Опытно-поисковое исследование
В качестве опытно-поискового обследования до начала формирующего эксперимента (и по его завершении) были выбраны следующие виды работы над определением успешности социально-психологической адаптации учащихся: проективная методика психодиагностики (рисуночный тест А.Л. Венгера) и анкетирование (оценка школьной мотивации), социометрический тест, независимые мнения психолога, классного и музыкального руководителей.
Независимые мнения, высказанные классным, музыкальным руководителем и психологом, обозначены в Таблице №1. Как видно, уровень социально–психологической адаптации на конец года на ступень превосходит уровень адаптации в начале года. Это закономерно – каждый учащийся за учебный год социализировался, освоился в группе, адаптировался к условиям обучения.
Оценки социально–психологического уровня адаптации, данные классным руководителем, зачастую превосходят оценки психолога и музыкального руководителя, у которых данные близки к совпадению. Это можно объяснить тем, что классный руководитель видит в своих учениках ещё не раскрывшийся потенциал и потому ставит оценки адаптированности с запасом.
Психолог и музыкальный руководитель оценивали каждого учащегося за конкретные психические поведенческие реакции и проявления.
Итак, «В» – высокий показатель социально–психологической адаптации (высокий уровень психофизиологической реакции, коммуникабельность, отличная успеваемость); «С» – средний показатель социально–психологической адаптации (трудности в усвоении обязательной школьной программы, непринятие ситуации общения с учителем, одноклассниками); «Н» – низкий показатель социально–психологической адаптации (нежелание общаться с одноклассниками, замкнутость, заторможенность реакций, негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций).
Таблица №1.
Имя, Ф. учащегося | Оценка специалистов | |||||
Психолог | Классный руководитель | Музыкальный руководитель | ||||
начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | |
Варя К. | В | В | В | В | С | В |
Лиза К. | С | С/В | С | В | Н | С/В |
Алиса Т. | С | В | В | В | С | В |
Оля К. | Н | С | С | С | Н | Н/С |
Маша Р. | С | В | В | В | С | В |
Митя С. | Н | С | С | С | С | В |
Миша С. | Н | С | Н | С | Н | С |
Максим Г. | Н | С | Н | С | Н | С |
Денис С. | С | С | В | В | Н/С | С |
Руслан Х. | Н | С | Н | С | Н | С |
Коля Б. | В | В | В | В | В | В |
Для более тонкой градации, по их желанию, педагогам была предоставлена возможность вносить показатели через дробь («Н/С», «С/В»).
Для большей наглядности приведем некоторые из использованных нами упражненийв курсе музыкально–игрового тренинга по преодолению школьной дезадаптации. (Каждому ребёнку на протяжении всего музыкально-игрового тренинга дается возможность найти для себя комфортное место, роль и способ самовыражения.)
«Музыкальный инструмент» или «дирижер оркестра».
Руководитель составляет из детей музыкальный «инструмент», помогает им придумать звучание и «тональность» своего инструмента.
Дети разбиваются на группы. Все, кроме одного, станут «инструментом», только один – «музыкантом». Руководитель начинает работать с одной из групп, остальные наблюдают.
Один из игроков ложится на пол. Руководитель спрашивает ребёнка, каким звуком он хотел бы стать? Потом просит воспроизвести выбранный им звук и запомнить его звучание, так как ему придётся в ходе игры пропевать звук много раз и делать это все время одинаково. Теперь присоединяется следующий ученик. Руководитель просит его лечь перпендикулярно ученику, который уже лежит, и положить свою голову ему на живот. Затем спрашивает у него, а каким звуком он хотел бы стать? И также просит пропеть этот звук.
Дети располагаются на полу «лесенкой» – так, чтобы каждый следующий положил голову на живот предыдущему, а перед этим демонстрируют свой звук.
Далее руководитель показывает, как нужно «играть» на этом инструменте. Когда он прикоснётся ко лбу, ученик начинает петь свой звук до тех пор, пока ведущий не уберёт руку.
Таким образом, ему предстоит играть только одну ноту. Если руководитель будет «играть» двумя руками – значит, он сможет извлечь из «инструмента» сразу два звука, возможно, разные по длине.
