Искусство и общество
Издревле считается, что занятия искусством облагораживают человека, развивают его духовно, помогают становлению его как личности и индивидуальности. Но времена меняются, неужели это до сих пор актуально? На дворе уже XXI век - эпоха высоких технологий. А искусство никак не двигает науку, а, может быть и вовсе - тянет её назад со своей непонятной духовностью, так может оно и вовсе нам не нужно?
Сейчас, когда за деньги доступно все, многие родители задаются вопросом, стоит ли учить ребенка музыке, живописи, танцам. С одной стороны, это отнимает много времени и сил, как у родителей, так и у ребенка. А с другой стороны, статистика неоднократно доказывала, что, например, дети, занимающиеся музыкой, лучше учатся в общеобразовательной школе, обладают хорошей памятью и могут концентрировать внимание лучше других. А дети, занимающиеся танцами, реже болеют и меньше устают. Но это ведь это вряд ли станет их профессией - в большинстве случаев настоящее некоммерческое искусство и творчество – дело неприбыльное. И тогда родители задумываются, кому всё это нужно, какой тогда толк от этих занятий? Постучать по клавишам, на скрипочке попиликать, порисовать и ногами ещё под музыку подрыгать для полного набора – так, развлечение. Зачем тогда убивать время, силы и деньги? Действительно, вроде всё логично – зачем заниматься тем, от чего нет прибыли в денежном эквиваленте.
Но есть другие родители, которые твердо убеждены, что, несомненно, нужно обязательно и непременно учить детей искусству. Ребенку просто необходимо получить классическое образование, как в XIX веке. Это же нужно для полноценного общего развития, для эрудиции... Танцы – для осанки, музыка – чтоб мог спеть или сыграть на людях, показать и зарекомендовать себя и родителей заодно. Мы же интеллигенция! Ну а если у ребенка нет особых способностей и, главное - желания, тогда что делать с Вашей интеллигенцией? «Пороть прикажете, сударыня?»
Как Вы уже догадываетесь, я считаю ошибочными оба вышеописанных подхода. Эти люди не знают истинных целей искусства. Ведь уметь выражать себя - это наиважнейший человеческий талант, который в идеале призван помогать его обладателю донести нечто важное до окружающих его людей - свои мысли, ощущения, свое мировоззрение, чувства. Это не прихоть и не развлечение! Это необходимость, заложенная в каждом человеке, вместе с инстинктами жизнеобеспечения и самосохранения. Не надо делать из этого культ, но и не надо относиться к этому наплевательски.
Но возникает другой вопрос, а почему нельзя выражать себя, не прибегая к помощи искусства - мы же можем говорить, владеем мимикой и жестами? По идее этого должно быть вполне достаточно. Но, во-первых, не стоит отделять искусство и творчество от других явлений и от нашей жизни в целом. Оно постоянно с нами и пронизывает каждую секунду нашего существования, хотим мы того или нет. Начиная с того, что само создание мыслей и выражение их в речи вполне можно назвать полноценным искусством, и, заканчивая тем, что «вся наша жизнь – игра», то есть своего рода театр. А, во-вторых, есть ещё одно очень важное «но», в особенности касающееся речи… Существуют нормы этикета и приличия, существует иерархия людей в обществе, например, профессиональная, должностная, возрастная и т.д., есть этнические и религиозные различия между людьми, различия полов, языковые барьеры, есть цензура, в конце-концов, и многое-многое другое, что не позволяет нам говорить то, что мы думаем, причем так, как хотелось бы, именно тому, кому это адресовано и ещё и в нужное время. А творчество, в свою очередь, не ограничено этими рамками, то есть мы можем «сказать» абсолютно всё и всем. И более того, мы имеем возможность выразить именно тот оттенок настроения, который мы вкладываем в то, о чем «говорим», что далеко не каждый способен сделать в речи. Тут уже все упирается исключительно в навыки и мастерство творца, ну и, конечно, в тот материал, из которого он «лепит», будь то звук, изображение, движение, слово, ткань, металл, тесто, стекло, песок и т.д. - этот список можно продолжать бесконечно. Язык искусства понятен каждому, кто им интересуется.
