Начало древнерусской государственности
Зарождение древнерусского государства обычно связывают с попыткой разрешения конфликта, возникшего в рамках межэтнического племенного союза словенильменских, кривичей, чуди и мери. Для преодоления распрей они решили пригласить со стороны некую третейскую силу, которая могла бы взять на себя ряд управленческих функций.
Согласно летописи, в 862 г. некий варяг Рюрик, со своими братьями и дружиной, прибыл «из-за моря» и обосновался в районе Старой Ладоги, недалеко от Новгорода. С ним был заключен «ряд», т.е. договор, по которому Рюрик должен был выполнять ряд функций военного и управленческого характера.
Это летописное известие в XVIII веке, с легкой руки первого российского историографа Г.З.Байера, легло в основу так называемой «норманнской теории». Суть ее состоит в том, что генезис и становление древнерусского государства у восточных славян, якобы, было всецело связано с деятельностью норманнских (скандинавских) пришельцев.
Между тем следует отметить, что обычай приглашать третейскую силу «из-за моря» являлся вовсе не уникальным в истории, а прослеживается в истории становления государств у других народов.
Наконец, приглашение правителя со стороны, с целью преодоления острого социального конфликта, свидетельствует вовсе не об отсутствии способности к государственному строительству, а, наоборот, - о мудрости и способности к компромиссу – качествам, которыми еще и сегодня, обладают далеко не все политические деятели.
Государство, в большинстве случаев, появляется как инструмент в руках общественных сил, которым необходимо было решать очень важные общие проблемы (дела), которые вставали перед обществом на определенном этапе развития. Не исключено, что и в данном случае перед союзом племен стояла необходимость решения такого общего дела. Можно предположить, что таким делом была проводка торговых караванов из Балтики в Черное море («из варяг в греки»), и что этот путь был тогда под контролем Хазарского каганата. Ликвидировать это препятствие и должно было вновь созданная общественная сила.
Такое объяснение не противоречит известным фактам, которыми располагает наука. А они свидетельствуют, что Рюрик прибыл в район Новгорода не как завоеватель, а как один из участников договора между равными сторонами. Впоследствии данная норма ярко проявилась в «призвании» новгородцами князей из других земель и заключении с ними «ряда». Поэтому есть основания считать природу зарождавшегося государства у славян полиэтничной (союз славянских и угорских племен) и договорной. Эти особенности сыграли важную роль в дальнейшей эволюции российской государственности.
Важной характеристикой начального развития русской истории можно считать процесс интеграции славян и руссов (германский этнос). Славяно-русская общность прослеживается вплоть до середины X века. В этот период наблюдается ассимиляция (поглощение) русов - растворение их в славянском мире. Уже в IX веке наблюдается языковое тождество полян (славян проживавших в районе Киева) и русов. Название «русь» стало этнонимом нарождавшейся новой народности. Русские – это те, кто относятся к русам, связаны с русами.
Древнерусское государство рождалось не как результат завоевания и господства одного этноса над другим, а как сложная полиэтническая система, в которой каждый элемент, на основе принципа дополнения, играл важную структурообразующую роль в процессе зарождения и становления молодого восточнославянского государства.
Киевская Русь
Прежде всего, следует отметить, что в период княжения первых киевских князей Русь развивалась, набирала силу, боролась за объединение славянских племен и их земель. Следует обратить внимание, что укрепление древнерусской государственности было неразрывно связано с борьбой, которую вел Киев с Хазарами и другими кочевыми племенами.
Киевская Русь вела активную внешнюю политику. Ее правители устанавливал дипломатические отношения с соседними странами. Это было время, когда закладывались основы древнерусской государственности, развивались города, культура древней Руси. Не случайно, еще в древности Киев называли «матерью городов русских».
Первым древнерусским правителем был Олег (882-912?).При нем был установлен обычай регулярного сбора дани – полюдья. Тогда же была создана четко организованная подготовка всей инфраструктуры сбора, хранения и транспортировки собранных товаров, для отправки их на рынки Византии. Олег, защищая интересы русских купцов, совершал походы в Константинополь и заключил с Византией мирный договор. В памяти народной он остался под именем «вещего Олега».
Князь Игорь (912-945, Рисунок 6),считается сыном Рюрика, именно от него (согласно традиции) ведется род Рюриковичей. Он совершил несколько походов в славянские земли, предпринял военные набеги на Византию и Малую Азию. Кончил свои дни этот киевский князь весьма трагично.
Попытка Игоря и его дружины вторично собрать дань с племени древлян завершилась восстанием, во время которого Игорь был пойман и казнен. После гибели Игоря на киевский престол взошла его вдова княгиня Ольга (945-964).Она ввела, определенные обычаем нормы сбора дани, - уроки и уставы, при ней была восстановлена система погостов, т.е. мест сбора и хранения товаров.
Ольга одной из первых на Руси приняла христианство.
Впоследствии она была канонизирована Русской Православной церковью.
Ее сын Святослав (964-972)известен, прежде всего, как князь - воин. Большую часть своей короткой жизни он провел в походах и битвах. Он разгромил Хазарский каганат и разрушил хазарские города. Святослав стремился закрепиться на Дунае и перенести туда свою столицу. Однако весной 972 г., возвращаясь из Болгарии, после тяжелой войны с Византией, был убит печенегами на днепровских порогах.
После длительной междоусобной войны в 980 г. на киевский престол взошел сын Святослава Владимир (980-1015).При нем Киевская Русь еще более расширила свои пределы. Владимир предпринял ряд походов в междуречье Оки и Волги. В этот период была сделана попытка закрепиться на берегах Балтики. Владимир стремился укрепить свое государство. При нем вместо племенных князей на местах в качестве управляющих были поставлены его ставленники.
Он упорно боролся с печенегами и продолжал укреплять южные рубежи государства.
В целях культурной интеграции земель Владимир вначале предпринял попытку создать в Киеве единый пантеон языческих богов. Однако эта попытка не увенчалась успехом. После этого в 988 годуВладимир принял христианство. История принятия христианства свидетельствует, что процесс этот был длительным и мало похож на «триумфальное шествие» новой веры по Руси. Он проходил трудно и растянулся на многие десятилетия, и даже века. С принятием христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной ойкумены. Именно с этого времени на Руси распространяется грамотность, появляются школы. В появившихся монастырях получает развитие традиция летописания. Идет активный процесс храмового строительства. Можно сказать, что принятие христианства в решающей степени способствовало расцвету Киевской Руси, и во многом определило дальнейшую траекторию русского исторического пути.
Глоссарий:
Генезис– (от греч. ген – род) - зарождение
Этногенез– (греч. этнос – народ, ген - рождение) – рождение народа
«Мир»- северорусское название общины. Впоследствии «миром» называли на Руси и городские общины.
«Вервь»- преимущественно южнорусское название земледельческой общины. Некоторые исследователи считают, что вервь первоначально обозначало семейную общину. Термин «вервь» происходит от веревки, которой отмерялся участок земли, занимавшийся членами этой общины.
«Полигамия»– (букв.) многоженство
«Экзогамия»- запрет брать жену в своем роду
«Эндогамия»- запрет брать жену в чужом роду
«Ассимиляция»- (букв.) поглощение, растворение
Вече– высший орган власти у славян. Собрание мужчин племени
Полюдье– сбор дани в Киевской Руси
Погосты– первоначально торговые центры и места сбора и хранения дани. От слова «гость». Этим термином обозначали всякого иноземца, который по поверью славян приходил «с того света». Поэтому не случайно, что термин «погост» закрепился и за местом, где происходило захоронение умерших.
Вопросы:
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2714;