Старший дошкольный возраст
1. Что вы чувствуете, когда видите эту картину (репродукцию)?
2. Какое настроение она передает? Почему вы так решили?
3. С помощью чего художник смог передать такое состояние?
4. Какое событие изображено в произведении?
5. Что изображено на натюрморте? Какие предметы? Как они сгруппированы? (для натюрморта)
6. Какое время года изображено? (для пейзажа)
7. Какое время суток? (для пейзажа)
8. Какое состояние природы? (для пейзажа)
9. К какому виду пейзажа можно отнести это произведение? (сельский пейзаж, городской, марина, ведута, интерьер?) (для пейзажа)
10. Сколько человек изображено на портрете? (для портрета)
11. Кто изображен на портрете? (для портрета)
12. К какому виду можно отнести этот портрет? (для портрета)
13. Что находится вокруг предметов? Где они располагаются? (для натюрморта)
14. Можно ли в натюрморте встретить похожие элементы? (для натюрморта)
15. Где источник света? Что самое светлое (темное) в натюрморте? Как вы думаете, для чего художник сделал это? (для натюрморта)
16. Что в этой композиции самое заметное? На что вы прежде всего обращаете внимание, глядя на это произведение?
17. Что в ней главное? А что второстепенное? Как вы это определили?
18. Как изображен герой (героиня, герои) в полный рост или нет? (для портрета)
19. Какая у них поза? (для портрета)
20. Соподчинены ли элементы портрета друг с другом? (для портрета)
21. На каком фоне изображен герой (героиня, герои)? (для портрета)
22. Откуда направлен источник света? (для натюрморта)
23. Какие детали использованы в портрете? Для чего? Что они обозначают? (для портрета)
24. Какая колористическая гамма использована художником?
25. Каким вам кажется это произведение по тону (светлым или темным; ярким или бледным)? Как вы думаете для чего художник сделал его таким?
26. Какие цвета и оттенки чаще использует художник в этом произведении?
27. Использованы ли в произведении контрасты? Где? Какие? Для чего?
28. В какую геометрическую форму можно заключить композиционный центр? Где он располагается?
29. Какие геометрические формы присутствуют в художественных образах?
30. Что в произведении имеет большую величину, а что маленькую?
31. Можно ли разделить эту композицию на части?
32. Соподчинены ли части произведения друг с другом?
33. Уравновешена ли композиция или нет?
34. Где проходит линия горизонта в произведении? С какой точки рисовал художник? Как вы определили?
35. Можно ли разделить произведение пополам? Одинаковыми ли будут его части?
36. Повторяются ли какие-либо элементы в произведении?
37. Какой ритм использовал художник? С помощью чего он его передал? Для чего?
38. Динамичной или статичной является композиция? С помощью чего художник добился этого?
39. Какой формат использовал художник? Для чего?
40. Какие материалы использованы художником?
41. К какому виду живописи относится это произведение?
42. Это произведение относится к произведению живописи или графики? Почему вы так решили?
43. Какую(ие) технику(ки) использовал художник?
44. Это произведение относится к произведению живописи или графики? Почему вы так решили?
45. Как вы думаете, как называется это произведение?
46. Как вы думаете, для чего это произведение создано?
47. А знаете, кто написал его?..
48. Понравилось ли вам произведение? Чем?
49. Хотели бы сами создать что-нибудь подобное?
В предложенных схемах есть общие вопросы (определение колорита, композиционных закономерностей, проблем перспективы и пропорции и др.), но есть и специфичные, характерные только для определенного жанра. В процессе ознакомления дошкольников с живописью и графикой необходимо уточнять общие вопросы в соответствии с рассматриваемым жанром. Например, колорит в произведениях пейзажа — это не одно и то же, что колорит в портрете. В каждом отдельном случае колорит имеет свое особое значение.
Необходимо начинать именно с обращения к эмоциональному настрою детей и заканчивать на этой же ноте. Дети воспринимают произведения изобразительного искусства первоначально эмоционально, и только потом прибегают к своему эстетическому опыту, анализируя структуру произведения в соответствии с возрастными особенностями.
Раскрывая произведение живописи, внимание детей обращается на цветовые отношения, поскольку именно они основополагающи для живописи. Благодаря только цвету можно раскрыть суть художественно-изобразительного образа. Обусловлено это тем, что цвет дошкольники выделяют сразу, так как он ярок, знаком детям. Они постоянно рисуют, экспериментируют с цветом, легко чувствуют настроение, выраженное в произведении. Дети шестого года жизни способны воспринимать цвет как выразительное средство, раскрывающее основную идею произведения, оценивать эстетические достоинства картины.
Труднее детям дается анализ композиционного построения картины. Несмотря на то что они легко выделяют композиционный центр и понимают его суть, им трудно установить связь между композицией и характером образа, так как композиционные закономерности не всегда явственно вырисовывают образ. При целенаправленном обучении и систематическом ознакомлении дошкольники способны самостоятельно «прочитать» то, что художник пытался «рассказать» об идее произведения. Но такое умение формируется постепенно, с помощью квалифицированного педагога, который ненавязчиво помогает ребенку овладеть художественно-изобразительным инструментарием анализа произведения.
Игра, которая имеет свои разновидности.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 410;