Проблема «телесного переобучения» и физиологические механизмы дыхания
В качестве иллюстрации жизненных механизмов воздействующих на работу организма, приведем фрагменты из популярной книги американского врача Т. Ханны «Искусство не стареть и как вернуть гибкость и здоровье»[21]. В этой книге очень обстоятельно описана связь различных стрессовых состояний с сенсорно-моторными ощущениями, которые испытывает в т.ч. и музыкант-исполнитель.
Наука двадцатого столетия постепенно пришла к лучшему пониманию процессов, лежащих в основе ухудшения нашего состояния. <…> Ганс Селье открыл, что заболевания, вызывающие нарушения физиологических механизмов, могут оказывать влияние на психологические факторы, таких, например, как стресс. Это – так называемая соматическая теория, согласно которой все, что мы испытываем на протяжении нашей жизни, накладывает неизгладимый отпечаток на нашу физическую сущность, то есть на наше тело. Моше Фельденкрайс претворил эту теорию в действие, разработав метод «телесного переобучения», или метод функциональной интеграции. Я горжусь тем, что рекомендуемое мной лечение основано на работах, как Селье, так и Фельденкрайса. Мне удалось добиться огромных успехов в борьбе с процессом старения <…> (см. сноску: Т. Ханна[с.6]).
Следует отметить, что термин «телесного переобучения» вполне может быть применен и к алгоритмам СТОДИ. Ведь в процессе их освоения происходят, по сути, такие же процессы телесного переобучения и так же происходит воздействие на стрессовые состояния, ведь в них задействованы все системы организма.
<…> Наши сенсорно-моторные (чувствительно-двигательные) системы реагируют на ежедневные стрессы и травмы с помощью специальных мышечных рефлексов. Эти рефлексы вызывают привычное сокращение мышц. Мы не можем расслабить эти мышцы по собственному желанию. Эти мышечные сокращения являются невольными и бессознательными. В конце концов, мы просто не помним как можно двигаться свободно. В результате возникают скованность, боли и ограничения движений <…> (см. Т. Ханна [с.8]). Эта потеря памяти, ставшая привычной для многих, <…> получила название «сенсорно-мышечной амнезия», или потеря чувствительной и двигательной памяти. Так как эти изменения происходят глубоко в центральной нервной системе, мы даже и не подозреваем о них, хотя они нарушают основу нашего существования. Сенсорно-моторная амнезия уменьшает наше представление о том, кто мы такие, что мы чувствуем и что мы делаем. Именно такая потеря памяти на движения и чувства приводит к тому, что мы испытываем ложное ощущение того, что мы постарели.
Однако сенсорно-мышечной амнезия не имеет никакого отношения к старению. Она может возникнуть в любом возрасте. …
Рефлексы, которые вызывают сенсорно-моторную амнезию, очень характерны. Их всего три. Я (Т. Ханна, В.Г.) дал им следующие названия:
- рефлекс «красного света»;
- рефлекс «зеленого света»;
- рефлекс «травмы».
Они являются важной составляющей сенсорно-моторной амнезии и могут быть обоснованы теориями Ганса Селье и Моше Фельденкрайса. Перед тем, как подробно описать эти три рефлекса, важно обратить внимание на следующие факты:
1) проявления сенсорно-моторной амнезии могут возникнуть когда угодно (т.е. в любом возрасте – В.Г.), но обычно они проявляются в возрасте старше 30 или 40 лет (в возрасте творческого и профессионального рассвета музыканта-исполнителя – В.Г.);
2) сенсорно-моторная амнезия – это реакция адаптации нервной системы;
3) сенсорно-моторная амнезия – это приобретенный, своего рода «заученный» реактивный процесс, то от нее можно избавиться, то есть «отучиться» <…> (там же [с.9]).
<…> Следует еще раз подчеркнуть, сенсорно-моторной амнезии можно избежать и ее можно вылечить. Вы можете предотвратить ее, используя два уникальных свойства сенсорно-моторной системы человека: способность разучиться тому, чему вы раньше научились, и способность вспомнить то, что было забыто <…>.
Нам, также представляется, что алгоритмы СТОДИ вполне могут служить способом для переобучения сенсорно-моторной системы, ведь ее алгоритмы профессиональной реабилитации позволяют переориентировать весь организм на необходимые – физиологически целесообразные действия и отучиться от старых (не целесообразных действий). Они также позволяют вспомнить все то, на что была ориентирована природа ученика или профессионального исполнителя до обращения к технологии СТОДИ.
