКА (от греч. – идущая по тонам) – 7-зв. система, все звуки кот. могут быть расположены по ч5. Гарм. dur и moll считают условно диатоническими.
Есть 2 основные группы ладовых систем:
1) лады, в кот. функц. единицей явл. тон – монодические (или модальные)
2) лады, в кот. функц. единицей явл. аккорд – гармонические (или тональные)
МОНОДИЧЕСКИЕ ЛАДЫ
– исторически более ранняя форма лад. организации, возникшая в 1-гол. вокальной музыке. В чистом виде эти лады не октавны, в них тон, отстоящий на 8↓ или ↑ от данного, несет совершенно иную функцию. Т.о., кол-во тонов, сост. звукоряд такого лада, может быть совершенно различным. Основные категории монод. лада: объем звукоряда (амбитус), устой, конечный тон (финалис), побочная опора лада (реперкусса)
По виду звукоряда монодические лады могут быть:
-- ангемитонные – бесполутоновые
-- гемитонные – включающие любые интервалы, в т.ч. полутоны.
К ангемитонным ладам относ. бесполутоновые трихорды и пентатоника.
Трихорд (от греч.-3-струнный) – 3-ступенный звукоряд (типичная интонация ангемитоники), содержащий м.3 и б2 в объеме ч.4. Трихорд является основой многих старинных р.н.п. («Не было ветру»)
Пентатоника – 5-ступ. лад, в котором отсутствуют п/тоновые и 3т соотношения ступеней. Как и в полных диат. ладах, звуки пентатоники могут быть расположены по ч5. Ее звукоряд не выявляет определённого тонального центра (острые п/т тяготения отсутствуют). Поэтому функции гл. тона может выполнять любой из пяти звуков; отсюда 5 разл. вариантов звукоряда П. одного и того же звукового состава:
1модус 2 модус 3 модус 4 модус 5 модус
Тоновая величина терции, построенной от I ступени, придает пентатонике маж. или мин. окраску (1модус – маж. пентатоника и 5 модус – мин. пентатоника). Но благодаря отсутствию остро звучащих п/тонов устоем может оказаться любой из звуков пентатоники. Образуются промежуточные виды пентатонного звукоряда, не обладающие четко выраженным ладовым наклонением (2-4 модус), она может быть неполной (3-4 ступ). Пентатоника хар. для многих народов Ср. Поволжья – марийцев, татар; распространена в некот. странах Востока – Вьетнаме, Китае. Элементы пентатонного мышления свойств. и древнейшим рус., укр., белорус. нар. песням. М.Мусоргский Прогулка («Карт. с выст.»)
Гемитонные лады включают любые интервалы.
В ладовую систему Древней Греции входили шесть основных ладов: эолийский, ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский. Лады в средневековой европ. музыке переняли названия греческих.
Группа 7-ступ. старинных (церковных) ладов использ. в практике полиф. многоголосия. На них основ. григорианское пение в средневек. церкви. Все разновидности этих ладов можно постр. на звукоряде «белых клавиш», только перемещая Т. Три лада имеют мажорное наклонение - ионийский, звукоряд кот. совпадает с нат. мажором, лидийский с IVв, миксолидийский с VIIн, 3 лада – минорного наклонения - эолийский, звукоряд кот. совпадает с нат. минором, фригийский со IIн, дорийский с VIв и локрийский лад, в структуру кот. входит ум.5 от Т (moll c низк II и V). Свои названия они получ. от древнегреческих областей, где они были распространены.
Примеры: дорийский лад – Э.Григ Сосна, фригийский лад – Ф.Шопен Мазурка ор.41№1 лидийский лад – Э.Григ Норвежский танец,Ф.Шопен Мазурка ор.24№2миксолидийский лад – Р-К хор «Ай, во поле липенька» из оп. «Снегурочка»
Следуя древн. традиции, кажд. церк. ладу приписывался опред. хар-р (этос). Напр., дорийский лад (до̀ряне – одно из греч. племен) считался мужественным, фригийский (Фригия и Лидия – области Греции) – страстным, восторженным.
Гиполады(или плагальные) – лады, совпадающие с диатоническими, но отлич. расположением устойч. звуков. Т находится на V ступени, опоры – I и IV ступени (т.е. устои основного лада): гиполидийский, гипоионийский и доминантовый или испанский (гарм. минор от 5 ступени) др.
Для монодич. ладов хар. ладовая переменность, даже если они замкнуты единым устоем и не содержат никаких перемен звукоряда. Переменность выражается в отсутствии сильного центр. тяготения, благодаря чему промежуточные остановки могут восприниматься как переменно-ладовые смены опор (устоев).
Переменныминаз. лады с изменяющейся Т в пределах одного звукоряда или с изменяющимся звукорядом при единой Т. Вид переменного лада, при кот. взаимодействуют Т паралл. тон-стей, наз. параллельно-переменным (часто встреч. в нар. музыке).
