ДИОКСИНЫ И СОЕДИНЕНИЯ ДИОКСИНОПОДОБНЫЕ
К диоксинам — полихлордибензодиоксинам (ПХДЦ) относится большая группа ароматических трициклических соединений, содержащих от одного до восьми атомов хлора. Кроме этого существует две группы родственных химических соединений — поли-хлордибензофураны (ПХДФ) и полихлорбифенилы (ПХБ), которые присутствуют в окружающей среде, продуктах питания и кормах наряду с диоксинами (рис. 6.3).
В настоящее время выделено 75 ПХДД, 135 ПХДФ и 209 ПХБ. Из них токсичны только 7 диоксинов, 10 фуранов и 12 бифенилов (табл. 6.6). Они являются высокотоксичными соединениями, обладающими мутагенными, канцерогенными и тератогенными свойствами.
Полихлорбифенилы — целевой продукт химической промышленности. Они используются в виде добавки к трансформаторным маслам, как гидравлическая жидкость, теплоноситель, жидкость для мощных конденсаторов. Объем их производства — сотни тысяч тонн в год. Загрязнение окружающей среды полихлорирован-ными бифенилами представляет серьезную угрозу здоровью населения и природе. В виде промышленных выбросов, хозяйственных сточных вод, ливневого стока они попадают в природные экосистемы, в частности в почву.
Половина суммарного выброса диоксинов приходится на мусоросжигательные заводы и сжигатели медицинских отходов. Для образования диоксинов необходимы повышенная температура, наличие органических, особенно ароматических, веществ и хлора. Заметную добавку к выбросам диоксинов в атмосферу привносят лесные пожары, работающие на угле теплоэлектростанции. В России основным источником диоксинов являются также предприятия металлургической, химической и нефтехимической промышленности, целлюлозно-бумажные комбинаты, на которых применяют хлорную отбелку целлюлозы.
Агентство охраны окружающей среды США издало список веществ, при производстве которых могут образовываться диоксины. Этот список состоит из 4 подгрупп веществ и включает 84 органических соединения и 33 биоцидных вещества.
Диоксины обладают политоксичностью. Длительное воздействие диоксинов в ничтожных концентрациях приводит к росту онкологических заболеваний, гибели плода в матке, рождению детей с физическими и психическими уродствами, к снижению и потере иммунитета, потере фертильности мужской спермы.
Сточные воды целлюлозно-бумажных комбинатов содержат высокотоксичные полихлордибензофураны.
Основными представителями рассматриваемой группы соединений являются 2,3,7,8-тетрахлордибензодиоксин (ТХДД), 2,3,7,8-пгетрахлордибензофуран (ТХДФ).
По показателю онкотоксичности наиболее опасен ТХДД, избранный за единицу для построения шкалы токсичности остальных диоксинов (Д) (табл. 6.7). В структуру ТХДД входят два бензольных кольца с различной степенью хлорирования, связанные между собой двумя атомами кислорода. ТХДД представляет собой самое ядовитое из всех известных искусственно созданных соединений, ТХДД ядовитее цианистого калия в 67 тыс. раз и стрихнина в 500 раз. Смертельная доза ТХДД для человека составляет около 0,03 млн"1 г на 1 кг массы тела. Из-за липофильности ТХДД может накапливаться в жировых отложениях организма, где его содержание может превысить содержание в природной среде в 100—20 000 раз. Отравление ТХДД вызывает хлоракне, которое выражается в трудно излечимом поражении кожи, после которого остаются шрамы. Кроме того, ТХДД вызывает тяжелые повреждения печени, сопровождающиеся массовым распадом клеток печени и поступлением желчи в кровеносную систему. В результате этого возможна глубокая потеря сознания (кома), что приводит к летальному исходу. При беременности ТХДД может привести к патологии организма ребенка.
У ТХДФ онкотоксичность в 10 раз меньше, чем у ТХДД, а его токсичность, выраженная в эквивалентах токсичности (ЭТ), равна 0,1. Такая шкала простирается от 1 до 0. Суммарную токсичность диоксинов определяют как Т = £ [Д]; • [3T]j. ЭТ диоксиновых больше ЭТ фурановых и много больше ЭТ бифениловых хлорпро-изводных (ПХБ). Содержание же этих веществ в окружающей среде обратное:
[ПХБ] > [ПХДФ] > [ПХДЦ].
Структура полихлорированных дибензофуранов (ПХДФ) также содержит 2 бензольных кольца с различной степенью хлорирования, соединенных между собой одним атомом кислорода и связью С-С.
После проникновения дибензофуранов через кишечный эпителий происходит их связывание с белками крови, причем основными органами, где они аккумулируются, являются печень и жировые ткани.
ПХДФ оказывают тератогенное и отравляющее действие на зародыши. Смерть эмбрионов проявляется уже при очень низких концентрациях. Так, LD$Q для эмбрионов крыс составляет 1— 2 мкг/г, мышей — 7 мкг/r. Кроме того, наблюдаются явно выраженные уродства. Наиболее часто встречается такое уродство, как «волчья пасть».