Если в упражнениях Т. Ханны подобное переобучение открывает широкие возможности для переобучения сенсорно-моторной системы для многих, и их разработка является крупным открытием (курс. В.Г.), то алгоритмы СТОДИ имея специфическую, но весьма эффективную, возможность переобучения своего тела для всех тех, кто посвятил себя освоению духовых инструментов.
<…> Прежде всего, упражнения входящие в эту систему, устраняют вредные последствия того процесса, который ошибочно считается результатом старения. Они особенно важны для тех, кому уже исполнилось 30 лет и кто уже ощутил на себе отрицательные воздействия рефлексов «красного света», «зеленого света» и «травмы».
Наконец соматические упражнения могут быть использованы для обучения молодежи. Я убежден в том, что программа раннего обучения, направленная на совершенствование ощущений и сознательное управление движениями, может привести к коренному перелому в борьбе с такими процессами, как сердечно-сосудистые заболевания, рак и психические болезни. Достижение этой цели будет иметь огромное социальное значение <…>.
СТОДИ, в целом представляя собой целую систему обучающих алгоритмов, состоящую не только из упражнений, а включающую в себя комплексные способы перенастройки наиболее важных физиологических механизмов. Она не только направлена на снятие последствий сенсо-моторной амнезии, но и на обретение сложнейших, по своей структуре, сенсо-моторных навыков. Следовательно, разработанные алгоритмы имеют оздоровительное значение для всех, кто использует их в своей практической деятельности.
Кроме того, утверждает Т. Ханна, развитие данного направления (в т.ч. и СТОДИ) <…> будет способствовать устранению ложных представлений, складывающихся в течение многих веков. Соматические упражнения могут изменить наш образ жизни. Они помогают нам осмыслить, как связаны между собой наши дух и тело. Вы поймете, насколько успешно можно контролировать многие аспекты вашей жизни и какую ответственность вы должны при этом проявлять<…> (там же [с.10]). По сути, тоже самое, можно сказать и про алгоритмы СТОДИ.
<…> Сенсорно-моторная (чувственно-двигательная) система – это механизм, который является основой человеческого опыта и поведения. Понять суть сенсорно-моторной амнезии – это значит понять основные причины тех расстройств, которые ошибочно считаются результатом старения <…> (там же [c.11]).
Если мы рассмотрим центральную нервную систему, то сможем увидеть в ней две части, различающиеся между собой как в структурном, так и в функциональном отношении, - чувствительную и двигательную.
<…> На всем протяжении спинного мозга – от головного мозга до копчика - отходят чувствительные корешки от задней стороны спинного мозга и двигательные корешки – от передней <…> (там же [c.16]).
Все, что воздействует на наше тело извне и изнутри, порождает импульсы, поступающие в головной мозг по чувствительным нервам. <…> Все, что мы делаем, осуществляется посредством импульсов, исходящих из центральной нервной системы и передающихся по двигательным нервам. Чувствительные нервы «управляют» тем как мы воспринимаем мир и самих себя. Двигательные нервы «контролирую» наши движения. Их окончания располагаются в скелетных мышцах и в гладких мышцах внутренних органов.
Таким образом, в спинном мозге можно выделить чувствительные и двигательные части. Чувствительные нервные клетки доходят до центральной борозды головного мозга, достигая его задней части, а двигательные нервные клетки достигают переднего отдела мозга (там же [c. 17]).
Это структурное разделение интегрируется в пределах центральной нервной системы: чувствительные и двигательные функции – это две стороны одной и той же монеты. В спинном мозге имеется деление на два отдела – чувствительный и двигательный. В головном мозге они объединены.
Чувствительные нервы несут информацию в головной мозг информацию о том, что происходит в окружающей среде и в нашем теле.
Мозг, обеспеченный этой информацией, принимает решения о том, что делать и как делать. Это значит, что принимая, а затем, интегрируя получаемую информацию через чувствительную систему, головной мозг дает команды двигательной системе. Эти интегрированные функции чувствительной и двигательной системы так слитны и так привычны, что мы не замечаем их деятельности. Точно также, как рыба не замечает воду, в которой она плавает.