Но многие ошибочно полагают, что эмоции и чувства и вовсе человеку неподвластны! А это как раз первое и, пожалуй, единственное, чем действительно стоит учиться владеть. Управлять людьми, деньгами, силами природы – это, конечно, важные и сложные вещи, но всё-таки, второстепенные в конечном итоге. Ведь, как мы знаем, материальный мир, мягко говоря, не вечен. А шанс того, что душа бессмертна, и мы так просто не уйдем из мира в небытие, велик и все мы очень в него верим. Так может тогда всё-таки попытаться сделать упор на духовность?..
«Учитесь властвовать собой». И не только властвовать, но и учитесь понимать себя и чувствовать других. Многие века человечество стремится к познанию себя и окружающего мира. И вот, мы дождались - наука на грани фантастики. Задумайтесь, Вы уверены, что технический прогресс – это именно то, к чему стоит так целенаправленно стремиться? Мы делаем все, чтобы максимально облегчить и упростить себе жизнь, сделать её приятным временем препровождения. Но… делает ли дорогая машина и навороченный компьютер Вас действительно счастливыми? Не думали ли Вы, что мы теряем гораздо больше, чем приобретаем? Наверняка я найду единомышленников, задающих себе этот вопрос. Но чем же тогда так плох технический прогресс? Ответ прост – ничем! Дело вовсе не в нем, а в том, что за всем этим «удобством» мы совсем перестали чувствовать, видеть и слышать. Эти функции были деинсталлированы и заменены какими-то примитивными эмоционально-чувственными алгоритмами.
Мы всячески защищаем себя, стараясь как можно прочнее изолироваться от окружающей среды. Охраняемые дома, закрытые на двадцать замков с зарешеченными окнами и нашпигованными системами сигнализации - чтобы нас никто не потревожил; машины с тонированными стеклами - чтобы никого не видеть; виртуальное общение по телефону и компьютеру - чтобы мы могли в любой момент отключиться, если почувствуем, что к нам «лезут в душу». Мы все время находимся в состоянии страха и недоверия к другим людям, все время чувствуем себя потенциальными жертвами. А потом постепенно сами перестаем понимать свои желания. Вот Вы точно знаете, чего хотите от жизни? Добились ли Вы того, о чем мечтали и к чему стремились? К великому ужасу лишь единицы могут этим похвастаться. А вопросы: «Чего бы Вы сейчас хотели, чего не хватает для счастья? Что бы изменили в себе? А что весомого Вы вообще сделали? Чем и ради чего/кого Вы готовы пожертвовать прямо сию секунду, не раздумывая? А что вообще Вы имеете, умеете и знаете, по большому счету?» И вот, мой коронный, – «А Вы уверены, что занимаетесь своим делом, уверены, что это именно Ваша жизнь?» - если не шутить и не отнекиваться, а размышлять серьезно, то эти вопросы застают врасплох многих, в том числе и меня. Но это лишь начало. Потом мы начинаем бояться самих себя, ведь если все вокруг на самом деле такие, как мы думаем о них, то по идее мы ничем не лучше. (Если, конечно, Вы не считаете себя избранным и особенным человеком, который в корне отличается от всех «смертных» - тогда Вам к другому специалисту.) Мы стараемся убежать от всех и от самих себя. Вот сколько людей бы сейчас хотели бросить все и уехать куда подальше? А у скольких из них хватит на это смелости? Ну ладно. В принципе, если Вы так хотите изолироваться от общества – пожалуйста. Лишь бы потом не было поздно. Суть не в том, что Вы большую часть времени думаете исключительно о себе, а в том, что мало кто думает о Вас.
Но, если бы мы с Вами умели выплескивать свои эмоции, чувства и переживания в креативное русло, то нам гораздо меньше хотелось бы убежать от всех, многие человеческие проблемы эмоционального и общественного плана стали бы для нас ничтожно малы. Возьмем, к примеру, бабушку, которая стоит на коленях у перехода. Мы спокойно проходим мимо, мы даже не видим её. Нищенка… Куда там уж нам сравнивать её с собой, хотя, по сути, она абсолютно такой же человек. Она тоже была молода и амбициозна, у неё были мечты, она училась, работала и вдруг… всё рухнуло. Она осталась одна… Могла ли она предположить, что её судьба сложится именно так? Конечно, нет, как и Вы сейчас не думаете, что такое может случиться с Вами. Хотя теоретически каждый может оказаться на её месте. И не важно, есть её вина в том, что она осталась на улице одна без средств к существованию или нет. Проблема не в ней. Проблема в том, что Вы, именно Вы каждый день проходите мимо. А она бьется головой об землю, держа в руках иконку, и, скорее всего, она никогда не поймет, чем она заслужила такую участь, и почему НИ ЕДИНОМУ человеку нет до неё никакого дела. И таких примеров миллионы.
