Тема 5. Музейная архитектура и оборудование в экспозиционно-выставочной деятельности. Дизайн в музейной экспозиции.


Архитектурно-художественный аспект экспозиции. Роль художника в создании экспозиции.

Музейное оборудование, его роль в организации экспозиционного пространства. Типы оборудования: витрины, стенды, щиты, подиумы, подставки и так далее. Функциональные, эстетические, эргономические, конструктивные требования к ним.

Дизайн в создании образа экспозиции. Художественные приемы в решении дизайнерских задач.

Любая экспозиция требует сопровождения для раскрытия своего смысла перед посетителем. Даже экспозиции, созданные современными методами (эстетический, инсталляция), рассчитанные на минимальное вмешательство в процесс общения «зритель – музейный предмет», предполагают наличие текстов-пояснений (указаний, что за предмет, времени и места изготовления, авторства и т.д.). Традиционные экспозиции (систематические, ландшафтные, ансамблевые, тематические) сопровождаются научно-вспомогательным материалом (воспроизведениями и копиями, картами, схемами, диограммами и т.п. – что относится к научно-вспомогательным материалам), текстами, этикетками.

Тексты в экспозиции – продуманная как целое и систематически организованная совокупность заголовков к разделам и темам экспозиции, аннотаций, этикеток, указателей и пр., т.е. всех надписей, используемых в экспозиции, не являющихся экспонатами, а выполняющих служебные функции. Тексты характеризуют уровень научности экспозиции (чем их больше, тем больше информации в рамках профильной дисциплины предлагается посетителю). Тексты особенно важны для одиночных посетителей, самостоятельно осваивающих экспозицию. Важное требование к использованию текстов – не допускать подмены предметности словесным комментированием.

Тексты в экспозиции подразделяются на заглавные, ведущие, пояснительные, этикетаж, указатели. Заглавный текст – помогает посетителю ориентироваться в экспозиции (содержат названия залов, тематических разделов, экспозиционных комплексов). Ведущий текст – выражает основную идею экспозиции в целом, отдельных разделов, тем, залов, комплексов. По сути, напоминает эпиграф к художественным произведениям. Пояснительный текст – аннотация к залу, теме, комплексу или отдельному экспонату. Пояснительные тексты дают информацию, лежащую за пределами восприятия экспонатов зрителем.

Этикетка – текст-аннотация к отдельному предмету, содержащий атрибутивные данные о предмете: название, авторство или происхождение, материал, размер, способ и время изготовления, наличие у предмета мемориального значения, сведения о том, что демонстрируется – подлинник или копия. Если в экспозиции представлены преимущественно подлинники, а количество копий невелико, на этикетках подлинников можно и не указывать статус, отмечать только копии. И, наоборот, если экспозиция состоит по преимуществу из копий (например в музеях слепков и т.п.), то можно особо отмечать на этикетках только статус подлинника, а копию не отмечать. Все этикетки образуют этикетаж – совокупность всех этикеток в экспозиции.

Указатели – тексты, помогающие ориентироваться в музейных помещениях, самостоятельно ориентироваться в экспозиции (последовательность залов, комплексов и т.д.). Указатели могут располагаться на стенах, специальных стендах и т.п., т.е. собственно в музейном помещении. Роль указателей могут играть схемы, планы, помещенные в путеводители.

Располагать тексты следует, учитывая особенности человеческого восприятия. Тексты, особенно заглавные и вспомогательные, должны читаться сразу несколькими посетителями и быть хорошо освещены (освещение должно привлекать к ним внимание). Слова, входящие в один смысловой блок, не должны разрываться при построчной разбивке, поскольку это затруднит восприятие смысла текста. Шрифтовая композиция допускает стилизацию, но в любом случае надписи должны восприниматься как целостное единство, и художественное решение шрифта не должно затруднять чтение пестротой, сложными очертаниями и т.д. Заглавные и ведущие тексты должны быть подняты над потоком посетителей – их располагают выше уровня глаз. Пояснительные тексты, аннотации, этикетки, указатели располагают на уровне глаз либо чуть ниже или выше. Надписи, расположенные выше или ниже уровня глаз, грамотнее всего располагать на наклонных плоскостях, перпендикулярных к лучу зрения, что облегчает их восприятие.

В ХХ в. тексты в экспозиции для удобства посетителей начинают заменять применением технических средств (технических посредников), передающих вербальную, визуальную, звуковую, аудиовизуальную информацию с помощью специальной аппаратуры. К визуальным средствам относят электрифицированные карты, световые табло, светящиеся указатели и этикетки, индикаторы разного цвета, служащие для привлечения внимания посетителей к определенным местам в экспозиции и включающиеся по ходу экскурсии.