Мы редко осознаем эти две объединенные функции. Между тем они помогают нам совершать наши действия легко и просто. Например, мы легко переворачиваем страницы книги. Когда кто-нибудь дочитывает страницу до конца, то он поднимает левую руку. Она идет вправо, находит край следующей страницы в правом углу книги и поворачивает его налево. Но для того, чтобы левая рука нашла край следующей страницы необходима точная чувствительная информация о том, где находится рука и где находится книга. Когда ваша левая рука поднимается, нужно знать, куда она движется. В противном случае она может двинуться в сторону и даже стукнуть вас по носу или дойти до вашего плеча. К счастью, этого не происходит. Вы знаете, где находится книга и рука, потому что каждую секунду вы получаете поток информации о местонахождении, движении и направлении, форме, траектории и скорости движения руки по направлению к месту расположения края следующей страницы в правом углу книги <…> (там же [c 18]).
В современной нейрофизиологической науке непрерывное взаимодей-ствие чувствительной и двигательной систем описывается как «обратная связь», действующая по системе «петель». Чувствительные нервы дают информацию двигательным нервам, которые получают соответствующие команды (по системе «обратной связи»). Во время движения двигательные нервы передают информацию чувствительным нервам. Такой обмен информацией происходит до тех пор, пока пальцы не коснуться нужных клавиш, дырочек или клапанов инструмента, чтобы извлечь нужный звук, либо сыграть соответствующую мелодию. Исполнитель не задумается над этим процессом или просто не замечает того, как он происходит, ведь он совершается автоматически (рефлекторно).
<…> Если мы поразмыслим над этим, то нам станет ясно, что необходим постоянный поток чувствительной (рефлексивной – В.Г.) информации из окружающей среды (либо из самого мозга – В.Г.) для того, чтобы осуществлять те или иные движения. <…> Постоянный контроль над движением наших мышц невозможен – сработает эффект «сороконожки» (по К.С. Станиславскому) и мы не сможем ничего сделать – все движения остановятся, если наша чувственно-двигательная система не будет постоянно работать рефлекторно. Т. Ханна, в последующем изложении, дает весьма простую трактовку подобного эффекта.
<…> Чтобы понять, как важна чувственно-двигательная система для нашей жизни, мы должны запомнить: если что-то случается с этой системой, то наши жизненные возможности значительно сокращаются. Если что-то нарушает наши чувствительные восприятия, то мы не сможем управлять нашим телом и нашими действиями. Если нарушится контроль нашими движениями, то не только не сможем эффективно их осуществлять, но и потеряем двигательную ориентировку. Функции чувственно-двигательной системы (сенсорно-моторной) системы настолько слитны, что если возникают нарушения в одой из ее частей, то они неизбежно возникнут и в другой. Иными словами, если нарушаются ощущения, то нарушаются и действия (т.е. – координация – В.Г.).
Нарушение функций чувственно-двигательной системы – очень серьезная вещь, и если это случается, то наша жизнь значительно ухудшается. В течение тысячи лет эти нарушения считали проявлением старости и поэтому предполагали, что они неизбежны и необратимы. Но, как мы увидим, их можно предотвратить и ликвидировать <…> (там же [с.19]).
<…> Мышцы имеют только одну функцию. Они должны сокращаться, то есть укорачиваться. Сокращение происходит, когда мышцы получают электрохимический сигнал из центральной нервной системы. Когда сигнал прекращается, прекращается и сокращение. Мышцы расслабляются, достигая прежней длины. Для того, чтобы расслабить и удлинить мышцу, затраты энергии не требуется. Она нужна только для сокращения мышцы. Когда мы произвольно сокращаем мышцу, а затем расслабляем ее, то мышца должна стать почти полностью мягкой. В расслабленной мышце совершенно отсутствует электрическая активность. Полностью управлять мышцей – это значит обладать способностью сокращать и расслаблять ее в полной мере <…> (там же [с.19]).
Существуют, и они имеют место в алгоритмах СТОДИ, приемы удержания мышечной системы в состоянии физиологического тонуса (о тонусе - см. ниже), т.е. готовности к действию в любую сторону, в зависимости от решаемой в данный момент задачи. Это очень важный фактор в работе исполнительского аппарата на любом музыкальном инструменте, в особенности, на – духовом. Именно при игре на духовом инструменте в работе находится максимальное количество мышц. Для подобной готовности и разработаны технологические алгоритмы запуска и торможения всех физиологических механизмов и всей мышечной системы.