Ну, действительно, какое нам дело до других, тем более бедных, старых или молодых, неопрятных, больных, асоциальных, да ещё и вдобавок чужих нам людей - мы с родственниками-то никак общий язык найти не можем. У нас свои заботы, у каждого своя жизнь. «Каждый сам за себя!» - скажите Вы. Но в нашей жизни, как, собственно, и в самой цитируемой сказке, этот принцип не работает, ведь без взаимопомощи, без поддержки, понимания, без хорошего собеседника жить невозможно, а вот без квартир, машин, компьютеров и счетов в банке люди спокойно жили, живут и будут жить. Есть множество тому доказательств. Ну, например, я думаю, всем известно, что старики в домах престарелых совершают самоубийства? Они не видят смысла жить в одиночестве, жить исключительно ради себя, когда ты больше никому не нужен. Но откуда такой пессимизм? Казалось бы, у тебя есть крыша над головой, есть еда, одежда – живи, чего ещё нужно? Но все не так просто, мы устроены по-другому, хотим мы того или нет. Душевные муки, муки одиночества гораздо сильнее, чем физическая боль и спорить с этим бессмысленно. Просто посмотрите статистику самоубийств, Вы ужаснетесь. Около 1 000 000 людей ежегодно совершают самоубийство, причем успешное. Попытки покончить с жизнью сюда не включены.
Но, вернемся к нашей теме. Искусство. Да, музыка и живопись вряд ли помогут всем нуждающимся и бедствующим, но, это может помочь нам с Вами раскрыться эмоционально и духовно, научит наших детей чувствовать как полноценные люди, а не как высокотехнологичное поколение, которому хватает двадцати смайликов, чтоб выразить все свои эмоции. Быть может, в один из дней мы остановимся и захотим помочь этой бабушке, не называя это благотворительностью, порой скрытой под маской налогов; не думая о том, что нам и самим пригодиться то, что мы можем ей дать, или, что наши друзья и родственники не поймут нашего поступка. Вдруг мы когда-нибудь действительно, по-настоящему искренне захотим ей помочь просто потому, что мы не сможем по-другому. Ведь кто, если не мы?..
Главная проблема человечества во все времена заключается в том, что всем друг на друга все равно! Мы не хотим никому помогать или как-либо воз- и взаимодействовать, но при этом мы ежедневно прислушиваемся к мнению всех подряд, не важно, авторитетен для нас человек или нет. Нам важно, что подумают и скажут люди, мы зависимы от чужого мнения. Получается, мы сами не думаем и не заботимся ни о ком, но считаем, что кому-то есть дело до нас и они жаждут помочь нам своим мнением. Это просто наивно, глупо и самонадеянно. Мы вообще элементарно не чувствуем других людей, и, более того, мы даже не хотим этого. И вообще разучились друг друга понимать, особенно отчетливо это видно на примере отношений мужчины и женщины, но сейчас не об этом.
Все прекрасно знают, что если думать о каждом, принимать чужое горе, как свое и стараться разобраться во всем, можно просто сойти с ума, а это, разумеется, никому не нужно! Хотя, положа руку на сердце, хочу сказать, что лучше сойти с ума в попытке помочь всем и каждому, чем самозабвенно культивировать в себе свой эгоизм.
Все наши беды корнями исходят из проблемы непонимания и нежелания слышать другого. Нищета, классовое неравенство, наркомания, алкоголизм, бездомные, безработица, войны, даже болезни связаны с душевным состоянием человека. Если задуматься об истинных мотивах всех этих бедствий, станет очевидно, что проблема, прежде всего, в человеке - в каждом из нас.