Звуковые посредники делятся на две группы: 1) призванные комментировать экспозицию (фонокомментарии – запись экскурсии на аудиокассету, заменяющая профессионального экскурсовода; шумов природы – голоса животных, птиц, шум водопада и т.п.); 2) служащие дополнением к экспозиции и даже иногда исполняющие роль «музейного предмета» (воспроизведение голоса известного певца в его мемориальном музее, запись игры на музыкальном инструменте, помещенном в экспозицию и т.п.).

Аудиовизуальные средства одновременно воздействуют на зрение и слух. К ним относят слайдфильмы (серия слайдов, озвученных для демонстрации), слайдпрограммы (тематические показы слайдов), полиэкраны (устройства для одновременной демонстрации изображений на нескольких экранах при помощи проекторов), полифильмы (установки с большим, обычно 6–15, редко более, экранами), кинофильмы и видеофильмы.

В музеях используются автоматические справочные установки (информаторы), дающие информацию о порядке работы музея, подготовке и проведении выставок, экспозициях, фондовых коллекциях, наличии и размещении магазинов, столовых или буфетов и т.д. Типы таких устройств различны: звуковые автоответчики, механические справочники (выдают тексты, нанесенные на табло), аудиовизуальные и визуальные ответчики

Визуальные и аудиовизуальные технические средства на сегодняшний день могут составлять часть экспозиционного оборудования. Экспозиционное оборудование – комплекс элементов и приспособлений, осуществляющих конструктивно-пространственную организацию экспозиции, обеспечивающих сохранность и фиксацию экспонатов в любой точке экспозиционного пространства, выполняющих определенные художественные, символические функции. Экспозиционное оборудование прошло длинный путь развития. Первоначально оно отражало вкусы эпохи, и принципы его изготовления мало отличались от принципов изготовления любой другой мебели (особенно это характерно для частных музеев закрытого типа, нередко совмещавших частные покои и музей). Только в 1-й четверти ХХ в. вырабатывается представление о том, что оборудование не должно препятствовать восприятию экспозиции, а, следовательно, ему «к лицу» простота форм, функциональность

Экспозиционное оборудование делится на уникальное – созданное для демонстрации определенной коллекции, и универсальное – унифицированные, гибкие системы, которые можно использовать в любом музее или продолжать использовать после реэкспозиции. Индивидуальное оборудование может быть стилизовано под определенную эпоху, чтобы придать законченный образ музейной экспозиции. К видам современного оборудования относят:

Стенды – вертикальные плоские щиты (в том числе пневмооборудование – надувные стенды, контейнерные стенды – используемые как для перевозки, так и для экспонирования). К стендам относят и турникеты – укрепленные на оси с помощью шарниров твердые плоские поверхности, похожие на книги

Витрины – оборудование для пространственного экспонирования предметов. Современные витрины не только защищают предметы от пыли и от нежелательного контакта с руками посетителя, но могут создавать идеальный режим их хранения (например вакуумные витрины, используемые в Лувре

Подиумы – возвышения для открытого экспонирования объемных предметов

Универсальные модульные системы (каркасные, бескаркасные, комбинированные, рамные, пространственно-стержневые, кулисные).

В ансамблевых экспозициях применяются манекены. В 1960–1980-е гг. экспозиции с манекенами подверглись критике за излишний «натурализм», но в последние десятилетия использование манекенов снова вернулось в практику музееведения

На стадии формирования научной концепции привлекается к работе тот художник, которому музей поручает создание будущей экспозиции (обычно в том случае, если в музее есть такая штатная единица или художник, сотрудничество с которым носит долговременный характер), или несколько художников, каждый из которых даст свое видение разрешения общих и специфических требований музейных работников к будущей экспозиции. Вообще включение художника в работу над экспозицией может происходить на разных стадиях, но все же не позднее составления тематического плана. Общая (научная) концепция оформляется как единый документ, включающий описание общего замысла, планы-чертежи экспозиционных залов с указанием зон предпочтительного размещения экспозиционных комплексов, отдельных крупных экспонатов, научно-вспомогательного материала (диорам, макетов и т.п.).

Художник должен обеспечить полноценное знакомство с экспонатами, особенно музейными предметами: возможность рассмотреть клейма, авторские или водяные знаки, фабричные марки (для предметов массового производства), геральдические знаки и т.д. Для этого могут устанавливаться увеличительные стекла, выделяющие фрагмент предмета, экспонат может устанавливаться на вращающуюся подставку, обеспечивающую обзор со всех сторон, для демонстрации задней стороны плоских предметов используется зеркальная поверхность музейного экспозиционного оборудования и т.д.

