Основные черты культуры европейского средневековья и ее религиозный характер


Культура раннего Средневековья охватывает период с V в. н.э. по XIII в.

За это время зародились существующие ныне европейские нации, государства, языки. Сформировались политические институты: суд, армия, дипломатические службы. Возник новый тип европейского города. Произошло становление образования, открывались первые универ-ситеты. Оформились ведущие стили искусства: романский и готический. Развитие получила литература, отражающая интересы социальных слоев средневекового общества. В повседневный быт вошли в обиход стекло, очки, пуговицы, появились элементы современного костюма (брюки, юбка). Пергамент заменила бумага. Были изобретены механические часы, огнестрельное оружие. Научились ориентироваться по компасу. Изготавливать спирт из зерна. Строить ветряные мельницы, применять удобрения и многое другое.

С образованием централизованных государств, сформировались сословия, составляющие структуру средневекового общества: духовен-ство, дворянство, люди труда (крестьяне и ремесленники). С ростом городов сложилось ещё одно сословие – горожане. Между элитой и простолюдинами был существенный разрыв. Представителям церковно-феодальной знати предписывалось неукоснительное соблюдение кодекса дворянской чести, правил этикета, религиозных ритуалов. В то время как в жизни крестьян и горожан сохранялись языческие обычаи и довольно примитивный быт.

Основные черты средневековой культуры: нормативность, иерархичность, корпоративность, схоластичность, теоцентризм.

Нормативность определяла принципы жизни: быть как «все», подчинять личное всеобщему, служить Богу и господину, выполнять предъявляемые требования. Каждое сословие имело свой социальный статус, несоответствие которому воспринималось как вызов системе.

Иерархичность определяла все взаимоотношения между предста-вителями существующей феодальной лестницы по принципу «Вассал моего вассала не мой вассал».

Корпоративность – профессиональные объединения: купцов, ремесленников, магистров. Необходимость в них возникла в результате роста городов, как центров ремесла и торговли.

Схоластичность – все воспринималось с позиции веры.

Теоцентризм – высшей сущностью считался Бог.

Христианство стало главным фактором, определившим путь культурного развития Европы. Оно укоренило в сознание людей новые гуманистические установки такие как милосердие, сострадание, любовь к ближнему и другие высокие моральные ценности. Значение христианства достаточно велико, так как оно вывело людей из варварского состояния и объединило их с помощью веры в единую духовную общность.

Однако в результате деятельности католической церкви многие античные идеалы были пересмотрены и отвергнуты. Подчеркивалось недоверие к человеческому разуму, выше его ставилась вера. Осужда-лся культ тела (как источник греха). Требовалось заботиться о душе и жить аскетически. В результате сложилась атмосфера суровости, стро-гости нравов. Любое инакомыслие преследовалось. Был учрежден осо-бый церковный суд – инквизиция. Низкий уровень знаний способствовал распространению мистики и иррационализма. Редким явлением была грамотность. Ее нехватку заменял символизм в искусстве, ставшим глав-ным источником религиозного знания. Философия и наука находи-лись под строгим контролем. Получили развитие алхимия и астрология, так как их содержание и цели исследования соответствовали религиозной догма-тике.

Первые университеты в средневековой Европе возникли в ХІІ веке. Главной наукой в них была схоластика (философия средневековья). Преподавание велось на латинском языке. Однако, несмотря на то, что вся система образования носила религиозный характер, в университетах пытались противостоять чрезмерному догматизму и официальной схолас-тике. В студенческой среде наблюдался интерес к трудам древнегре-ческих, восточных и византийских философов.

Литература средневековья отражала интересы различных слоев общества. В ней оформились следующие направления:

Латинская – представленная религиозными произведениями и твор-чеством вагантов (бродячих школяров и студентов).

Рыцарская – в ней выделяют три основных жанра: героический эпос («Песнь о Роланде»), куртуазный (придворный) роман («Тристан и Изольда»), куртуазную лирику. Ее распространяли трубадуры, миннезин-геры.

Городская– в ней особое место занимают сатирические стихотвор-ные рассказы («Роман о Розе», «Роман о Лисе»).

Народное творчество ─ представлено устными балладами («Робин Гуд»)

Искусство Средневековья было строго регламентировано. Античное понимание «прекрасного» подверглось жесткой критике. Недо-пустимым считалось изображение атлетических форм тела. Основной задачей искусства было воплощение сверхчувственного, божественного мира.

С Х в. в искусстве оформился романский стиль, который в боль-шей степени проявился в архитектуре. Среди основных сооружений были рыцарские замки, монастыри, храмы. Они отличались массивностью стен, узкими бойницами, подъемными мостами, высокими башнями.

С ХII в. романский стиль вытесняет готика. Доминирующим видом оставалась архитектура. Активно велось строительство соборов. Их укра-шали стрельчатые башни, шпили, колонны, высокие оконные проемы, витражи. В соборах проходили богослужения, собрания горожан, а также театрализованные представления (мистерии) на библейскую тематику.

Особое место среди средневековых зрелищ занимала «смеховая культура» представленная карнавалами и маскарадами. Ее ценность заключается в том, что благодаря игровой форме люди переосмысливали уродливое, безнравственное и стремились это исключить из своей повседневной жизни.

Христианская средневековая культура так и не смогла реализовать свои возвышенные идеалы и создать общество с высоким уровнем духовности, так как реальная жизнь оказалась слишком противоречивой (таблица 3).

Таблица 3

Сравнительная таблица ценностных приоритетов Античности и Средневековья.

 

Античность Средневековье
  1. Культ Разума. 2. Свобода выбора. 3. Антропоцентризм (Человек – венец природы). 4. Восприятие времени ─ циклическое. 5. Индивидуализм. 6. Фатализм (вера в предначертание судьбы). 7. Состязательность (Агон). 8. Почитание гордости. 9. Гармония души и тела. 10. Философия. 11. Всеобщая грамотность. 12. Система образования основана на рациональном знании (гимназии, лицеи, акаде-мии). 13. Искусство реалистично и гум-манистично.   1. Культ Веры. 2. Догматичность. 3. Теоцентризм (Бог – создатель всего сущего). 4. Восприятие времени – линейное. 5. Коллективизм. 6. Идея о всеобщем спасении. 7. Смирение, терпимость. 8. Гордыня – смертный грех. 9. Приоритет духовного над телесным. 10. Схоластика. 11. Малограмотность. 12. Система образования в рамках религиозной идеологии. (университеты, школы). 13. Искусство символично и догма-тично.

 



Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 318;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.