Руководитель демонстрирует разные возможности «инструмента» и передаёт роль музыканта тому участнику, кто первым станет исполнителем мелодии. Затем помогает остальным группам сформировать свои «инструменты». В этой игре нужно следить за тем, чтобы как можно больше детей побыли «музыкантами».
При иной интерпретации этой же игры, под названием «дирижер оркестра», водящий не оказывает тактильных прикосновений к остальным игрокам, а управляет процессом воспроизведения звуков благодаря визуальному контакту и жестикуляции.
Вышеописанная игра позволяет охватывать, познавать широкий спектр звуков – от озвученных голосом до хлопков и щелчков в подражание ударным инструментам, звукам природы, окружающего мира.
Такая игра–упражнение идеальна для развития звукоподражательных навыков, изобретательности, креативности, волевых качеств исполнителя, отзывчивости, эмпатийности всех участников игрового процесса. В процессе игры возможно знакомство учащихся с различными музыкальными инструментами, их тембровыми характеристиками, составами разных оркестров, полифоническим, гармоническим, гетерофонным складом музыки и др.
«Ходим кругом».
Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри него. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:
Ходим кругом, друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Всё, что Лиза (Митя, Маша или др.) нам покажет,
Будем дружно повторять!
Круг останавливается, и водящий показывает какие–либо движения (прыгает, как лягушка, вращает руками, крутится на месте или принимает какую–либо смешную позу). Все игроки должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому–либо из ребят в круге и низко кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.
Игра повторяется, хоровод движется в другую сторону.
Музыкальное оформление этой игры, основанной на хороводном движении, строится на изложенном в пении циклическом мотиве. Поскольку круг символизирует вращение, то и цикличность, повторяемость ходов мелодии тесно связаны с интонируемым движением. Простота и ясность мелодических оборотов – неотъемлемое украшение русских народных хороводов. И это способствует легкому усвоению детьми интонаций, продиктованными и неразрывно связанными с движением, а также поддержанию и закреплению в сознании русских обрядовых традиций календарного цикла.
Задачи этой игры в музыкальном отношении – развитие ладового чувства, ансамблевого пения, эмоционального исполнения. В отношении помощи в адаптации игра снимает напряжение, помогает освоить коммуникативные традиционные знаки (поклон) и превратить их в индивидуализированные навыки: поклон можно заменять другими коммуникативными знаками предложенными детьми.
Все игры, используемые в курсе музыкально–игрового тренинга, имеют неоценимое значение как с точки зрения физиологического параметра – развитие моторно–двигательных навыков учащихся, так и с точки зрения психологии – развитие высших психических функций человеческой индивидуальности, которые играют большую роль в общении, выстраивании социальных контактов, особенно, на этапе социально–психологической адаптации.
Как итог музыкально-игрового тренинга нами была запланирована постановка мюзикла, которая в очередной раз наглядно показала выработанную слаженность действий в коллективе, установление позитивных отношений, способствующие положительной динамике развития социальной адаптации учащихся к школьной жизни.
Музыкальная деятельность – эффективный способ преодоления школьной дезадаптации в силу преодоления регламентированности поведения, больших статических нагрузок, ограниченности в эмоциональном проявлении и двигательной свободе. Это утверждение было доказано на практике в процессе занятий курса музыкально-игрового тренинга.
Группа учащихся первого класса Центра психолого-медико-социального сопровождения образования «Радинец» г.Москвы помогала нам в проведении опытно-экспериментальной работы. Этот класс необычен своей немногочисленностью – всего 11 учеников, каждый из которых – яркая индивидуальность. С точки зрения социологии, в малой группе создаётся особый вид связи между членами, который даёт больше возможностей полной идентификации члена с группой, чем в больших группах.