Да, искусство – это, конечно, не панацея от всего, но, я считаю так, что если есть хоть один шанс из миллиона, что занятия творчеством могут подействовать на духовный мир моего ребенка, приблизить его к такому, каким он должен быть в идеальном, даже утопичном представлении о совершенном человеке, то я, несомненно, обязательно им воспользуюсь. Нам всем стоит хотя бы попытаться что-то изменить, ведь сейчас мы просто «движемся не туда».
Но почему я все время говорю о детях? Неужели нам с Вами бессмысленно заниматься искусством? Нет, конечно же, это не так, стремление познать и раскрыть себя, стать лучше – это, несомненно, прекрасно! Но дети гораздо более непосредственны, чем мы. Они ещё не «испорчены» этим миром, они выражают ровно то, что видят, чувствуют и хотят, и очень важно не дать им это потерять. Естественно, необходимо воспитывать детей и постепенно объяснять что хорошо и что плохо - этикет и нормы приличия никто, слава Богу, не отменял. Но мы можем открыть перед ними другой мир, позволить им «выплескивать» свои истинные чувства и переживания в творчество, ведь наш мир глазами детей совсем другой, он добрый, веселый и красочный, и, главное – честный, нужно суметь это сохранить, ведь мы сами разучились его видеть таким.
Так ответьте себе на вопрос, хотите ли Вы, чтобы Ваши дети могли чувствовать? Тогда водите их в театральную студию, читайте с ними книжки, учите их музыке, танцам, рисованию, и всему-всему, чем они заинтересуются. Позволяйте им творить и радуйтесь их маленьким и большим победам!».
Научный доклад может быть представлен и в виде своеобразного «автореферата» выпускной квалификационной работы.
В целом доклад является следующей после рецензии ступенью освоения научно-исследовательской работы. Опыт показывает, что на первых порах желательно, чтобы подготовленные студентами
доклады, прежде чем они будут «озвучены» в студенческой аудитории, были просмотрены преподавателем и отрецензированы им. Желательно, чтобы лучшие доклады или фрагменты из них были зачитаны автором на семинарских занятиях и обсуждены. Важно, чтобы преподаватель всякий раз выделял те положения доклада, содержание которых носит творческий характер.
З. Выпускная квалификационная работа (ВКР)будущего учителя музыки является заключительным, наиболее сложным видом его учебно-исследовательской музыкально-педагогической работы.
Приводим общую характеристику выпускной квалификационной работы, которая будет последовательно углубляться и конкретизироваться в каждой последующей главе пособия. При этом мы будем опираться на уже представленные выше методологические характеристики музыкально-педагогического исследования.
Во введениинеобходимо раскрыть в краткой форме актуальность темы (см. в приложении примеры, содержащиеся в ВКР). Определяя тему ВКР, будущий педагог-музыкант одновременно отвечает на вопрос: что заинтересовало в этой теме?
Затем формулируются его основные методологические характеристики (которые выше уже были обозначены в учебнике): объект исследования, его проблема, предмет, цель, задачи, гипотеза.
Уже на первоначальной стадии работы над ВКР нередко встречаются трудности принципиального характера и в первую очередь в вопросе формулировки темы.
Часто встречающийся случай – несоответствие темы ВКР – специальности «Музыкальное образование». Например: «Жизнь и творчество Марии Калласс». В этом случае отсутствует в названии темы педагогический, образовательный аспект; данное название темы скорее относится к специальности «История музыкального исполнительства».
Равным образом некорректна в плане выбора темы в соответствии со специальностью и такая формулировка темы: «Интуиция как приоритетное качество личности педагога». Здесь в теме есть психологический аспект, но отсутствует аспект музыкально-педагогический. Тема скорее соответствует специальности «Общая педагогика». Или тема «Романтизм в музыке» относится либо к специальности «Музыкознание», либо к специальности «Культурология».
Многие темы выпускных квалификационных работ формулируются таким образом, что прямо провоцируют на нетворческий, реферативный стиль изложения (т.е., пересказ содержания той или иной монографии, пособия и т.д.), например: «Освоение двухголосия по методике О.П. Соколовой».
Нередко тема ВКР сформулирована таким образом, что, по существу, не указывает на направленность опытно-поисковой работы: «Специфика урока музыки у первоклассников с нарушением зрения».
