Экономическая мысль Древнего мира.
Выразители экономической мысли древнего мира – крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств – стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство.
Доказательства идеологов древнего мира основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала.
Источники экономической мысли Древнего Востока:
– Вавилон – кодекс царя Хаммурапи;
– Китай – Конфуций;
– Индия – трактат "Артхашастра".
Свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) создан около 1760 г. до н. э. Он уделяет особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей. Этот документ даёт возможность сделать вывод о существовании и развитии товарно-денежных отношений в Вавилоне.
Конфуций (Кун-цзы) (551–479 гг. до н. э.) заложил основы конфуцианства – этико-политического учения, оказывавшего огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более чем двух тысяч лет. Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе наказаний, а при помощи добродетели, примерами высоконравственного поведения. Систему отношений в государстве Конфуций уподоблял большой патриархальной семье: правитель-«отец», чиновники-«старшие братья» народа; они должны быть «благородными мужами, воплощать добродетели и уметь так использовать трудовой люд, чтобы тот не гневался и следовал за властями подобно траве, которая наклоняется туда, куда дунет ветер».
Индийский трактат "Артхашастра" (буквально – "наука о пользе, о практической жизни") – это собрание наставлений по вопросам управления государством. Этот трактат является важным источником сведений об общественных отношениях, экономике, политических институтах Древней Индии. Автором наставлений является Каутилья (4 в. до н.э.), крупный государственный деятель, который считал, что для создания и укрепления царской власти допустимы любые средства.
Экономическая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
Ксенофонт (430–354 гг. до н. э.) в трактате "О домашнем хозяйстве" дал характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцового гражданина. Его труд "О доходах" — попытка найти выход из экономических трудностей Афин. Ксенофонт воспевал натуральное хозяйство, которое, по его мнению, делает человека здоровым, сытым и справедливым. По его мнению, рабовладение должно быть в коллективных формах, а торговля и денежные отношения должны сдерживаться государством. Он считал, что разделение труда на отдельные процессы способствует повышению его производительности. С точки зрения Ксенофонта, деление труда на умственный и физический, а людей – на свободных и рабов носит естественное происхождение. Он утверждал, что любой товар обладает полезными свойствами и способен обмениваться на другие товары.
Платон (428–347 гг. до н. э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде "Государство". Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Платон считал разделение труда основным принципом государства, основой расслоения общества на классы. Платон предлагал объединение свободных граждан в три замкнутых класса: правителей-философов, воинов-стражей и тех, кто занят хозяйственной деятельностью. Лишь для последних разрешались торговля и деньги, но ссуды под проценты запрещались. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жён и детей, государственное регулирование браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей. Новые города предлагал создавать вдали от морского побережья и соблазнов торговли, регламентировать хозяйство и не допускать более чем четырёхкратной разницы в имуществах.
Аристотель (384–322 гг. до н. э.) основывал свое экономическое учение на предпосылке, что рабство – явление естественное и всегда должно быть основой производства. Ключевые положения его труда "Политика":
– обязательным является наличие частной собственности;
– все виды деятельности разделены на две группы: экономию и хремастику;
– деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали "всеобщим средством обмена" в результате соглашения;
– человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 2484;