Тема 6. Музейная педагогика в реализации образовательной и рекреационной функций музея. Формы и методы взаимодействия музея с посетителем. Проектирование музейно-педагогических программ.

Научно-практический характер музейной педагогики и ее направления. Междисциплинарность музейной педагогики и ее связь с психологией, педагогикой, социологией и музееведением.

Терминологическое многообразие и социально-политическая обусловленность понятий: «просветительная», «политико-просветительная», «научно-просветительная», «массовая идейно-воспитательная работа», «культурно-образовательная», «рекреационная деятельность» и т.д.

Теоретические основы музейной педагогики. Понятие «образовательный потенциал музея». Рекреационные возможности музея. Роль музейного предмета и музейной среды в образовательно-воспитательном и рекреационном процессах.

Формы и методы работы с посетителями и их классификация. Традиционные и инновационные формы работы с посетителем.

Музейно-педагогическая программа и этапы ее проектирования.

.

Музейная педагогика – специальная научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики, психологии и профильной для данного музея дисциплины (или их комплекса), предметом которой выступает музейная коммуникация. Ее задача – разработка новых методик работы с посетителем, музейно-педагогических программ, изучение воздействия форм музейной коммуникации на различные группы музейной аудитории.

Под музейной аудиторией в данном случае понимается совокупность людей, включенных в сферу культурно-образовательной деятельности музеев (исключая сотрудников музеев, которые вовлечены в сферу этой деятельности в силу своей профессии)

Музейная педагогика как практическая форма работы начала формироваться во 2-й половине XIX – начала ХХ в. Термин «музейная педагогика» был введен в 1931 г. Фрейделем. Первоначально музейная педагогика ориентировалась на разработку методик работы и изучение по преимуществу детской аудитории. Только в 1970–1980-е гг. осознается важность таких исследований и для других групп посетителей (хотя работа с детскими и подростковыми группами остается самым важным направлением), связь музейной педагогики со всеми сторонами музейной работы.

Данные, на основе которых делает выводы музейная педагогика, предоставляет музейная социология – специальная научная дисциплина на стыке социологии (прежде всего социологии культуры), менеджмента культуры и музееведения. Музейная социология изучает функционирование музея как социального института; реализацию в его деятельности общественных потребностей, запросов и ожиданий; воздействие музея на общество и общества на музей; отношение к музею различных социальных, профессиональных, возрастных и др. групп, их потребности и ценностные ориентации.

В современном музееведении вполне оформились представления о важности социологических исследований не только в культурно-образовательной деятельности музеев, но и по другим направлениям работы. Социология вырабатывает методики экспертных оценок, функциональных характеристик музейных фондов, содержательно-смысловых показателей музейной деятельности, критерии эффективности внутримузейных коммуникаций, связи между музейной и внемузейной работой (определение меры значимости этой работы и отдельных ее форм для музейной аудитории, экспертов, специалистов и т.д.).

Социологические исследования составляют важную часть научно-исследо­вательской работы современных музеев. Музейная социология опирается как на общие социологические данные (например на данные переписей или общесоциологических исследований о численности, возрастных, социальных, профессиональных и т.д. характеристиках населения), так и проводит собственные исследования путем опросов, анкетирования, наблюдения, изучения документов и т.д.

Выделение музейной социологии в самостоятельную область научного знания происходит в конце XIX – начале ХХ в. В России первые исследования социального, демографического состава посетителей, их запросов и поведения были проведены в 1920-е гг., в основном на материалах временных и передвижных выставок. В 1930-е гг. проведение таких исследований было свернуто и возобновилось только в 1960-е гг. Размах социологических исследований отечественных музеев приходится на 1970–1980-е гг. В этот период создаются социологические службы во многих крупных музеях: Эрмитаже, Государственном историческом музее, Русском музее и др. Проводятся крупные исследования, например

 

Термин культурно - образовательная деятельность используется в отечественном музееведении с начала 1990-х годов. До этого употреблялись другие понятия (массовая политико-просветительная работа, научно - просветительная), отражавшие понимание сущности работы с посетителями в различные исторические периоды и менявшиеся быстрее, чем терминология для обозначения других направлений музейной деятельности. Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации посетителями, определяется как музейная коммуникация, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных предметов, реализуются образовательно-воспитательная и другие функции музея.