Многие люди, пишет Т. Ханна, сокращают мышцы спины, плеч и бедер для того, чтобы осуществлять различные движения. <…> Но после окончания движения они не в состоянии полностью расслабить мышцы и добиться их возвращения к первоначальной естественной длине. Вместо того, чтобы степень сокращения и потребление энергии уменьшилось до нуля, мышцы таких людей остаются сокращенными на 10-20%, а иногда и на 40%. Как бы такие люди ни старались, им не удается добиться полного расслабления мышц. Их мышцы продолжают работать и потреблять энергию.
Все мышцы обладают тонусом, то есть естественной способностью растягиваться и расслабляться в ответ на стимулы внешней среды. В фазе отдыха тонус равен нулю. Итак, если мы в полной мере управляем мышцами, то может достичь нулевого мышечного тонуса – полного расслабления. Но если мы потеряли способность управлять мышцей, то тонус может возрасти до 10%, 20% и даже до 40%. Это и есть хроническое напряжение мышц.
Если тонус достигает 10%, то в мышцах всегда ощущается усталость и они представляются твердыми; при этом в мышцах отмечается боль. Если тонус достигает 40%, то наряду с чувством усталости и затвердением, в них возникает сильная боль <…> (там же [с.25]).
Подобную картину мы наблюдали в эксперименте с применением «Стенда дыхания» (В.А. Мартынова) с использованием «Компьютерной томографии», когда профессиональные исполнители производили звуковые тесты, то их мышечная система в области грудной клетки находилась в максимальном напряжении, что было подтверждено на мониторах компьютера. Она была по цвету белесо-желтого цвета, что на языке компьютерной программы и означало максимальное напряжение мышц внешнего дыхания. В то время, как у учеников экспериментального класса вся эта область была окрашена преимущественно голубого и зеленого цветов, что означало физиологически целесообразный тонус, т.е. готовность внешних дыхательных мышц к совершению действий в любую – необходимую сторону (см. иллюстрации в Приложении 2).
Т. Ханна пишет, как бы в подтверждение факта с профессиональными исполнителями, что <…> люди с хроническим напряжением мышц часто испытывают ощущение мышечной «слабости», так как они не могут свободно передвигаться. Некоторые врачи в таких случаях говорят, что у них действительно ослабели мышцы. Однако на самом деле мышцы у них остаются сильными. Они просто устали и перегружены из-за постоянного сокращения. Если мы сумеем почувствовать тонус наших мышц, то убедимся в том, что они твердые. Это верный признак постоянного сокращения. Хронически сокращенная мышца подобна мотору, который невозможно выключить <…>.
Вероятно, в этом и заключается причина частых травм губного аппарата у исполнителей на медных инструментов. Поскольку губы находятся в постоянном напряжении, а навык их расслабления не сформирован и не наработаны приемы накопления мышечной энергии специальными алгоритмами. Поэтому-то они и необходимы в обучении игре, в особенности на медных духовых инструментах, ведь исполнители на этих инструментах находящихся в зоне повышенного риска в отношении сенсо-моторной системы. Это еще одно доказательство целесообразности использования алгоритмов СТОДИ, т.к. благодаря им закладывается основа целесообразного функционирования всего организма и избавления от болезненного состояния мышц. Т. Ханна разъясняет причину этого состояния мышц.
<…> Почему мышцы с высоким тонусом всегда болезненны? Гликоген, который накапливается в мышцах, давая энергию для сокращения, постоянно расходуется. Расход гликогена мышц ведет к сокращению мышц, и затем он превращается в молочную кислоту. При постоянном сокращении молочная кислота накапливается. Чем больше ее накапливается, тем больше раздражаются чувствительные клетки. Повышение содержания молочной кислоты на 10% вызывает чувство усталости. Постоянное увеличение содержания молочной кислоты на 40% в области нервных окончаний, воспринимающих боль, приводит к тому, что человек ощущает в мышцах постоянную болезненность <…> (там же [c. 26]).
