Экономическая мысль Средневековья


Источники экономической мысли Средневековья:

– в арабских странах: Коран (610 - 632 гг.); учение Ибн-Халдуна (1332-1406);

– в Западной Европе: идеи Августина (354–430); идеи Фомы Аквинского (Аквината) (1225–1274);

– в России: "Русская правда" (XII - XIII вв.) – свод законов Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV - начало XVI в.): М. Башкин (XVI в.).

 

Изучение и толкование Корана – собрания проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине – положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву.

 

Ибн-Халдун (Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед) (1332 -1406) – арабский историк и философ. Его основной труд носит название "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле". Выдвинул концепцию "социальной физики", которая призывала:

–к осознанному отношению к труду;

– борьбе с расточительством и жадностью;

– пониманию несбыточности имущественного и социального равенства.

 

Главные труды Блаженного Августина – «О граде Божием» и «Исповедь».

 

Экономические воззрения Августина:

1) вид труда (умственный или физический) не должен влиять ни положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;

2) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;

3) «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

 

Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма.

 

Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225 - 1274) - монах-доминиканец. С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе.

В своем основном произведении "Сумма теологии" дает оценку товарно-денежным отношениям.

 

Ключевые догмы Фомы Аквината:

– деньги не могут порождать деньги;

– необходимо сословное деление общества;

– богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);

– признание необходимости частной собственности.

 

«Справедливой ценой» Фома Аквинат считал:

– цену, которая сообразна издержкам;

– цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.

Догмы Фомы Аквинского являются характерными для позднего феодализма.

 


Тема 16. Систематизация экономических знаний. Первые теоретические системы

1. Меркантилизм. Учение физиократов

2.Классическая политическая экономия

3. Марксизм



Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 2188;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.