Наиболее активные позиции в общении занимают Маша Р., Лиза К., Варя К., Денис С., Митя С., Миша С. Они ведут себя непосредственно как со взрослыми, так и со сверстниками. Эти дети выделяются особым дружелюбием, общительностью, неудивительно, что к ним тянутся и остальные одноклассники, желая приобщиться к их открытому и яркому видению миру, жизнерадостность и веселости. Дружеских союзов в классе много, однако, отмечается общее стремление детей к контакту с Варей К. и Машей Р., которые выделяются в коллективе добротой, искренностью и стремлением помочь ближнему.
Нейтралитета в эмоциональных отношениях и социальной позиции придерживаются Максим Г., Коля Б., Оля К. Они отличаются интровертностью, стеснительностью, неуверенностью, от которых и происходит их избирательность дружеских союзов.
С Русланом Х. на протяжении всего музыкально-игрового тренинга велась наиболее глубокая проработка социально-психологической адаптации в коллективе. Этот мальчик первоначально не был принят в коллектив одноклассников и только Варя К. и Маша Р. помогали сверстнику, входили в контакт с ним.
Первое же наше занятие из курса музыкально-игрового тренинга вызвало у детей нескрываемый интерес – и к новой форме работы на уроке, и к тем действиям, которые им было предложено выполнять в рамках тренинга.
Методика «Лесенка» нацелена на привитие навыка различать высоту звуков и направление движения мелодии вверх, вниз.
В качестве дидактического материала мы брали две карточки с изображением лесенки. На одной карточке изображена девочка, поднимающейся по ступенькам вверх, на другой - девочка, спускающаяся по лесенке вниз. После ознакомления с песенкой-попевкой «Лесенка» (музыкальный материал Е.Тиличеевой «Лесенка» [26]) детям было предложено узнать, куда идёт девочка (вверх по лесенке или вниз), а затем показать карточку с соответствующим изображением. При повторном исполнении детям предлагалось показать рукой, куда движется девочка - вверх по лесенке или вниз. Отмечая каждый звук, дети постепенно поднимали правую руку (согнутую в локте перед грудью) вверх или также постепенно опускали ее вниз.
После первого ознакомления с заданием ребятам, в качестве усложнения, было предложено разделиться по парам для выполнения следующего: один исполняет первую или вторую фразу попевки на металлофоне; другой на слух определяет, куда идет девочка, вверх или вниз по ступенькам, и, соответственно, выбирает карточку с соответствующим изображением. Остальные дети определяют, правильно ли выполнено задание.
Для закрепления знаний о направлении движения мелодии дети исполняют песенку-попевку «Лесенка» Е.Тиличеевой [26] на металлофоне.
Таким образом, мы «разбивали» детей на группы, исполнявшие разные социальные роли – «ученик», определявший направление движения мелодической линии, «учитель», который ставил перед учеником задачу и «зрители», которые должны были контролировать свой ответ и ответ исполнявшего роль «ученика», учиться объективности и беспристрастности по отношению к «ученику», с кем бы они ни дружили. По итогам ответов «учитель» и команда «зрителей» согласовывали оценку, которую они затем объявляли «ученику». Конечно же, все одноклассники стремились никого не обидеть и с удовольствием и радостью ставили друг другу отличные оценки.
Побывав в трех ролях, учащиеся усвоили нормы поведения в каждой заданной группе, узнавали друг друга во время игры с разных точек зрения.
В следующем нашем занятии было запланировано познакомить ребят с высоким, средним и низким звучанием. Для этого мы поочередно выбирали трех желающих, каждому из которых поручали исполнение одного звука – высокого, низкого или среднего. Внимание учащихся фиксировалось на звучании трех звуков – «фа» и «ля» 1-ой октавы и «до» 2-ой октавы. Во время пропевания каждого звука ребёнок делал шаг вперёд, а по окончании – назад. Затем ребята-зрители поворачивались спиной, а «поющие» издавали свой тон в разной последовательности, на гласные, после чего ребята должны были определить, кто из исполнителей пел высоко, кто низко и в каком порядке.
Это задание вызвало у детей особый восторг, так как ребятам поручалась роль певцов-солистов, все просились на «главные» роли, наперебой готовы были спеть все три звука, чтобы показать свою готовность к выступлению в качестве любого из певцов.