Распространенным примером ошибки в выборе темы является противоречие между ее широтой, многообразием и - теоретическим обоснованием, посвященным лишь одному из составных частей заявленной проблемы. Например, тема сформулирована так: «Развитие музыкально-творческих способностей учащихся на уроках музыки». На самом деле, речь в работе идет не о комплексе музыкально-творческих способностей (что по своему охвату соответствует теме фундаментального исследования), а лишь об одной ее составляющей, например, о развитии воображения у учащихся, притом только начальных классов, чем и требовалось бы ограничить формулировку темы.
Конечно, в процессе выбора темы следует учитывать интересы и способности студента. Но этого мало. Порой случается так, что тема, казалось бы, выбрана удачно. Однако позднее оказывается, что по тем или иным причинам отсутствует необходимая литература для теоретического анализа или, наоборот, нет условий для проведения опытно-поисковой работы.
Следует иметь в виду, что тема, объект и предмет исследования должны находиться в единстве, например:
· тема исследования: «Развитие эмоционально-ценностного отношения у младших школьников к музыке на основе комплексного привлечения различных видов искусства»;
· объект исследования: «Музыкально-воспитательный процесс в начальной школе, ориентированный на развитие эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке»;
· предмет исследования: «Развитие эмоционально-ценностного отношения к музыке у младших школьников с применением комплексного взаимодействия видов искусства».
Разумеется, в определенном единстве находятся все методологические характеристики исследования.
В выпускной квалификационной работе ее з а д а ч и желательно формулировать конкретно и целенаправленно. Например, в теме «Методы развития интереса у подростков к джазовой музыке» задачами исследования могут быть следующие:
· определить важнейшие музыковедческие признаки, характеризующие джазовую музыку, ее отличие от музыки других жанров;
· обозначить под углом зрения изучаемой проблемы приоритетные психологические характеристики категории интереса и возрастные особенности современных подростков;
· проверить эффективность выделенных методов развития интереса у подростков к джазовой музыке на основе опытно-поискового исследования.
Отдельно следует сказать об одной из важнейших методологических характеристик исследования - гипотезе. Ее наличие и решение является, конечно, важным компонентом в оценке качества всей работы. Однако, учитывая сложность этой характеристики, она является необязательной для учебно-исследовательской формы работы. Но если уж гипотеза имеет место быть в музыкально-педагогическом исследовании (что является чрезвычайно ценным моментом в работе), то непременно должна содержать в себе проблему, требующую теоретического (теоретико-методического) доказательства опытно-поискового характера, а не уподобляться, например, «предположению»: «Если весь музыкально-педагогический процесс будет последовательно выстроен, то это даст эффективный результат…», что, разумеется, не требует доказательства, поскольку данное положение является очевидным.
В выпускной квалификационной работе приходится часто встречаться с формулировками, которые на самом деле не носят характера гипотезы: приводимые положения либо очевидны (например, «процесс развития музыкального мышления школьников будет эффективным, если он осуществляется в систематической форме»), либо уже известны и доказаны (например, «метод сходства и различия способствует более эффективному музыкальному развитию школьников»).
В связи с трудностями формулировки гипотезы в ВКР особо значимым становится определение предмета исследования. Как показывает опыт, чаще всего сегодня предмет исследования связан с поиском, обоснованием и внедрением психолого-педагогических условий, обеспечивающих оптимальные результаты проведенной работы, что, разумеется, не исключает другого содержания предмета исследования.
В выпускной квалификационной работе приходится часто встречаться с формулировками гипотез, которые на самом деле не носят характера гипотезы: приводимые положения либо очевидны (например, «процесс развития музыкального мышления школьников будет эффективным, если он осуществляется в систематической форме»), либо уже известны и доказаны (например, «метод сходства и различия способствует более эффективному музыкальному развитию школьников»).
Во всех приведенных в приложении примерах ВКР ( часть из них была выше уже проиллюстрирована) студенты имеют возможность увидеть наглядную и разнообразную иллюстрацию всех требуемых методологических характеристик, что, возможно, облегчит задачу дальнейшей самостоятельной работы в этом направлении.
