Творческое мышление. Креативность личности, методы ее диагностики.
В своих работах Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергентным мышлением – направленным на поиск единственно правильного решения среди предложенных вариантов, и дивергентным мышлением – направленным на генерацию как можно широкого спектра возможных решений. Гилфорд выделил 16 факторов интеллектуальных способностей, характеризующих креативность, под общим названием дивергентного мышления: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов), любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире), способность к разработке гипотезы, иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула), фантастичность (полная оторванность от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).
Креативность личности.Личностный подход в изучении креативности характеризуется особым вниманием к эмоциональным и мотивационным факторам, включенным в это свойство. Выделены некоторые личностные черты (самонадеянность, агрессивность, самодовольство, игнорирование социальных ограничений и чужих мнений), отличающие креативных от некреативных. По мнению некоторых психологов, это говорит о существовании общего типа креативной личности в отличие от типа личности некреативной.
По данным психогенетических исследований выявлены факторы средовых влияний, способствующие развитию креативности: широкий круг общения, в том числе с творческими людьми, подражание творческому идеалу, демократические отношения с матерью, неблагоприятные эмоциональные отношения в семье.
Различают большую и малую креативность. Малая, или личностная креативность относится к обыденной жизни и к проявлению нестандартности и оригинальности в обыденных ситуациях. Большая, или историческая креативность, наоборот, имеет дело с достижениями, которые оказали существенное влияние на культуру и общество.
Нет единой точки зрения и в отношении мотивационных характеристик креативности. Согласно одной точке зрения, креативный индивид пытается наилучшим образом реализовать себя, максимально соответствовать своим возможностям, выполнять новые, непривычные для него виды деятельности, применять новые способы деятельности. Согласно другой точке зрения, мотивация креативных основана на стремлении к риску, к проверке предела своих возможностей.
Методы диагностики креативности.Гилфорд первый создал тест диагностики дивергентного мышления, однако не смог добиться высоких показателей их валидности.
Е. П. Торренс, создавший наиболее известные тесты креативности, обратил основное внимание не на результаты, а на сам процесс творческого мышления. Но и в этих тестах содержание творческого процесса и время решения теста были ограничены. Так, например, при определении главного фактора креативности – «чувствительности к проблемам» - испытуемый в течение 10 минут должен был письменно перечислить все возможные проблемы, которые могут возникнуть в двух ситуациях: во время купания в ванне и при выполнении домашнего задания. Самое большее, что можно получить с помощью такого теста – это выявить быстроту и подвижность ассоциаций и степень остроумия. Исследователи считают, что основной недостаток тестов на креативность – неучет личностных факторов.
Тесты Торренса на изобразительное творческое мышление созданы в 1966г. Они являются невербальными и предназначены для диагностики таких параметров мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность, у детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестами предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин (на основе изображения ярко раскрашенной фигуры неправильной формы), завершение картинки, использование параллельных линий или кругов для составления изображений.
Тест Торренса на вербальное творческое мышление (1966) предназначен для диагностики детей, начиная с 5 лет, и взрослых таких характеристик, как умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия применительно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предположения.
Еще один наиболее поздний по времени создания тест на определение творческих способностей в действии и движении для дошкольников разработан Торренсом 1980 г. Задания этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного передвижения в каком-либо помещении. Показателями творчества выступают легкость, гибкость, точность и оригинальность мышления.
Для выявления креативности также используются наблюдения, опросы.
Вопрос 29.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2692;