Новая классификация духовых инструментов с позиции общей теории
Звукообразования
Указанные выше закономерности предопределяют необходимость введения новой классификации всех духовых инструментов по принципам и особенностям звукоизвлечения и разделения их на пять основных классов:
1-й класс: свистковые (по аналогии с органом) – все продольные инструменты: свирели, свистульки, блок-флейты (далее б/фл.);
2-й класс: лабиальные: поперечные флейты (далее п/п фл.);
3-й класс: губно-мундштучные инструменты: медные духовые (далее - м.д.и.);
4-й класс: мундштучно-тростевые (одно-лепестковые) инструменты: кларнеты и саксофоны (далее - м.т.и.);
5-й класс: чисто-тростевые (двулепестковые ) инструменты: гобой, фагот (далее - ч.т.и.).
Использование подобной классификации духовых инструментов предполагает новые возможности и более точного разделения их по соответствующим группам в теории, и применении соответствующих алгоритмов в практике освоения, и исполнительства. В свою очередь, эта классификация не противоречит теории «язычковых» инструментов Г.Гельмгольца (1877), а уточняет ее некоторые теоретические положения на основе выявленных общих Антропометрических (акустических и биофизических) закономерностей резонансно-формантного звукообразова-ния на всех духовых инструментах.
Указанные закономерности, выражаются в:
- необходимости формирования соответствующего воздушно- энергетического потока как источника и исходного фактора - импеданса в возбуждении резонансно-формантного звука (РФЗ);
- наличии и определяющей роли рассекающих граней на пути входящего воздушного потока в образовании Звуко-резонансного столба (ЗРС), создающего турбулентно-вихревые потоки, преобразуемые затем в канале инструмента в РФЗ при активном влиянии ВПФ на структуру звука;
- возможности произвольного формирования рабочего звукоряда практически на всех духовых инструментах, а также использование механизма модуляции звуко-резонансного столба в управлении звукорядом;
- достижении необходимого уровня внутрибронхиального и внутриротового давления для эффективного взаимодействия с губным аппаратом в процессе формирования РФЗ;
Таким образом, стало возможным выведение общих закономерностей для всех духовых инструментов на основе новой их классификации, при:
1. Наличие внутрибронхиального давления (ВБД);
2. Наличие внутриротового давления (ВРД);
3. Наличие импеданса языка в случаях его использования в функции ‘поршня’ при звукоизвлечении на всех духовых инструментах;
4. Наличие выходного импеданса губных мышц и повышение скорости прохождения воздушной струи в инструмент: в губно-мундштучных инструментах (г.м.и.: труба, валторна, тромбон, туба и другие), и поперечной флейты (п/п фл.), между мундштуком и тростью в мунштучно-тростевых инструментах (м.т.и.: кларнет, саксофон), между тростями в чисто-тростевых инструментах (ч.т.и.: гобой, фагот);
5. Наличие краевого смыкания губ при достижении адаптационного режима (фальцета) - г.м.и. и п/п фл.; тростей в м.т.и. и ч.т.и.;
6. Наличие рассекающих граней лабиума и импеданса входного отверстия при звукоизвлечении на п/п фл.;
7. Наличие входного импеданса мундштука и внутри мундштучного давления (ВМД): г.м.и. и м.т.и.;
8. Наличие входного импеданса трости и повышение скорости прохождения воздушной струи в инструмент: м.т.и., ч.т.и.;
9.Наличие внутри-тростевого давления (ВТД): ч.т.и.;
10.Наличие входного импеданса ствола ножки мундштука: г.м.и.;
11. Наличие входного импеданса ствола штифта: ч.т.и.;
12. Наличие импеданса входного ствола инструмента: мундштучной трубки (или мудроли в г.м.и.); бочонка и эса на саксофонах – м.т.и., эс-образной трубки (англ. рожке и фаготе) – ч.т.и.
Таким образом, заканчивая разговор о звуковых источниках ЗИС обозначим основные принципы возбуждения звука в духовых инструментах с Антропометрических позиций:
1. Принцип формантности как основной детерминанты возбуждения РФЗ;
2. Принцип объемности (сферичности) как фактора структурирования процесса возбуждения звука по модели СРКО;
3. Принцип резонансности звукового потока как показателя полноценности процесса звукообразования (острого резонанса);
4. Принцип полетности или проницаемости как показателя формантности (структурированности) звука;
5. Принцип импеданса рассекателей воздушного потока как источника звуко-резонансного потока (ЗРП) в инструменте: губ, мундштука, тростей и т.п. (см. ниже);
6. Принцип модуляции рассекателей и одновременно модуляторов резонансно-формантного звука (РФЗ) по всему диапазону;
7. Принцип интеграции всех компонентов СДКм, который обеспечивает взаимодействие всех звуковых источников в создании РФЗ и стоячей сферической звуковой волны (ССЗВ).
8. Принцип рупора (Г.Фант, 1964) как фактора структурирования звуковых волн под воздействием высокочастотного возбуждения и установление полной структуры звуковой волны с выходом на самую низкую частоту в процессе формирования ЗРП и ССЗВ в структурировании ЗИС.
Это можно считать отличным подарком нашим коллегам (ученым, музыкантам-педагогам и музыкантам-исполнителям) в начале XXI века!
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 521;