ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ДВИЖЕНИЯ. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ КАК ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ
С древних времен и до сегодняшнего дня философы считали важнейшим свойством материи движение, которое рассматривалось как способ ее существования. Представление о движении возникает одновременно с философией.
Впервые сущность движения попытался сформулировать Гераклит в изречении: «Все течет, все изменяется». Парменид утверждал, что изменений не может быть вообще, то, что мы наблюдаем - обманчивая видимость. Он понимает изменение как возникновение и уничтожение: то, что существует, будет всегда, то, чего нет, не будет никогда. Действительно, в мире нет ничего абсолютно неизменного, но, с другой стороны, существуют законы сохранения, согласно которым количество движения не может исчезать и возникать. Ситуацию относительно понимания сущности движения ярко и глубоко отобразил А.С.Пушкин:
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить:
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
Сегодня философы полагают, как и Гераклит, что движение есть изменение. В отношении причины движения существуют две точки зрения:
1) это Бог;
2) природа имеет причину движения в самой себе.
Вторую точку зрения сформулировал Спиноза, и она является предпочтительной до сих пор.
Развитие науки расширило й углубило понимание движения; стало ясно, что вне материи мы его не мыслим. Понятие движения отражает внутреннюю активность материи. Движение - это способ существования материи. Как и материя, это понятие структурировано. Формы движения материи связаны с ее структурой, поэтому они соответствуют трём уровня её существования. Уровень неорганическойматерии претерпевает механические (пространственное перемещение различных тел: движение мельчайших частиц, движение больших тел, включая и космические объекты), физические(охватывает электромагнетизм, гравитацию, теплоту, свет, звук, изменение агрегатного состояния веществ), химические изменения (включает различные химические реакции, процессы химического синтеза в неорганической и органической природе). Уровень органической материи - биологическиепроцессы (это разнообразные биологические процессы в живых организмах). Уровень социальной материи (охватывает различные общест венные изменения) - процессы в обществе.
Материя мира есть целостность, в которой все взаимосвязано, поэтому формы ее движения тоже условно в мышлении различимы. В реальности они взаимозависимы и взаимосвязаны. Формы движения материи переходят друг в друга в рамках простого и сложного, низшего и высшего на основе генетической взаимосвязи. Такое понимание связи всех форм движения материи помогает избежать односторонности при оценке их роли в развитии объективного мира. Если считать, что явления высшей формы движения материи могут быть полностью объяснены законами низшей, то такая позиция получила название редукционизм. Он существовал в истории науки в виде механицизма (сведение к механике).
Движениекак внутренняя активность, приводящая к непрерывным изменениям, абсолютно. Но это не значит, что не существует покоя, как процесса накопления количественных изменений, не переведенных до времени в новое качество. Если в движении видеть только непрерывный процесс изменений, то это приводит к абсолютизации движения. Но преувеличение момента покоя, т.е. отсутствие видимых перемен, приводит к метафизическому пониманию движения. Истина состоит в том, что движение одновременно и абсолютно и относительно, т.е. оно (как изменение) происходит всегда и везде, но не всегда доступно для наблюдения.
Изменение и развитие материального мира может происходить только в пространстве и во времени, которые и являются формами существования материи. Это утверждение материализма основывается на данных современного естествознания (физики, химии, биологии). Они опровергают положения идеализма и метафизики о том, что пространство и время есть лишь вместилище предметов и явлений мира, или упорядоченность наших ощущений. В науке понятия «пространства» и «времени» прошли свою эволюцию. Современная наука преодолела представление о пространстве как пустоте, вмещающей предметы природы и о времени как «чистой», т.е. не связанной с материей, длительности.
Физика XX века (А. Эйнштейн) обосновала неразрывность материи, движения, пространства и времени. Поэтому диалектико-материалистическое понимание пространства и времени сводится к признанию их объективными формами существования материи, неотделимыми друг от друга.
Пространство - это протяженность материи, совокупность материальных предметов, размещенных друг возле друга.
Время - это длительность существования предметов и процессов; это последовательность изменения состояний в развитии всех материальных систем. Оно отражается в понятиях «прошлое», «настоящее», «будущее».
Пространство и время имеютобщие свойства, к которым относятся: объективность, всеобщность, вечность, бесконечность. Пространство и время имеют также и отличительные свойства. Свойствами времени являются необратимость, одномерность и однонаправленность (от прошлого к будущему). Пространство же трехмерно, обратимо, равнозначно во всех направлениях.
Относительно пространства и времени в истории науки существовало два подхода: субстанциальный и реляционный. Субстанциальный подход в древности развивали Демокрит и Эпикур, а в Новое время - Ньютон. Согласно этому подходу, пространство, время и материя существуют самостоятельно, независимо друг от друга. Реляционный подход (Аристотель, Лейбниц) утверждает, что пространство и время - это отношения между материальными объектами. Пространство и время тесно связаны с движущейся материей.
Для медицины большое значение имеет биологическое пространство и время, которое проявляется в закономерностях в реализации генотипа в соответствующих природных условиях.
Материализм традиционно придавал большое значение данному факту, поскольку здесь находит подтверждение идея о первичности материального по отношению к духовному: чтобы мыслить, необходимо обеспечить жизнь человеческого тела. Человек должен иметь еду, одежду, жилище для повседневной жизни. Это предпосылка его бытия.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 4454;