Полихлорированные бифенилы (ПХБ) во многом сходны с ПХДЦ и ПХДФ. Основу структуры бифенилов представляют 2 бензольных кольца, связанные обычной химической связью (см. рис. 6.3). Период полураспада этих соединений в природной среде составляет от 10 до 100 лет, что значительно больше аналогичного показателя ДДТ. Эти чрезвычайно устойчивые вещества применяют как жидкие теплоносители в холодильных установках, как пластификаторы в пластмассах. Несмотря на низкую растворимость ПХБ в воде и высокую температуру кипения, они встречаются повсеместно — в воздухе, почве и воде, включаясь таким образом в пищевые цепи и системы. Исследования, проведенные на Женевском озере, позволили установить такую последовательность миграции ПХБ в пересчете на сухую массу: осадки (0,02 млн-1) — водные растения (0,04—0,07) — планктон (0,39) — моллюски (0,06) — рыба (3,2—4,0) — яйца птиц, питающихся рыбой (56 млн-1). В то же время концентрация ПХБ в жировых тканях человека составляет от 0,1 до 10 млн-1.
Токсичность ПХБ заметно возрастает с увеличением содержания в них хлора. Отравление ПХБ вызывает хлоракне, изменяет состав крови, структуру печени и поражает нервную систему. Эти соединения обладают также сильным канцерогенным действием. При загрязнении дерново-подзолистой почвы трихлорбифенилом в концентрациях 15—210 мг/кг происходит снижение численности и биомассы бактерий, грибов, актиномицетов и водорослей, уменьшается интенсивность разрушения целлюлозы и накопления свободных аминокислот. При этом в загрязненных почвах доля бактерий Bacillus megaterium в бактериальном сообществе возрастает в 4—5 раз по сравнению с контролем. Показатель относительного содержания В. megaterium может служить биоиндикатором загрязнения дерново-подзолистой почвы бифенилами (Жариков, Марченко и др., 1997).
Выведение неизмененного диоксина из организма происходит в основном в результате почечной фильтрации. Низкая скорость такого самоочищения связана с тем, что подавляющая часть Д сконцентрирована в жировых тканях организма. Это более лабильная форма удержания, чем свинца в костном скелете (5 = 20 лет), тем не менее ?05 составляет 1—3 года для ПХДФ, 3—8 лет для ПХДД и 10 лет для ПХБ. Полупревращение Д в водных экосистемах /Ь,5 = 2 года, в почвах / > 20 лет. Ни в почвах, ни в воде не происходит микробиологического окисления Д, так как Д — токсин для всех аэробных организмов, включая микроорганизмы. Разрушение диоксинов происходит лишь под действием ультрафиолетовых лучей солнечного света.
Для диоксинов не существует ПДК, эти вещества токсичны при любых концентрациях. Как основной принят показатель он-котоксичности Д. Расчет допустимой суточной дозы (ДСД) ведется так, чтобы за 70 лет жизни в организм не поступило больше 2 • 10~2 мг Д или 10~п г/кг в день, их содержание в воде не должно превышать 2 • 10~п г/л. Основные количества диоксинов поступают в организм с пищей. Содержание Д в пищевых продуктах определяется их жирностью. Больше всего диоксинов в жирных сортах рыбы и мяса, масле, сырах.
Для диоксинов характерен хорошо выраженный эффект синергизма. При одновременном воздействии на организмы диоксинов и других экотоксикантов (радиации, нитратов, диоксида серы, тяжелых металлов, хлорфенолов и др.) проявляющееся токсическое действие больше суммы действий каждого из токсикантов в отдельности.
В организм человека диоксины попадают в основном с продуктами питания животного происхождения. Среднее фоновое содержание суммы ТХДД и ТХДФ в европейских странах составляет в говядине 0,52 нг/кг, в свинине — 0,25 и в курятине — 0,35 нг/кг; в США — соответственно 0,48; 0,26 и 0,19 нг/кг; в озерной и речной рыбе — 8—10 нг/кг. Суммарное суточное поступление диоксина в организм человека с продуктами питания составляет в Германии 79 пг (пикограмм — 10~12), в Японии — 63, в Канаде — 92, вСША-119пг.
Опасные концентрации диоксинов обнаружены в мясе, рыбе и молочных продуктах. При этом диоксины в большей степени накапливаются в коровьем молоке. Источником диоксинов являются
также корне и клубнеплоды, так как основная часть диоксинов накапливаемся в корневых системах растении.
Для расчета допустимой суточной дозы (ДСД) диоксинов в разных странах но.и, {уются раиичными кртериями. В Европе в качестве основного критерия токсичности диоксинов принимают ею онкогепность (способность вызывать раковые заболевания), в США — иммуногоксичность (снижение иммунной системы). Согласно рекомендациям ВОЗ ДСД для человека — 10 нг/кг. Аналогичный уровень принят в России.
С учетом ДСД диоксинов определены максимально допустимые уровни (МДУ) их содержания в основных группах пищевых продуктов в нано! раммах на килограмм в пересчете на ТХДД. В Германии МДУ диоксинов в молоке составляет 1,4нг/кг, в питьевой воде — 0,001 и г/л; в США в пищевых продуктах — 0,001 нг/кг.
В рамках Федеральной целевой программы «Защита окружающей среды и населения Российской Федерации от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов» целесообразно проведение исследований по следующим направлениям:
• изучение механизма и последствий действия субтоксичных доз диоксинов на организм животных;
• оценка возможностей использования отдельных животных, растений и микроорганизмов в качестве биоиндикаторов загрязнения окружающей среды диоксинами;
• изучение возможности деструкции диоксинов в окружающей среде с использованием микроорганизмов.
Решение данных задач исследований имеет важное значение не только для сельского хозяйства и ветеринарии, но и для охраны здоровья людей.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 498;