В первой, теоретической части ВКР раскрываются научные основы избранной темы исследования, формулируются основные понятия, сопоставляются различные взгляды ученых на рассматриваемую проблему с позиции:
а) философии (в том числе, возможно, эстетики или культурологии, аксиологии);
б) той или иной науки (например, музыкознания, музыкальной психологии и психологии музыкального образования, теории музыкального исполнительства), раскрывающей методологическую сущность, природу данной проблемы;
в) исследований музыкально-педагогического характера. Здесь желателен и критический анализ технологии и практики музыкального учебно-воспитательного процесса, связанный с данной темой.
В завершение главы автор делает выводы обобщающего характера, в которых заключается позиция, служащая теоретической (теоретико-методической) основой последующей опытно-поисковой работы.
Слабость многих ВКР в теоретической частизаключается в отсутствии направленности на анализ, обоснование и психолого-педагогическое (музыковедческо-педагогическое и т.д.) обеспечение предмета исследования по специальности «Музыкальное образование».
К сожалению, в теоретической части ВКР нечасто можно встретить аналитический характер изложения материала, сопоставление разных точек зрения, направленность содержания этой части работы на формулировку концепции, которую автор предполагает актуализировать в следующей части опытно-поискового характера. Более того: в теоретической части весьма распространенными являются случаи, когда анализ литературы оказывается не связанным с темой исследования. А выводы по главе изобилуют общими фразами и уже сделанным во введении заявлением об актуальности исследования. Между тем, главная задача, стоящая перед выводами первой главы, - сформулировать положения, которые должны служить основой для осуществления последующей опытно-поисковой работы
Во второй, опытно-поисковой части(исключая некоторые работы исторической направленности) излагается материал, в котором последовательно раскрываются этапы этой работы; описываются и подвергаются анализу данные констатирующего и формирующего разделов эксперимента и итоговые результаты, подтверждающие или опровергающие предположения, стоящие в основе опытно-поисковой работы. В самом начале этого раздела необходимо уточнить цель опытно- поискового исследования, указать место и сроки проведения работы, в каком объеме она проводилась и кем.
Опытно—поисковая работапредполагает ее осуществление в основном в «естественных» условиях музыкальных занятий (урок музыки, внеклассная музыкально-воспитательная работа, лекция, семинар. практические занятия). Проведению такой работы предшествует предварительный обстоятельный анализ проблемы, который получает свое воплощение в первой, преимущественно теоретической части работы. Она может включать в себя также анализ работы учителей по избранной тематике, личный опыт автора квалифицированной работы.
Началу опытно-поисковой работы должна предшествовать разработка критериев оценки тех способностей, умений, навыков, которые станут предметом специального исследования. Затем выявляется их исходный уровень в соответствии с разработанными критериями (см. в приложении адекватные разделы ВКР).
Далее следует описание опытно-поисковой работы. В центре внимания этого описания должен быть предмет исследования и тот механизм, те средства (принципы, содержание, методы, формы), благодаря которым, по предположению автора, осуществляется эффективное музыкальное (музыкально-педагогическое) развитие, а также реакция учащихся, выраженная в той или иной форме. Это позволит сделать работу живой, каковой она и должна быть, как всякая исследовательская педагогическая деятельность, обращенная к детям и направленная на поиски их эффективного развития.
Необходимо показать, на основе какого содержания (музыкальный, вербальный материал, зрительный ряд) осуществлялось «испытание» и в каких условиях (продолжительность, временной объем и т.д.), формах проведения занятий.
Нередко трудности в осуществлении опытно-поисковой работы возникают при решении проблем исторического музыкально-педагогического образования. Хотя и в этом случае подобного рода примеры можно привести, когда, например, студенты апробируют в своей практике методические приемы Ф. И. Шаляпина, Г.Г.Нейгауза и др. В случае, если гипотеза в работе отсутствует, то в ее второй части должна быть представлена опытная работа – лично студента или учителя, но при этом всегда — в русле тех идей, которые фигурируют в историко-теоретической части с соответствующими комментариями-наблюдениями, сравнениями, выводами автора ВКР.
В завершение опытно-поисковой работы необходимо сопоставление результатов констатирующего и заключительного обследования, обоснование сделанных выводов. При этом установленные в констатирующем и итоговом обследовании критерии (например, «высокого», «среднего» и «низкого» уровня того или иного показателя) должны совпадать — иначе выводы не могут быть объективными.