Хронические боли и болезненность в мышцах встречаются часто, начиная с 20 лет. Скованность мышц, ограничение движений, нарушение осанки и хроническая боль в мышцах неправильно рассматривают как результат «старости». <…> болезненность, которая ведет к упадку физиологических функций, постоянной усталости и слабости. Эти симптомы считаются необратимыми. На самом деле возраст не имеет к ним отношения. Подобные явления возникают в результате «накопления» физиологических реакций на стрессы и травмирующие ситуации (там же [с.28]) <…>. Обычно требуются годы, чтобы «накопилось» достаточно стрессов и травматических воздействий, способных вызвать хроническое напряжение мышц. Однако такой повышенный тонус может появится и у молодых людей, если детство и подростковый период были достаточно травматичны (имеются в виду не только физические, но и психические травмы – встав. В.Г.).
Если мы вспомним, что в человеческом организме почти 800 мышц и что все они содержат много чувствительных нервных окончаний, то мы сможем понять, почему наше благополучие зависит от чувствительных импульсов, лежащих в основе обратной связи между мышцами и головным мозгом. Люди с высоким мышечным тонусом чувствуют себя плохо. Иногда они теряют надежду на выздоровление. Сотни больных говорили мне «Я чувствую себя таким старым!» Они имели в виду при этом высокий тонус мышц, считая это положение необратимым. Но реакцию мышц на стресс можно преодолеть. Можно почувствовать себя молодым в любом возрасте. На практике это значит иметь низкий мышечный тонус при сокращении, ощущать комфорт и уметь управлять своими мышцами. Мы научим вас, как «плавать» в море стрессов и травм, уподобляясь губке, которая всегда всплывает, оставаясь на поверхности <…> (там же [с.27]).
Как реагирует на подобные ситуации система дыхания? Т. Ханна подробно разбирает этот вопрос с позиций сенсо-моторной амнезии. <…> Сопутствующими факторами сенсо-моторной амнезии являются сутулость и поверхностное дыхание, которые обычно сочетаются. И то, и другое вызывается сокращением брюшных мышц. Прямая мышца живота – длинная мышца, которая располагается между грудной клеткой до лобковой кости. Когда она сокращается, то верхняя часть грудной клетки движется впереди книзу, а лобковая кость – вперед и кверху. Туловище, таким образом, сгибается как у плода в чреве матери.
Сокращение брюшных мышц не только тянет вниз грудную клетку; оно тянет вниз и все содержимое брюшной полости, создавая давление на внутренние органы. Это значит, что когда диафрагма, расположенная между грудной клеткой и брюшной полостью, сокращается во время вдоха и перемещается вниз в направлении брюшной полости, то дыхание как бы прерывается, такое действие диафрагмы, похожее на действие насоса, необходимо для создания разрежения в грудной клетке для того, чтобы в легкие поступал воздух. Но если подвергаемые давлению внутренние органы мешают этому движению вниз, то разрежение не создается и появляется недостаточность дыхания <…> (там же [c. 71]).
Это является доказательством нецелесообразности, так широко распространенного среди инструменталистов-духовиков «нижне-диафрагмального дыхания». Также является странным, что среди врачей встречаются сторонники подобного приема дыхания. Автору приходилось вступать в совершенно бесполезный спор с такими специалистами, приводя им многочисленные доводы в пользу физиологически целесообразного дыхания и способов его достижения. Не помогают ссылки и древние источники, посвященные дыханию Ойгов[22], в которой преимущество отдается полному дыханию – для примера приводится пример с наполнением бутылки: наполняются легкие при вдохе сверху, заполняя верхушку легких; а затем, при выдохе подтягивается брюшная стенка, и воздух вытекает из легких (при подтягивании брюшной стенки) как вода из бутылки, благодаря гладкой мускулатуре бронхов. В приведенной в книге Рамачарака, даются подробные рекомендации по отработке полного дыхания.
<…> Сокращение брюшных мышц не только вызывает поверхностное дыхание, но оно также создает и другие проблемы. Давление на внутренние органы нарушает все их функции (там же). Например, когда поднимается давление жидкости в мочевом пузыре, мочеиспускательный канал автоматически сокращается. При этом возникает позыв к мочеиспусканию. Но если брюшные мышцы сокращены, то они вызывают сжатие мочевого пузыря. Давление в нем увеличивается, и при этом создается ложное ощущение полного мочевого пузыря <…>. То же сокращение брюшных мышц нарушает пищеварение и дефекацию. Запор и хронические сокращения мышц желудка часто сочетаются <…> (см.: там же [c.72 ]).