После того как дети закрепили знания о музыкальных звуках и их сочетаниях, мы предложили ребятам устроить маленький концерт: «На концерте исполнители будут петь втроем, вдвоем, по одному, а вы, дети, должны будете определить, сколько ваших друзей поют». Определяя сколько солистов поёт, ребята познакомились с понятием «звук», «интервал», «трезвучие».
“А можно ли узнать человека по голосу? Давайте закроем глаза и будем отгадывать, чей же это голос, кто говорит". Дети на слух определяли тембр голоса поющего: "Эту песенку свою я тебе, дружок спою. Ты глаза не открывай, кто я - ну-ка, угадай". Много радостных восклицаний и шуток детей сопровождало это задание. Ребята предлагали характеристики голосам каждого: «У Лизы голосок тоненький, как у лисички», «а Руслан говорит низко, как медвежонок».
Наши занятия проходили раз в неделю на протяжении учебного 2009/2010 года, и дети с нетерпением ждали наступления дня нашей встречи. С каждым разом мы вместе делали новые и новые открытия: «Какой ты наблюдательный, Руслан!», «а вы заметили, как чисто и точно Варя сейчас спела мелодию?». Все ребята очень эмоционально высказывались о своих достижениях и достижениях одноклассников, восторженно после занятий рассказывали родителям о своих успехах.
Одно из занятий музыкально-игрового тренинга было посвящено разучиванию русской народной песни «Во поле берёзка стояла». Изучение этой песни было тематически связано с ранее пройденной методикой «Лесенка». Выдержав интервал между двумя схожими темами занятий и следуя арочному принципу, мы стремились упрочить знания детей о восходящем и нисходящем движении мелодической линии.
Вначале мы разучили песню «Во поле берёзка стояли» всем классом, акцентируя внимание на характере и типе движения мелодии: «Песня эта – хороводная, поэтому исполнять её следует умеренно, так, как будто идём неспешным, ровным шагом. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки!» Во время исполнения песни на каждый шаг участников хоровода приходилось два слога текста. После того, как мы добились унисонного звучания, ребятам предлагалось разделиться на две группы, два хоровода по обе стороны круга – внутреннюю и внешнюю. Как только первый хоровод начинал двигаться с песней, второй хоровод с нашей подсказкой и предельным вниманием ждал своего вступления в интервал 4 слога (2 шага).
Так, дети научились ритмичности исполнения, «телесности» музыки, точности и ансамблевости, познакомились с двумя типами пения - унисонным и каноническим. Ребятам настолько понравилось водить с песнями хороводы, что даже на перемене стали повторять пройденное в классе – на радость учителям завели хороводную русскую народную песню.
Кроме ярко выраженного музыкального и музыкально-ритмического обучения, игрового и хороводного, это задание имело свой психологический подтекст. С раннего детства человек привыкает держать кого-то за руку, что придаёт ему уверенности, дарит чувство защищённости. Издавна люди брали за руку того, кто нуждался в помощи. Так, это занятие музыкально-игрового тренинга способствовало большему сплочению одноклассников, за счёт тактильного ощущения прикосновения друг к другу. И, как видно, ребятам очень понравилось быть вместе, водить хоровод, чувствовать «плечо» и поддержку товарища.
Закреплению длительностей нот, развитию чувства ритма способствовало следующее занятие музыкально-игрового тренинга, в котором каждому ребёнку на выбор был предложен свой музыкальный инструмент: молоточки, барабан, бубен, ксилофон, металлофон, колокольчик, маракас, треугольник, музыкальные тарелки, трещётка.
Музыкальный психолог говорит: «Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом музыкальные инструменты. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу), а теперь мы вышли на улицу. Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по барабану или можно молоточками по столу). Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошёл дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, часто покачивать маракасами, ударять в тарелки, колокольчиком и треугольником передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильный частый ливень дети передают в определенном ритме, вследствие чего у них закрепляются знания о длительностях нот). Испугались ребята такой погоды и побежали домой, - снова быстрые и ритмичные удары». Коля Б. и Миша С. предложили другое решение: «Давайте спрячемся под дерево, вот тут нет дождя», - и побежали к фортепиано прятаться под выступающей клавиатурой.
