Становление понятия «творчество»
Детское изобразительное творчество имеет долгую и неоднозначную историю, на протяжении которой приводились довольно противоречивые определения сущности, структуры, значения творчества для личности ребенка на основе и научных, и личных представлений, иногда носившие псевдонаучный характер. Каждое новое поколение открывает новые факты, новые стороны, поскольку изучение ребенка, его способностей, скрытых потенциальных возможностей и само человеческое познание не стоит на месте. Поэтому установить единую закономерность творческого развития ребенка, которая объясняла бы сущность творчества во все времена, во всех странах, у всех народов, нельзя. Можно выделить лишь самые общие черты детского творчества, которые отражены в мировом научно-историческом опыте и не связаны с индивидуальной сферой личности.
Детское творчество очень тесно связано с понятием «прекрасное», поскольку творчество — это явление в жизни ребенка, содержащее в себе элемент прекрасного. Если бы творчество не было носителем красоты, а отражало безобразное, то оно несло бы разрушение, а не созидание. Поэтому, занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным, накопленным предшествующими поколениями и передаваемым как на генетическом уровне, так и с помощью предметов материальной культуры.
И в этом случае в структуре условно можно выделить ряд элементов (цельность, пропорцию, гармонию, ясность), которые действуют на нас непосредственно и соответствуют выразительным средствам, составляющим систему изобразительной грамоты. Любой творческий продукт не может возникнуть при хаотичном использовании отдельных закономерностей, средств. Для цельности образа необходима цветовая и композиционная гармоничность, основа творчества, которой поэтапно овладевают начиная с дошкольного периода.
Детское творчество все время находится в движении, оно постоянно меняется, так как меняются опыт ребенка, его отношение к окружающему миру и искусству. Каждая ступень в развитии творчества сопряжена с тем, что в предыдущих достижениях ребенка мы вычленяем самое ценное, и на его основе появляется новое, способствующее дальнейшему творческому росту.
Ребенок научился наносить на бумагу одновременно, но беспорядочно несколько цветов, размазывая их по листу. Умение смешивать цвета можно использовать в дальнейшем для того, чтобы научить детей получать различные оттенки одного цвета, составлять цветовые композиции, гармонизировать цветовые сочетания. Позднее это умение будет способствовать освоению детьми приемов заливки, отмывки.
Детское изобразительное творчество существует и проявляется благодаря «сверхрассудочной и рассудочной деятельности»1, на которые ссылался Платон (427 — 347 до н.э.) в размышлениях о творчестве. В раннем возрасте ребенок, не осознавая содержания образа, наносит на бумагу цветовые пятна и получает интересные композиции, напоминающие те или иные предметы, объекты. Но сказать, что рисунок — продукт сознательной деятельности, мы не можем. Это корреляция генетического общекультурного опыта, эмоционального состояния ребенка и изобразительного опыта. В старшем дошкольном возрасте, определившись с замыслом будущей работы, дошкольник выбирает, какие ему нужны краски, какая техника, как он будет строить композицию. Все это разумная деятельность. Но объяснить, как возникла идея этого образа, почему именно в данное время, сложно. В процессе творчества наличествует компонент, который не подлежит объяснению рациональным способом. Говорить о полной безосновательности данного явления было бы неверно. Ведь формирование образа могло быть постепенным, под влиянием предшествующего опыта впечатлений, чувств, восприятия других образов, окружающей обстановки и т.п., откладывавшихся в подсознании ребенка. Однако момент актуализации этого опыта установить очень сложно, поскольку здесь проявляется действие «сверхрассудочной» сферы.
Если творчество — процесс создания «нечто нового, ранее не существовавшего»2, то для ребенка «новое» — все то, чего он раньше не рисовал, не лепил, не конструировал и т.д. В этом случае не важно, имеются ли подобные образы в мировом искусстве или нет. Главное, что в опыте этого конкретного малыша их не было. И даже факт схожести не позволяет говорить об идентичности, поскольку в природе, искусстве нет абсолютно одинаковых образов или объектов.
1.См: Античные мыслители об искусстве. — М., 1938. — С. 26.
2. Там же
«Побудители творчества находятся в самой личности, в гармоничном сочетании трех сфер жизнедеятельности человека: физической гармонии, духовной гармонии человека и образа, как некой интеграцией природных и абстрактных форм»1.
Внутренняя гармония — показатель для личности ребенка. Свидетельством этого служат первые изображения малыша, имеющие округлую форму, т.е. круги (большие, маленькие, кривые, ровные), а круг символизирует гармонию, универсальность. Таким образом, в природе ребенка заложена гармония. Но будучи еще очень мал и духовно слаб, в окружающей среде он оказывается под влиянием взрослых, которые не всегда осознают наличие внутренней гармонии у своего малыша, ее значимость для творческого становления и тем более не замечают последствий ее разрушения. И тогда изменяется внутренняя художественно-эстетическая среда ребенка, так как он начинает впитывать не только позитивный, но и негативный сенсуалистическо-гедонистический опыт.
Доказательством того, что маленький человечек чувствует дисгармонию в окружающем мире, служат его каракули, имеющие вид отрывистых, заостренных штрихов, хаотично расположенных на всей поверхности листа. Конечно, такие штрихи могут свидетельствовать об активизации чувства ритма, заложенного в любом человеке с рождения. Однако если ребенок развивается физически и психологически гармонично, то штриховка, рано присутствующая в детских рисунках, приобретает исследовательский характер, а не агрессивный. С помощью штрихов он изучает свойства материалов и инструментов, которые на последующих этапах используются им в процессе создания выразительных образов различных по структуре (натуралистичных, схематичных и абстрактных). Каждый вид его образов правдив и реалистичен. С помощью цвета, формы, композиции дети способны передать музыку, чувства, эмоции, добродетели и пороки, прибегая к натуралистическому реализму.