Содержание культурно - образовательной деятельности выражается в формах организации работы с музейной аудиторией, взаимодействии с системой образования. Еще в 1970-е годы отмечалось, что в арсенале музея можно выделить до ста различных форм, среди которых отмечают 10 базовых форм.
Это: лекция; экскурсия; консультация; научные чтения; кружки, студии, клубы; литературные вечера, киносеансы, концерты; встречи с интересными людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины. Существует множество характеристик форм: традиционные - новые; динамичные - статичные; групповые - индивидуальные; активные - пассивные; простые - комплексные; разовые - цикловые; коммерческие - некоммерческие и т.д. Например, к традиционным формам, послужившим основой для появления новых, относятся лекции и экскурсии, конференции, научные чтения, консультации, клубы, кружки, студии. Формы, заимствованные из других сфер культуры, образования и науки или обусловленные развитием новых технологий музейной деятельности, могут рассматриваться как нетрадиционные.

В современных условиях культурно - образовательная деятельность ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя, в связи с этим можно обозначить следующие ее основные направления: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.
Подобное выделение условно, ведь сами направления изменчивы, подвижны и зачастую тесно связаны между собой, или пересекаются в каких-либо аспектах.
Однако для приобретения методических навыков в музейно - педагогической деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из указанных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия.
Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, становятся основой музейно - педагогической программы.
Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений.

1) Информирование - это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция и консультация. Однако, современный уровень развития информационных технологий предполагает их внедрение и активное использование в музее, например, в форме специального информационного центра. Информационное обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представления информации посетителям с помощью компьютеров, начиная от качества указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей, и заканчивая использованием информационных киосков, установленных в холле или залах музея с подключением к Internet. Информационные системы содержат качественные изображения экспонатов с указанием их местоположения, сопроводительную и разъяснительную информацию.

2) Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации.
Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно - педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов - подлинников.

Отличительные черты обучения в музее - неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружке. Музейный урок (занятие) преимущественно используется как форма работы музея с учащимися школ, гимназий, лицеев, колледжей. Кружок при музее - объединение людей по интересам с целью углубления, расширения и приобретения умений, связанных с профилем музея.

3) Развитие творческих начал - третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них - возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Это направление может быть реализовано в форме студии, творческой лаборатории или фестиваля, викторины, исторической игры и др. Студия ставит целью раскрыть творческие способности участников на основе изучения музейных собраний.
Творческая лаборатория - объединение заинтересованных лиц, ведущих в музее под руководством научного сотрудника экспериментальную научную деятельность в сочетании с творческой практикой. Фестиваль - действие с широким кругом участников, сопровождающееся показом и смотром различных видов искусства или работ, выполненных участниками студий, кружков, иных творческих групп.

4) Общение - установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, клуба, олимпиады, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме.
Встреча - собрание, устраиваемое с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связанную с профилем музея. Клуб - общественная регламентированная организация, предоставляющая возможность свободного общения с людьми, имеющими одну и ту же направленность интересов, связанных с музеем и его содержанием. Посиделки - театрализованная форма, участники которой собираются в музее для общения, развлечения в сочетании с какой- либо совместной деятельностью прикладного характера (вышивка, плетение кружев, ткачество, лепка и т.д.).

5) Отдых - организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Большая часть этих форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию (ярмарка, карнавал, День открытых дверей, музейный праздник, концерт, КВН и т.д.), но существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей (игровая комната для дошкольников, елка в музее для младших школьников, чаепитие ля людей пожилого возраста, выпускной бал в музее, свадьба и пр.).

Чаще всего удачные формы имеют комплексный характер. Как и направления, формы подвижны, они совершенствуются и развиваются. Они складывались десятилетиями и изменялись с течением времени под влиянием исторических обстоятельств, научных поисков и разработок, запросов социума.
Основной принцип любой формы культурно - образовательной деятельности - предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации. При этом важно учитывать психологические особенности различных типов и категорий музейных посетителей. Эффективность этой работы зависит и от взаимодействия музея со школой, интеграции школьной и музейной педагогики.

В настоящее время культурно - образовательная деятельность - одно из ведущих направлений музейной работы, прежде всего, с детской и подростковой аудиторией. В музеях разрабатываются адресные программы, ориентированные как на детскую, так и взрослую аудиторию, создаются отделы образования с новой структурой, организовываются детские центры, экспозиции, выставки для детей и семей. Процессы интеграции способствуют выявлению новой проблематики, методик, что находит преломление в культурно-образовательных программах, проектах.

 



Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 8873;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.017 сек.