В итоговых выводах по работе формулируются положения, отражающие наиболее значимые результаты проведенного исследования, и предлагаются конкретные рекомендации по теме исследования. В выводах необходимо представить результат работы и прежде всего показать, отвечает ли он поставленной цели, задачам, предмету исследования.
В выводах следует избегать общих фраз, известных положений, стремиться отразить то, что является в исследовании интересным, заслуживающим внимания. Это может относиться к любой главе, любому разделу работы.
В библиографии должны быть в первую очередь названы трудыметодологического и теоретико-методического характера, относящиеся к теме исследования и содержащие последние достижения, опубликованные издательствами прежде всего на федеральном уровне. Часто это важное условие не учитывается и в теоретическом анализе фигурируют в основном работы середины прошлого столетия, утратившие свою актуальность. Так, например, в работах, имеющих прямое или косвенное отношение к изучаемой проблеме по специальности «Музыкальное образование» можно не встретить работы философского характера Н.И. Киященко, Б.М. Целковникова, А.И. Щербаковой; труды музыковедческого направления Д.К. Кирнарской, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, М.С. Старчеус и др.; музыкально-психологической направленности — А.А. Мелик-Пашаева, В.Г. Ражникова, А.В. Тороповой, Г.М. Цыпина и др.; при исследовании собственно музыкально-педагогических проблем – учебников для вузов по методологии, истории, теории, методике музыкального образования.
Приложенияк ВКР могут быть разного рода, в том числе стенограммы уроков, интервью, бесед, DVD-записи и т.д.
Есть ли различие между научным исследованием в области педагогики музыкального образования и учебной выпускной квалификационной работой?Конечно. И таких различий несколько.
1.Принципиальное различие заключается, прежде всего, в том, что к результатам научного исследования предъявляется требование теоретической и практической новизны, т. е. исследователь должен представить в результате работы объективно новое знание в области педагогики музыкального (музыкально-педагогического) образования и этот факт подвергнуть всестороннему научному обоснованию и проверке, соответствующей всем требованиям, предъявляемым к опытно-экспериментальному исследованию. Перед выпускной квалификационной работой такие задачи не ставятся: здесь достаточен субъективно-преобразовательный (для данного исследования и для данных конкретных условий) результат. Хотя, как показывает опыт, некоторые квалификационные выпускные работы студентов достигают подлинно научного уровня.
2. Содержание гипотезы в квалификационной выпускной работе может носить, в отличие от диссертационного исследования, «локальный» характер: например, ограничиваться конкретными условиями, в которых могут быть реализованы тот или иной предлагаемый прием, методическое средство и т.д. Формулировка гипотезы не является обязательным условием в тех случаях, когда по каким-либо объективным причинам этот факт оказывается затруднительным.
3. Третьим отличием выпускной квалификационной работы от научного исследования являются масштаб и глубина теоретического анализа проблемы и опытно-поисковой работы.
4. Следует иметь в виду и особенности музыкально-педагогического исследования методологического характера. Так, если в музыковедческом исследовании раздел опытно-поисковой работы не требуется, то в музыкально-педагогическом исследовании, скорее всего, он обязателен. И тогда студенту потребуются специальные знания, умения и навыки осуществления опытно-поискового исследования. В то же время следует иметь в виду, что эта часть работы носит учебно-исследовательский характер и по своему объему и формам не может быть сравнима с диссертационным исследованием, например, в студенческой работе отсутствует параллельный эксперимент.
Защита выпускной квалификационной работы начинается с краткого вступительного слова. В нем необходимо отметить актуальность выбранной темы и сформулировать основные методологические характеристики исследования. Излагая содержание первой части работы, следует выделить теоретические позиции, характеризующие основные категории исследования. Особенно ценно, если автору удается выявить в процессе анализа разные точки зрения ученых на проблему и обосновать свою позицию по этому вопросу. Раскрывая содержание опытно-поисковой части работы, важно сфокусировать внимание на предмете исследования и гипотезе, раскрыв механизм ее доказательства. В завершение вступительного слова обычно формулируются выводы по работе в целом в соотношении с задачами ВКР.
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 455;