Игра постепенно усложнялась, дети с помощью музыкального руководителя и музыкального психолога придумывали новые события, активно предлагали свои вариации хода действий, которые происходили на «прогулке», и каждый раз ритмические рисунки становились всё разнообразнее и сложнее.
Наряду с другими, это занятие музыкально-игрового тренинга способствовало развитию креативности, дивергентного мышления, творческости сознания играющего ученика.
Ещё одна игра применяется для развития музыкального творчества. Приём оркестровки способствует дифференциации музыкального восприятия - выделению наиболее ярких выразительных средств, побуждает детей к внимательному слушанию и анализу звучащей музыки. «Неаполитанская песня» П.И.Чайковского отличается весёлым характером, лёгкостью восприятия – именно поэтому мы выбрали её для музыкально-игрового тренинга, а детям раздали музыкальные инструменты, импровизацию на которых они очень полюбили (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек, трещётка).
Для начала ребятам было предложено прослушать всё произведение, определяя его ритм, настроение и поделиться с одноклассниками мнениями – таким образом, мы выявили характер и ритмический параметр «Неаполитанской песни». Затем, по нашей просьбе, дети пробовали применять приём оркестровки: они повторяли ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте, выполняли это с поочерёдным или с по парным вступлением партий, а в кульминационной части песни, инструменты звучали все одновременно.
В качестве творческого задания каждому участнику предлагалось проявить креативные способности - украсить звучание в отдельных местах произведения тем или иным музыкальным инструментом. Например, где-то можно было украсить мелодию звучанием колокольчика, металлофона, ударом в барабан или бубен. Очень ловко с заданием справились все учащиеся, что говорит об их развитых креативных способностях.
В такой музыкально-игровой деятельности дети научились различать характер музыки, настроение; старались подстроиться под определённый ритм и уловить малейшие его изменения, подключали воображение, проявляли творчество, предлагали свои варианты решения задачи. В процессе этой игры развивались: навыки игры на музыкальных инструментах, чувство ритма, музыкально-слуховые представления, воображение, исполнительские и творческие способности.
Игра на таком наборе музыкальных инструментов, как бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек, ксилофон, металлофон, трещётка, вызвала большой интерес детей к другим инструментам – фортепиано, флейте, аккордеону. Дети стали более внимательными, спокойными. Так, Денис С. выделялся быстрой возбудимостью, расторможенностью, а Руслан Х. – напротив, излишней застенчивостью и неумением играть с детьми. Но после того, как они приняли участие в ансамблевом исполнении (пении и игре), стали упорно и настойчиво учиться играть на металлофоне, Руслан Х. старался поддерживать общение с одноклассниками. У Дениса С. появилось чувство ответственности, дисциплинированности, он стал внимательным к товарищам. Такие же разительные перемены произошли со многими детьми. Лиза К., которая раньше дружила лишь с некоторыми и основной её позой в свободное от заданных музыкальным психологом движений в игре были скрещенные ноги и обнявшие себя руки. Лиза К. стала более общительной, узнала лучше и подружилась со всеми одноклассниками. В целом, все дети стали более спокойными, уравновешенными, отзывчивыми по отношению друг к другу. Игра в оркестре и пение хором, в ансамбле требовали от детей чувства ответственности, сознательного исполнения — каждый должен был согласовывать свои действия с действиями товарищей, только тогда будет хорошее звучание ансамбля.
Большое внимание за время музыкально-игрового тренинга было отведёно собственному творчеству учащихся. Ребята с радостью претворяли в жизнь музыкальные фантазии, придумывали музыкально-пластические этюды под музыку известных композиторов и своих собственных сочинений. Как результат знакомства с творческим мышлением одноклассников, идей, ребята стали лучше понимать друг друга, образовались новые дружеские союзы между учащимися, были ликвидированы «слабые» звенья в классе. Нам отрадно было видеть и осознавать, что музыкально-игровой тренинг оказал колоссальную помощь как на уровне коллектива (класса), так и на уровне индивидуальности каждого учащегося в преодолении социально-психологической адаптации.
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 382;