Как было отмечено раньше, проблемам стресса и его воздействия на организм было уделено огромное внимание. Однако роль нервно-мышечной системы при этом мало изучена. Роль ухода[23] – сильная мышечная реакция на стресс. Следует заметить, что ни в одном из источников по физиологии дыхания не нашлось указания на связь механизмов дыхания с конституцией тела, о котором пытались говорить некоторые из отечественных методистов. Они пытались объяснить недостаток дыхания при игре именно конституционными особенностями учеников, не предлагая им развивающих приемов для подобных навыков.
Продолжая разговор о физиологических механизмов дыхания и их влиянии на работу организма, обратимся к тексту книги Т. Ханны. <…> Важной особенностью этой реакции является угнетение дыхания (курсив В.Н.Говора). Сердечно-сосудистые заболевания в настоящее время представляют главную проблему медицины. Удивительно, что воздействию стресса на дыхание почти не уделялось какого-либо внимания. Это большое упущение, так как, в сущности, сердце и легкие действуют как единый орган <…>. (там же [c. 78]).
Стресс и поверхностное дыхание, возникающее при напряжении брюшных мышц, вызванном реакцией ухода. При повторении этой реакции и накоплении привычных рефлексов в процессе старения дыхание становится более поверхностных и частым <…>. (там же [c.79]). Такое состояние называется гипервентиляцией - (курс. В.Н.Говора)
<…> 153 больных с инфарктом миокарда были обследованы в Миннеаполисе, в больнице Святого Павла. Эти больные подверглись обследованию, для того чтобы определить, какой тип дыхания у них преобладает – диафрагмальный <…> У всех этих больных отмечалось напряжение брюшных мышц. Гипервентиляция представляет собой тип дыхания, характеризующийся увеличением вентиляции легких. Она обычно сочетается с болями в грудной клетке, расстройством ритма сердечных сокращений и сужением артерий, вызывающих ишемию. Она встречается у людей с высоким риском ишемической болезни сердца, а также непосредственно связана с гипертонической болезнью, не имеющей установленных органических причин. Так согласно данным одного из исследований, у 95 % гипертоников не были обнаружены изменения в почках, которые считаются одним из частых причин этого заболевания. До сих пор не было уделено должного внимания гипервентиляции как причине гипертонии. Именно рефлекс «красного света», типичный для жителей промышленно развитых стран, вызывает поверхностное дыхание, приводящее к гипервентиляции. Известны следующие типы воздействия гипервентиляции на сердце:
1) увеличение частоты сердечных сокращений;
2) увеличение сердечного выброса;
3) подавление дыхательной синусовой аритмии и замена более постоянным ритмом сердечных сокращений;
4) потери парасимпатической системы контроля над деятельностью сердца и замена его контролем со стороны симпатической системы;
5) уменьшение содержания углекислого газа, снижение артериального давления, сдвиги в кислотно-основном равновесии, сжатие кровеносных сосудов головного мозга и кожи.
Дайферс и Гроссман изучили эти вопросы наиболее тщательно. Они пришли к следующем заключению: “Наш анализ показал, что существует ряд интересных способов, позволяющих уменьшить риск сердечных осложнений. Должно проводиться специальное лечение, направленное на замедление дыхания и увеличение его глубины. Таким образом, можно изменить тип дыхания и добиться относительно стабильных результатов.
Такое лечение может снизить риск осложнений со стороны венечных сосудов” (там же [с. 81]).
Соматические упражнения, направленные на преодоление воздействий рефлекса “красного света”, как раз и являются таким лечение. Они позволяют избавиться от тревоги и дышать так, как следует дышать здоровым людям.
Подобные выводы не требуют дополнительных комментариев, тем более, что алгоритмы СТОДИ убедительно доказали и продолжают доказывать свою эффективность, в т.ч. и в отношении дыхания исполнителей, обученных и переобученных по технологии СТОДИ. Мы надеемся, что приведенные комментарии некоторых, как нам показалось, чрезвычайно актуальных, фрагментов книги Т. Ханны позволят правильно сориентироваться в выборе рациональных приемов дыхания специалистам в области обучения на духовых инструментах и исполнителям-инструменталистам.
Если отбросить привычную (несколько унижающую наше достоинство) скромность, можно, по примеру Т. Ханны, рассматривать технологию СТОДИ как чрезвычайно важное открытие в сфере музыкального искусства?!
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 458;