Малыш в возрасте двух лет, слушая музыкальное произведение П.И.Чайковского «Времена года. Осень», начинает смешивать на листе бумаги цвета, с помощью которых получаются цветовые пятна различных оттенков, удивительно сочетающиеся между собой по форме, композиции и передающие характер именно осени, а не других времен года.
В этих сочетаниях читаются, с одной стороны, жесткий ритм, динамизм, присущий осени (ветер, дождь, гроза), с другой — покой и умиротворенность заключительного периода в природе, его переход в другой, новый цикл. Даже не искушенный в живописи взрослый легко определит время года, изображенное ребенком. Тогда возникает вопрос: разве цветовые композиции, отражающие взаимосвязи и взаимодополнения сфер жизнедеятельности ребенка, а именно окружающей действительности и внутреннего мира, не относятся к реализму? Ведь реализм в искусстве — это «правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими данному виду художественного творчества»2.
1.Философский энциклопедический словарь. — М., 1989.
2.Там же
В этом определении мы не находим отождествления реализма с натурализмом. Таким образом, детский рисунок по своему реалистичен, поскольку дети (особенно в раннем и младшем возрасте) в своем творчестве остаются искренними и непосредственными в отображении впечатлений, настроений, состояний. И если ребенок рисует маму с большими очками, при том, что у мамы хорошее зрение, это означает, что он доступными для себя средствами говорит нам, а иногда и «кричит»: «Я хочу, чтобы мама меня заметила и увидела, разглядела во мне своего ребенка и личность». Это и есть действительный реализм, который мы, взрослые, подчас не замечаем, искривляя душу малыша, разрушая его внутреннюю гармонию.
Для реализации любого замысла ребенку необходим элементарный опыт отражения, состоящий в умении использовать определенные правила и закономерности искусства, выступающие неким художественно-изобразительным инструментарием, который не может характеризоваться как спонтанное образование.
Ранее мы указывали, что процесс творчества детей состоит из двух составляющих: разума и сверхразума, поэтому правомерно было бы указать на проявление в творческом акте ребенка как опыта, так и некой интуиции1, о которой говорил И.Кант (1724—1804).
Процесс бессознательной творческой деятельности наблюдается у детей чаще всего в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда они интуитивно, а не осознанно создают свой образ, выбирают краски, выразительные средства для его изображения. Сознательность творчества начинает проявляться только к старшему дошкольному возрасту, когда у детей уже накоплен необходимый художественно- изобразительный и эмоциональный опыт и когда они начинают понимать зависимость между замыслом, своими возможностями, выразительными средствами и характером образа.
Мысль о том, что в основе изобразительной деятельности лежит художественный инстинкт, высказывалась Ф. Фребелем (1782— 1852), который говорил, что «творчество является способностью творить, заложенной в ребенке с рождения, подтверждающей проявление его божественной сущности»1.
1.Философский энциклопедический словарь. — М., 1989
Присущая детям раннего возраста гармоничность цветовых сочетаний, чувство равновесия композиции, выделение главного в работе, свобода самовыражения, изобразительная выразительность — все это показатели художественной интуиции. Объяснить проявление этих особенностей можно только наличием некоего природного чутья, которое неосознанно реализуется ребенком. О сознательном подходе к процессу творчества в раннем возрасте говорить не приходится. Малыш не способен проанализировать самостоятельно механизм создания рисунка, четко определить последовательность его выполнения. И даже сам результат для него не является чем-то особенным, удивительным. Его уникальность, оригинальность замечаем мы, взрослые, но не сам малыш. Для него это данность. Он живет этим, он действует так, как чувствует именно в это время, и повторить свой рисунок, пусть даже частично, через определенный промежуток времени он уже не сможет. Неоднократное тиражирование образа — это показатель творческой деятельности детей на более поздних этапах, когда они начинают осваивать способы создания предметов и объектов окружающей действительности.
Настоящее творчество проявляется у детей тогда, когда они способны варьировать, добавлять новые элементы, сознательно экспериментировать с целью создания чего-то нового для себя, открытия новых художественных связей и отношений. При этом творчество становится целью, критерием и вектором деятельности ребенка. Как указывал Н.А.Бердяев (1874—1948), «творчество — это некоторое начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности»1. Образ, по его мнению, формируется путем отбора лучших эстетических ориентаций, продиктованных эстетическими вкусами. Это позволяет оценивать его в сопоставлении с идеалом, в качестве которого выступают художественные свойства и отношения, имеющие общечеловеческий характер.
Таким образом, творческими считаются произведения, проверенные временем и построенные с учетом существующих традиций изобразительного искусства. Продолжая эту мысль, можно сказать, что в оценке детского изобразительного творчества также действуют факторы времени и системы. Чтобы повысить уровень творческого развития ребенка, важно знать общие закономерности поэтапного овладения им художественными свойствами и отношениями, иметь четкие представления о том, как происходит у него на протяжении всего дошкольного периода, включая ранний возраст, смена одних изобразительных предпочтений другими, как меняется характер построения выразительного образа, как изобразительное творчество влияет на другие структуры личности ребенка (на умственное, нравственное, трудовое развитие).
1.Бердяев Н.А. О назначении человека. — М., 1993. — С. 117.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 504;