Психологические типы индивидуальности в характерологии К. Юнга.
Среди юнговских понятий интроверсия и экстраверсия получили наиболее широкое распространение. Энергия интровертов более естественно направляется к их внутреннему миру, энергия экстравертов – к внешнему. Никто не является чистым интровертом или экстравертом.
Юнг выделяет четыре основные функции в индивидууме, сочетание которых составляет целостный и уравновешенный подход к миру. Это: ощущение, чувствование, мышление, интуиция.
Обычно одна функция сильно доминирует, другая относительно развитая, является дополнительной. Остальные две функции в целом бессознательны и действуют со значительно меньшей эффективностью. Чем более развиты и сознательны доминирующая и дополнительная функции, тем более глубоко бессознательны их противоположности. На основе этого можно выделить такие типы личности: интуитивный, интуитивно-чувствующий, мыслительно-ощущательный.
Юнговская типология особенно полезна во взаимоотношениях с другими, она помогает нам понять социальные отношения, описывая, сколь различным образом люди воспринимают мир, сколь разными критериями пользуются в действовании и суждении. Например, интуитивно-чувствующий оратор не прочтет такую логичную, высокоорганизованную лекцию, полную детализации, как мыслительно-ощущательный тип. У первого разговор будет по-видимости перескакивать с предмета на предмет; ощущение проблемы будет передаваться с помощью рассмотрения ее с разных сторон, а не систематическом развертывании.
Юнг называет наименее развитую функцию в каждом индивидууме «низшей функцией». Она наименее сознательна и наиболее примитивна. Она может казаться некоторым демоническим влиянием, потому что они не обладают ни пониманием ее, ни контролем над ней. Например, сильно интуитивный тип может воспринимать сексуальные импульсы как таинственный или даже опасные, выходящие из под контроля, потому что он слабо соприкасается со своей ощущательной функцией.
Коллективное бессознательное – наследуемый опыт. Его содержание архетипы.
Архетипы – первичный образ, без собственного содержания (как русло реки), как структурные формирующие элементы бессознательного.
С данным архетипом может ассоциироваться большое разнообразие символов. Например, архетип матери охватывает не только индивидуальную реальную мать человека, но также все материнские фигуры. Сюда входят вообще женщины, мифический образ женщины (как Венера, Дева Мария, Мать Природа), и такие символы подержания и воспитания-кормления, как «церковь» или «рай». Архетип матери включает не только положительные фигуры, но также и негативные, такие как угрожающая, доминирующая или удушающая мать. В средневековье, например, этот аспект архетипа кристаллизовался в образ ведьмы.
Каждая из основных структур личности – тоже архетип; и среди них можно назвать Эго, персону, тень аниму (у мужчин) и анимуса (у женщин) и самость.
Символы – проявление бессознательного. Юнга интересовали «естественные» символы, которые возникают спонтанно. Проявляются в снах и фантазиях, а также в коллективном бессознательном (религиозные образы).
Сны– важное соединительное звено между сознательным и бессознательными процессами. Восстанавлявают психическое равновесие.
Эго – центр сознания и один из основных архетипов личности. Происходит из бессознательного и прошлого личного опыта. Создает ощущение последовательности и направления в нашей сознательной жизни.
Персона –это то, какими мы представляем себя миру. Это социальные роли, стиль одежды. Доминирующая персона может задушить индивидуальность, а те, кто отожествляет себя со своей персоной, начинают видеть себя с точки зрения своих поверхностных социальных ролей и «фасада». Но она также защищает Эго и душу в целом от различных социальных сил и направленных на нее покушений. Персона прекрасное орудие коммуникации.
Тень – центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидуумом. Проявляется в снах, проецировании на других.
Анима и анимус – представляют интерсексуальные связи в душе каждого индивидуума. Анима – образ женщины для мужчины, анимус – образ мужчины для женщины.
Самость – центральный архетип порядка и целостности. Сознание и бессознательное дополняют друг друга.
Вопрос 42.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2350;