Какие духовно-мировоззренческие идеи и принципы Б. М. Целковников выдвигает в качестве методологических оснований рассматриваемой проблемы?
Прежде всего, духовность. Понятие «духовность» раскрывается как особый процесс-состояние одухотворения личностью себя и собственных ценностных отношений с миром. Духовность рассматривается как необходимое основание в поиске личности найти высший смысл своей деятельности.
Исследователь показывает также, что идея соборности, возникшая еще в Священном Писании и получившая отражение в трудах В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого и др., является близкой педагогике музыкального образования, указывающей путь духовно-нравственного развития.
Стержневой характеристикой, своеобразным ядром диалогически направленного мировоззренческого сознания личности педагога-музыканта, по мнению Б. М. Целковникова, должна стать толерантность — чувство, выражающее терпимость к разного рода проявлениям «инакости» со стороны другого и в первую очередь к его мировоззренческим взглядам, убеждениям, ориентациям. Толерантность рассматривается как необходимое условие установления взаимопонимания между учителем - музыкантом и учеником.
Особое внимание автор уделяет процессу обретения «истинного» суждения о музыке. Основой такого суждения, подчеркивается в исследовании, является переживание музыки, которое всегда протекает в уникальной, индивидуально-личностной по силе и способам выражения «драматургии». Такое переживание — это не просто эмоционально-чувственный отклик на музыку, но при этом еще и глубокое, катарсическое вживание в ее художественную реальность, в мир другого (композитора, лирического героя музыки).
В этой позиции явственно ощущается принципиальный, методологический по своему характеру подход к определению сущности музыки и процессу художественно-творческого общения с ней, в котором проявляется органическое единство взглядов на обсуждаемую проблему крупнейших отечественных философов, писателей, художников, композиторов, музыкантов-педагогов. В сущности этого подхода в первую очередь видятся «лик» отечественного музыкального образования и соответственно целевые установки на стратегию становления мировоззренческих убеждений педагога-музыканта.
Интересной и оригинальной представляется точка зрения автора при определении сути мировоззренческих убеждений учителя-музыканта. Их смысловым ядром является душа учителя как своеобразный синтез активного и гармоничного взаимодействия многообразных творческих составляющих его личности.
Основу духовно-личностного опыта педагога-музыканта, согласно позиции Б. М. Целковникова, составляют две взаимосвязанные между собой триады. Первая из них — эмоциональный, художественно-мыслительный и волевой компоненты, вторая — особые феномены индивидуально-личностной психики, такие доминанты духовности, как Вера, Любовь, Совесть.
Каждый из входящих в эту своеобразную партитуру живых и динамичных «голосов души» педагога-музыканта, подчеркивает автор, имеет свой ценностный смысл, отличается своим особым звучанием.
Б. М. Целковников сумел в своей работе с новых позиций доказать значение методологии для теории и практики музыкального образования, Я уверен, что мастерство методологического анализа — основы любого музыкально-педагогического исследования — проявленное автором в исследовании, послужит образцом для молодых ученых — педагогов- музыкантов.
Резюмируя сказанное, хочется отметить, что данная работа представляет собой принципиально новое направление в педагогике высшей школы, призванное определять стратегию и тактику подготовки учителя искусств, основываясь на лучших гуманистических, духовных традициях российской философской и художественной мысли.
(Э. Б.Абдуллин)
В условиях учебной вузовской работы целесообразно начинать осваивать рецензию как вид исследовательской деятельности с небольших статей проблемного характера, учитывая при этом индивидуальные возможности студентов.
Лучшие рецензии желательно зачитывать и обсуждать на семинарских занятиях, благодаря чему постепенно приобретается и опыт научной дискуссии.
Приведем пример рецензии, выполненной студентом А. Лимаренко (МПГУ) в несколько журналистском стиле.
Артем Лимаренко[1]
«Капля в мореили
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 670;