ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
С древности люди задумывались над природой своей психической деятельности, приняв для этого понятие «душа».
В античную эпоху была обнаружена связь человека с деятельностью мозга. Но до сих пор механизм деятельности мозга, как основы психических явлений, во многом остается загадкой. Заслугой античной эпохи является открытие такой стороны сознательной деятельности мозга, как направленность на объект.
В Средневековьевыяснилось, что объектом сознания может быть не только любая вещь окружающей действительности, но и внутренний мир человека, потому, что именно он удостоился пристального внимания философов. Интерес к внутреннему миру связан с возникновением тогда необходимости общения с Богом через молитву. Возникла практика исповеди, т.е. нравственного самоанализа. Таким образом, в содержании сознания основным появилось знание о собственном духовном опыте.
В Новое время внимание философов переключилось на воображение. Из этого феномена сделали вывод, что содержание сознания не приходит в структуру мозга из внешнего мира, т.е. мы его извлекаем из собственной души. Внешне это похоже на средневековую трактовку сознания, но различие в том, что Бог уже объектом познания не является, поэтому, сознание стало средством обнаружения объективно-природного мира, где не столь важен сам мир, столько его интерпретация в сознании человека. А для интерпретации важно самосознание, поэтому был сделан вывод, что сознание без самосознания не бывает.
Для Декарта сознание есть единственная несомненная реальность: «Мыслю, следовательно, существую». Вот почему он отождествил сущность сознания с предметно-логическим его содержанием. Ведь если о вещи нельзя мыслить, используя логику, значит, ее просто нет. Впрочем, некоторые знания о мире и человеке могут быть врожденными идеями, т.е. Декарт не сводит знание к продуктивному мышлению.
В чем-то с ним был согласен Кант, выдвинувший идею об априорном знании. Кант был уверен, что в сознании существуют особые, непосредственно данные знания о чем-либо как о целостности. Эти знания составляют основу познания, как внешнего мира, так и самого себя.
К. Маркс обратил внимание на то, что сознание человека обусловлено внешними факторами, из которых важнее всего экономические факторы. Его вывод: «Бытие определяет сознание». Другими словами, сознание вторично.
Таким образом, в понимании сознания история философии обнаруживает две тенденции:
1) материализм, который рассматривает сознание как творческий продукт деятельности мозга, в основе которого заложен механизм взаимодействия и отражения;
2) идеализм, который рассматривает сознание как самостоятельную
по отношению к материи мозга субстанцию, способную существовать вне и независимо от мозга.
В первом случае сознание, по отношению к материи, вторично, а во втором случае сознание первично. С развитием естествознания появилась склонность рассматривать его как материальный продукт деятельности мозга (немецкие врачи Фогт, Бюхнер, Молешотт, Кабанис и др.), за что эта ветвь метафизического материализма получила название вульгарного.
Внутри материализма и идеализма тоже существует различие во взглядах на проблему сознания.
Метафизический материализм замечает эволюцию сознания. Диалектический материализм настаивает на таком подходе к рассмотрению сознания, с помощью которого очевидным для всех было бы его развитие, постепенная эволюция, смена содержания и формы.
Идеализм так же не однороден, в нем различают две формы: объективный и субъективный. Как уже отмечалось выше, объективный идеализм менее всего связан с мозгом, считая такую связь не обязательной. Что касается субъективного идеализма, то в нем все внимание концентрируется на сознании субъекта. Поддерживая точку зрения идеализма на не обязательность связи сознания с мозгом, они более всего озабочены не отношением сознания к материи, а тем, в каких крайних, субъективных формах оно способно себя проявить (солипсизм, г е. существование как самостоятельной сущности вне всяких материальных форм).
Современная точка зрения на сознании такова: сознание так же реально, как и материя, но его реальность иная, она - субъективная. Содержанием его является знания, эмоции, другие психические явления, ценности т.д. Сознание человека ценным для себя считает то, что практически значимо для него, что связано с его потребностями и интересами. Это значит, что специфической чертой сознания является его предметность и практическая направленность.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 3852;