МИКСОДИАТОНИКА — это «смешанная» диатоника, то есть интерв. структура, сост. из «сросшихся» друг с другом диат. звукорядов. Образец – лидомиксолидийский лад (подгалянский).
*Один из миксодиат. ладов – обиходный, лежащий в основе древнерусских песнопений. Он охватывает 12 ступеней и делится на 4 согласия (трихорда) - "простое", "мрачное", "светлое" и "тресветлое" с одинаковой интерв. структурой (1тон между звуками внутри согласия и п/тон между согласиями). Его свойства: внеоктавность звукоряда (деление на «согласия», отстоящие на ч4 одно от др.); отношения данной ступени и ее октавного повторения к окружающим их смежным ступеням неодинаково.
Обиходный лад встречается не только в церковной, но и в рус. нар. и композиторской музыке (М.Мусоргский «Богатыр. ворота» из «Карт. с выст», трио). |
ГЕМИОЛЬНЫЕ ЛАДЫ (от греч. полуторный) – лады с ув2.
Доминантовый лад (испанский) — мажорный лад с IIb, VIb, VIIb (гарм. минор с тоникой на V ступ., отсюда назв.). Встреч. в испан. нар. музыке (антракт к 4д. "Кармен" Бизе)
Дважды гарм. мажор отличается от натур. IIb и VIb ступенями (ув2 на IIb и VIb). Дважды гарм. минор отлич. от натур. IV# и VII# ступенями (ув2 на III и VI). Их наз. венгерской (цыганской) гаммой. Эти лады хар. для цыган., болгар., венгер., еврейской нар. музыки, восточной музыки. Сен-Санс Цыганский танец (дважды гарм. минор) или Мусоргский Два еврея («Карт с выст») – Ал.№166
СИММЕТРИЧНЫЕ ЛАДЫ (термин Ю.Холопова) – это недиатонические (искусственные) лады, звукоряд кот. основан на равнодольном делении октавы. Как выразит. средство использовались с XIXв. Первое теор. объяснение симм. ладов принадлежит Б.Яворскому в нач. XXв. Особенно широко эти лады разработал франц. композитор О.Мессиан (он наз. их «лады ограниченной транспозиции).
Применение их в осн. связано с фантастикой, сказкой, причудливостью колорита («Руслан и Люд.» Глинки, оперы-сказки Р-К, сказ. картины Лядова)
По структурному принципу различают 4 типа симметричных ладов (их названия зависят от центр.элемента (ЦЭ) – созвучия, возник. в результате деления 12 п/тонов на 2,3,4,6 равн. частей). 1 означ. п/т, 2 - тон
I — целотонный лад 2:2 (ЦЭ—целотонное 6-звучие). Это лад из 6 звуков, постр. по целым тонам. Один из первых образцов использ-я этого лада – «гамма Черномора» из увертюры оп. Глинки «Рус. и Люд.»
II — уменьшенный лад (гамма Р-К «тон-полутон» или гамма Шопена) 2:1 (ЦЭ — Ум.7) – лад, в кот чередуются тоны и п/тоны, или наоборот (8 ступеней). Этот лад часто исп. Р-К для хар-ки фантаст. мира. (оп. «Садко» появл-е Морск. царя)
III — увеличенный лад 3:1 или 2:1:1 (ЦЭ — Ув.53); Р-К оп. «Золотой петушок» д.1 (тема петушка) – 3:1
IV — тритоновый лад или дважды-лад (послед. термин — Б. Яворского; ЦЭ -тритон) образ. делением октавы на 2 равн. и однофункциональные части на расст. 3т.
1. Целотонный лад | 2. Уменьшенный лад (лад Р-К, гамма Шопена) |
3.Увеличенный лад 3.1; 2:1:1 | 4. Тритоновые: а) Лад 5.1 |
*б) Лад 3.2.1 (лад Петрушки; дважды-мажор) | *в) Лад 1.2.3 (дважды-минор) |
ПОЛИЛАДОВОСТЬ - сложный лад, объед. элементы разл. ладов при одной Т. Одноврем. звучание эл-тов разных ладов создаёт многокрасочный эффект.
Б.Барток Багатель – Ал. №172
ПОЛИТОНАЛЬНОСТЬ – одновременное звучание 2-х (реже–неск.) разных т-стей. Как правило, они проявляют себя в разных пластах муз. фактуры. Изредка явления политональности встреч. в музыке XIX в. (М. П. Мусоргский Картинки с выставки, "Два еврея"), но больше свойственны музыке XXв. Такой политональный прием контрапункта 2-х тем (русские темы и сигнал крестоносцев) исп/ Прокофьев в 5ч. («Ледовое побоище») кантаты «Александр Невский»
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 2601;