Письменность и образование в Киевской Руси. Развитие литературы и науки
В дописьменный период значительное место в фольклорной языковой традиции занимали эпические сказания о прошлом родной земли. К Х веку относится возникновение нового жанра – героического былинного эпоса. Главной темой былин Киевского цикла была тема борьбы с иноземными захватчиками, идея единства и величия Руси.
Культурным переворотом было введение единой письменности. Славянская азбука ─ кириллица была составлена греками Кириллом и Мефодием на основе греческого скорописного письма. Кириллицей было записано много древнерусских документов. Книги были рукописными. Писали сначала специальной палочкой ─ стилем ─ на покрытых воском деревянных дощечках или на бересте, выдавливая буквы. Позже стали применять пергамент, на котором писали чернилами или киноварью. Бумага на Руси появился в конце XIV в., значительно позже, чем на Востоке (VI в.) и на Западе (XI в.). Почерк назывался уставом, язык – церковнославянским или старославянским.
Кроме книжного, старославянского языка, который использовался в религиозной сфере, существовал древнерусский язык, который при-менялся в различных направлениях (как деловой, летописный, худо-жественный) и выполнял все государственные и светские культурные функции. Им писались разнообразные документы, велось частное и офи-циальное делопроизводство. Древнерусским языком были написаны «Русская правда», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Поучения Владимира Мономаха» и многие другие летописи.
Приобщение к письменной духовной культуре породило культ книги на Руси, почитавшейся одной из высших ценностей. Не варварская воинственность, а духовная мудрость стали в это время главной ценностью. Христианизация во многом способствовала распространению письменности и появлению первых литературных произведений.
Древнерусская литература была представлена переводной и оригинальной.
Книги не просто переводились или переписывались, они продол-жали свою литературную историю: создавались новые редакции произве-дений, их сюжет изменялся, первоначальный язык перевода русифици-ровался. Особенно это касалось произведений светского повествования и исторических. Сочинения отцов церкви или библейские книги в большей степени сохраняли свой канонический текст. Важнейшие события записы-вали в исторических трудах год за годом. Год назывался «лето», поэтому погодовую запись называли летописью. Самой древней летописью после «Велесовой книги» является «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерской лавры Нестером. В ней показательно вопло-щены самые важные черты, присущие всей древнерусской литературе: религиозность, патриотизм, морализаторский характер.
От ХI-XII веков дошло более 80 духовных и светских книг. Церковная литература формировалась в различных жанрах:
Житие ─ жизнеописания монахов, патриархов, князей. Оно выпол-няло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подра-жать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души.
Речи, называвшиеся в старину «поучениями» и «словами», относят-ся к жанру красноречия.
Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является «Поучение Владимира Мономаха».
Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноре-чия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве» (примерно 1187г.). По своему содер-жанию «Слово» отражало злободневную тему – необходимость объеди-нения всех русских княжеств. К первой половине ХI века относится появление философского произведения «Слово о законе и благодати», написанного митрополитом Илларионом. В слове высказывалась идея о политической и военной независимости Руси от Византии.
Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т. к. не только сообщала об истории-ческих событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом. Свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерской лавры Несте-ром. В ней показательно воплощены самые важные черты, присущие всей древнерусской литературе: религиозность, патриотизм, морализа-торский характер. Летопись рассказывает о происхождении русичей, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государ-ства. Большой популярностью пользовалось «Сказание о Борисе и Глебе» ─ святых-воинах, покровителях и защитниках русской земли и русских князей.
Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произве-дений о святых людях.
Патерик – описание жизни святых отцов.
Достаточно распространенной была проповедническая литература. К ней относятся труды: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Ефрема Сырина, Федора Студита, Кирилла Александрий-ского. Они знакомили читателей с основами христианского вероучения и мировоззрения.
Значительное влияние на формирование древнеславянской литера-туры оказали «апокрифы» ─ сочинения о событиях и персонажи священ-ной истории, которые не признавались христианской церковью. Среди известных апокрифов были «Деяния Павла и Теклы», «Хождение Богоро-дицы по мукам», «Смерть Пилата» и др.
Получила распространение светская переводная литература, пред-ставленная историческими и научными сочинениями. Например, мировая история Иоанна Малали, история Палестины Йосифа Флавия. Популяр-ным был сборник «Физиолог» с описанием животных, деревьев, камней. История Александра Македонского – «Александрия», повесть о Трое.
В середине XII в. внучка Владимира Мономаха – Мстиславнанапи-сала медицинский трактат «Алимма». Его можно рассматривать в качестве первого научного труда, написанного русской женщиной, к тому же знакомой с трудами Гиппократа и Ибн-Сины. (Хранится в библиотеке Медичи во Флоренции).
При Ярославе Мудром было положено начало русскому письмен-ному законодательству. Записанные в сборнике «Русская правда» зако-ны, внесли существенные изменения в социальной жизни людей того времени. Они отменяли кровную месть. За убийство вводился денежный штраф. По всему государству действовали единые наказания за преступ-ления. Укреплялась частная собственность.
В Киевской Руси первые школы были открыты при князе Владимире. В них обучали чтению, письму, религиозному знанию, пению. При Ярославе Мудром обучение стало возможным не только для знати, но и для простого народа. А его внучка основала первую в истории школу для девочек.
В связи с тем, что церковь обладала монополией на духовную культуру, центрами развития образования, науки, искусства на Руси стали храмы и монастыри. При них открывались высшие школы, где обучались священники. Они изучали богословие, философию, грамматику, церков-ное пение, иностранные языки, среди которых на первом месте стояли греческий и латинский.
При монастырях создавались библиотеки и скриптории (помещения, где переписывались книги). Крупнейшим культурным центром, где хранились рукописи, была Киево-Печерская лавра. В ХІ веке появляется первая библиотека при Софийском соборе, основанная Ярославом Мудрым в 1037 году. Древнерусская книга – это объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей. В ХI веке на Руси появились роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями, финифтью. Таковы книги Остромирово Евангелие (ХI век) и Мстиславово Евангелие (ХII век ).
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 421;