Тема 8. Выразительные средства (музыка, видео, анимация и т. д.) в деятельности музея с посетителями.
Влияние потребностей посетителя на способы усиления экспрессивности музейной экспозиции.
Свет, звук, компьютеры и так далее как средство усиления рационального и эмоционального воздействия музейной информации.
Анимация в пространстве музея. Использование музыки и театрализации в различных формах музейной деятельности.
Наилучшей формой современной экспозиции считается ансамбль, все компоненты которого -- музейные предметы, научно-вспомогательные материалы, архитектурно-художественные и технические средства -- подчинены единому замыслу, взаимосвязаны, согласованы и составляют предметно и образно построенную художественную структуру.
Художественный образ в экспозиционном ансамбле во многом создается творческой фантазией художника, которая, однако, базируется на глубоком и всестороннем знании экспонируемого объекта. Художественное проектирование широко использует данные психологии и педагогики учитывает совокупность целого ряда факторов, влияющих на процесс художественного восприятия и на способность человека усваивать определенное количество информации. Немаловажные данные, как оптимальная высота экспозиционного пояса, угол наклонавитрин, наиболее удобный для осмотра выставленных в ней экспонатов, количество материалов, единовременно и с одной позиции попадающих в поле зрениячеловека, объем информации, которую способен усвоить человек за полтора -- два часа пребывания в экспозиционных залах. Важное значение приобретает также цветовое и световое решение экспозиционного ансамбля. Степень погружения посетителя в иную предметную среду может быть полной, но может быть всего лишь намеком на конкретный контекст.
В комплексе художественно-выразительных средств, используемых при создании современных экспозиций, важная роль отводится специальным приспособлениям для демонстрации экспонатов, то есть экспозиционному оборудованию.Огромное значение для восприятия экспозиции имеет ее пространственное решение. Пространственным членением экспозиции можно организовать движение посетителейи ритм осмотра, отделить одну тему от другой, главное от второстепенного, ввести пространственные паузы, отделяющие друг от друга произведения, объединитьразрозненные части в единое целое.
На этапе генерального решения художники вместе с экспозиционерами разрабатывают следующие аспекты художественного проекта:
* общие стилевые принципы раскрытия содержания экспозиции архитектурно-художественными средствами;
* размещение основной тематики по залам и территории музея с маршрутом осмотра экспозиции.
Экспозиционный маршрут обычно строится слева направо -- для удобства чтения текстовой информации. В идеале посетитель должен идти предельно кратким маршрутом, без встречных потоков петель и возвращений. В зданиях, специальностроящихся для музеев, этот момент всегда учитывается. Гораздо сложнее разработать маршрут в помещениях, приспособленных под музейные нужды, В генеральном решении должны быть предусмотрены средства, организующие движение посетителя в нужном направлении и обеспечивающие осмотр экспозиции в объеме психологических норм восприятия. Помимо указателей для этого используются декоративные элементы, цвет,свет и другие приемы;
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2993;