Кодификационная работа и формирование системы нового законодательства в период нэпа


С переходом к нэпу развернулась новая дискуссия по вопросу о революционной законности. Расчет на скорое отмирание права (при социализме) обусловил особое отношение к правовой норме: "Теоретически закон должен дать основной принцип данной системы, а остальное - уже дело пролетарского суда" (П.Стучка). Ориентация на "революционное правосознание" как на важнейший источник права содержалась в концепциях сторонников психологической теории права (М.Рейснер).Они нередко отождествляли собственно право с революцион­ным правосознанием.

20-е гг. стали периодом интенсивной кодификационной работы. Были приняты и вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс законов о труде, разработаны проекты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооператив­ного, Административного кодексов. При формировании гражданского права в 1921 -1923гг. законодатель стремился по возможности упростить систему норм. Чем шире была автономия сторон в гражданском правоотношении, тем больше норм, регулирующих его, являлись диапозитивными. Наоборот, по мере так называемой социализации гражданского права (т.е. проникновение в него плановых начал) возрастало число принудительных норм. Гражданский кодекс, кроме того, содержал нормы определительные, декларативные, истолковательные и организационные. В декларативные статьи были введены неправовые критерии (так, ст.1 ГК установила порядок защиты имущественных прав только в случае их соответствия "социально-хозяйственному назначению"). Это давало судьям большой простор для толкования закона. Принципу законности был противопоставлен принцип целесообразности, что не могло не привести к правовому нигилизму.

С лета 1921 г. государство начинает осуществлять меры по денационализации. Создавались гарантии для вновь приобретенных прав, но запрещалось восстановление отмененных в ходе революции имущественных прав. Закон и судебная практика признавали длительное фактическое владение имуществом более "законным", чем ссылка бывших собственников на их право собственности. Вместе с тем владение не рассматривалось как источник права собственности. Закон ограничивал объем и размеры права частной собственности. Домовладение, полученное по наследству, не могло отчуждаться, им можно было только пользоваться (до 1923 г.). Пользование домовладением (сдача его в наем) также ограничивалась законом. Многие объекты были изъяты из гражданского оборота (земля, леса, крупные предприятия и др.) Правовая основа договора купли-продажи была заложена еще летом 1921 г. декретом "О взимании платы за товары, отпускаемые государством для частного хозяйства".

ГК РСФСР ввел понятие концессии как разрешения, особого исключения из общего порядка. Договор возлагал на концессионера ряд обязанностей: вкладывать в предприятие определенный капитал, поддерживать предприятия на современном техническом уровне. Договор предусматривал преимущественную продажу продукции государству по обусловленным ценам. Близким по характеру к договору концессии был арендный договор на государственные промышленные предприятия. В июле 1921 г. постановление СНК регламентировало порядок сдачи в аренду. Арендатору предоставлялось право сбывать продукцию предприятия на вольный рынок, договор мог предусматривать снабжение предприятия государственным сырьем. Ст. 129 ГК предусматривала ответственность арендатора государственного имущества за его "расточение". Одной из особенностей обязательственного права стало применение статей Уголовного кодекса в качестве санкций за нарушение ГК.

Земельный кодекс РСФСР был принят в сентябре 1922 г. Покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли запрещались, а нарушители подвергались уголовным наказаниям. Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного севооборота. Никто не мог получить по договору аренды в свое пользование земли больше того количеств, какое он в состоянии обработать. Использование наемного труда допускалось, если все наличные трудоспособные члены хозяйства наравне с наемными рабочими принимают участие в работе хозяйства. Субаренда запрещалась законом. Образующиеся коллективные хозяйства могли требовать у сельского общества компактного выделения им земли и сохранения устойчивых » границ этого землевладения.

Кодекс законов о труде РСФСР был принят в ноябре 1922 г. Закон предусматривал в качестве основных правовых форм привлечения к труду коллективный и трудовой договоры. Размер вознаграждения за труд не мог быть меньше обязательного минимума оплаты. В отличие от КЗоТ РСФСР 1918 г., предусматривавшего порядок государственного социального обеспечения (из централизованного страхового фонда), новый КЗоТ РСФСР 1922 г. вводил порядок социального страхования на предприятиях, в учреждениях, хозяйствах и для частных лиц. Социальное страхование охватило все виды выплат (по болезни, беременности, инвалидности и т.д.), которые производились из средств данного предприятия или лица (нанимателя). В ноябре 1921 г. разработан Наказ инспекторам труда о борьбе с эксплуатацией рабочих на частных предприятиях. Особое внимание уделялось выявлению разного рода фиктивных кооперативных объединений. В сентябре 1922 г. СНК принял декрет "Об охране труда и обеспечении прав лиц, работающих в промысловых кооперативных предприятиях. Согласно закону, кооперация должна была осуществлять производственный процесс, используя труд своих членов и торговать преимущественно своей продукцией.

Уголовный кодекс РСФСР вступил в действие с июня 1922 г. Под преступлением кодекс понимал "всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку. Целями наказания были предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к условиям общежития, лишение преступника возможности совершать новые преступления. При отсутствии в кодексе прямых указаний на отдельные виды преступлений, наказания применялись согласно статьям УК, предусматриваю­щим "наиболее сходные по важности и роду преступления", т.е. использовался принцип аналогии. Система наказания варьировалась от общественного порицания до изгнания из пределов РСФСР. По делам, находившиеся в производстве у ревтрибуналов, в качестве исключительной меры применялся расстрел. Кроме перечисленных в общей части УК наказаний, судом могли применяться меры социальной защиты: удаление из определенной местности и воспрещение занимать определенные должности. УК предусматривал ряд мер, направленных на борьбу с незаконным частным предпринимательством. УК выделял группу преступлений, направленных против социальных устоев, установленных властью. Для таких преступлений закон установил твердый минимум наказаний. УК вводил также понятие "экономическая контрреволюция" (ст. 57 УК). До 1921 г. почти всякая форма частной торговли определялась как спекуляция. По декрету СНК (июль 1921 г.) признаком спекуляции стали сговор с целью повышения цен, злостный не выпуск товаров на рынок и скупка-сбыт запрещенных к продаже товаров. Из прежнего понятия спекуляции выделились новые составы: контрабанда, нарушение торговых монополий, фальсификация товаров, ростовщичество. Судебная практика давала довольно широкое толкование ст. 128 УК (о должностных преступлениях). В число субъектов этих преступлений включались не только должностные лица, но и частные лица ("нэпманы") в качестве соучастников. Судебная практика зафиксировала несколько форм уклонения от налогов: по сговору, сокрытие источников доходов под чужой вывеской и за подставным лицом, путем использования двойной бухгалтерии, в форме организации "лжекооператива". Влияние принципа целесообразности на правоприменительную деятельность сказалось в расширении права суда толковать закон. Элементы правового нигилизма сочетались с тенденцией на усиление репрессивной уголовной политики.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, утвержденный ВЦИК в феврале 1923г., закреплял принципы производства по уголовным делам: публичность и гласность (кроме дел, содержащих военную, дипломатическую или государствен­ную тайну или сведения об интимной стороне жизни граждан. По делам, в которых участвовал прокурор, требовалось обязательное участие защиты. Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР принят в июле и введен в действие с сентября 1923г. Как в уголовном, так и в гражданском процессе действовал только кассационный порядок пересмотра судебных решений.



Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 1773;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.