Российская историческая наука. Особенности русской истории.


Причины и закономерности развития истории нашей страны в разное время историки объясняли по-разному. Средневековые летописцы, самым известным из которых является монах Нестор,считали, что основе развития мира лежит божественное провидение и божественная воля. Они вели свои исторические повествования со с времен сотворения мира и первого человека .С распространением рационализма и опытного знания историки в качестве причин исторических событий стали искать объективные факторы. Так, Михаил Васильевич Ломоносов(1711—1765, Рисунок 2)и Василий Никитич Татищев(1686—1750), создатели отечественной исторической науки, считали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса Николай Михайлович Карамзин(1766—1826), («История государства Российского»),— в истории России главную роль отводил деятельности российских самодержцев.

Известнейший русский историк ХIХ в. Сергей Михайлович Соловьев (1820—1870)(«История России с древнейших времен») видел ход истории страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий, по мнению историка, объективно определяли ход русской истории. Ученик С.М. Соловьева Василий Осипович Ключевский (1841 —1911)(«Курс русской истории»), развивая идеи своего учителя, считал, что необходимо причины событий следует искать в совокупном анализе фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический ит.д.), характерных для каждого периода.

Ученик выдающегося либерального историка Ключевского Михаил Николаевич Покровский(1868-1932)пришел к выводу, что русское прошлое нуждается в радикальном переосмыслении, а марксистский анализ дает ключ к новому пониманию событий. К.Маркс в середине .XIX в. сформулировал концепцию материалистического объяснения истории, которая базировалась на формационном подходе: если человечество поступательно развивается как единое целое, то все оно должно проходить в своем развитии определенные этапы - «общественно-экономические формации».Основу общественно-экономической формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Совокупность производственных отношений образует его базис, над которыми настраиваются политические, правовые и иные отношения, которым в свою очередь соответствуют определенные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, философия, науки и т.д. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется на основе социальной революции. В связи с этим классовая борьба объявлялась важнейшей движущей силой истории. Однако человек предстает в этой теории лишь как винтик мощного объективного механизма.

В 30 годы XX века во Франции зародилось новое направление исторической мысли, получившее название школы «Анналов». Последователи этого направления часто используют понятие цивилизация. Цивилизация совокупность или определенный уровень достижений материальной и духовной культуры, приемов и способов контакта человека с природой, образ жизни, устоявшиеся стереотипы мышления и поведения. Ученые считают, что история призвана изучать человека в единстве всех его социальных проявлений. Общественные отношения и трудовая деятельность, формы сознания и коллективные чувства, нравы и фольклор - в этих ракурсах предстает человек в работах данного направления.

В отечественной и мировой историографии существуюют три основные точки зрения на проблему особенностей (специфики) русской истории. Сторонники первой, придерживающиеся концепции однолинейности мировой истории, считают, что все страны и народы, в том числе Россия и русская нация, проходят в своей эволюции одни и те же, общие для всех, стадии, движутся по одному, общему для всех, пути. Те или иные особенности российской истории трактуются представителями этой школы как проявления отсталости России и русских. В наиболее яркой форме эта точка зрения представлена в трудах выдающегося русского историка С.М.Соловьева.

Сторонники второго подхода к русской истории исходят из концепции многолинейности исторического развития. Они полагают, что история человечества состоит из историй целого ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых преимущественно развивает (развивала) какую-либо одну (или специфическое сочетание нескольких) сторону человеческой природы, эволюционирует по своему собственному пути; к одной из таких цивилизаций относится русская (славянская) цивилизация. Из отечественных исследователей данный подход в наиболее всесторонней форме обоснован поздним славянофилом Николаем Яковлевичем Данилевским(1822—1885, Рисунок 3).

Третья группа авторов пытается примирить оба похода. К представителям этого направления принадлежал видный русский историк и общественный деятель Павел Николаевич Милюков(1859—1904). По его мнению, в историческом результате различаются три главные группы производящих его условий: «Первое условие заключается во внутренней тенденции, внутреннем законе развития, присущем всякому обществу и для всякого общества одинаковом. Второе условие заключается в особенностях той материальной среды, обстановки, среди которой данному обществу суждено развиваться. Наконец, третье условие состоит во влиянии отдельной человеческой личности на ход исторического процесса».

Не смотря на различия, представители 3-х подходов признают воздействие на ее ход неких мощных факторов (причин, условий), под влиянием которых история России значительно отличается от истории западных обществ: природно-климатический; геополитический; религиозный; социальной организации.

Влияние природно-климатического фактора отмечали все исследователи, одним из последних остановился на этой проблеме Леонид Васильевич Милов (1929–2007, Рисунок 4). Россия лежит в зоне действия арктического антициклона, делающего колебания температуры значительными до 35-40 градусов в год. В Европе у крестьянина отсутствует «мертвый сезон», что приучает его к систематическому труду. В России же глубокое промерзание почвы и короткая весна, переходящая в жаркое лето, заставляют крестьянина после домашних забот зимней поры быстро переключаться на с/х работы – пахоту, сев, от скорости проведения которых зависит его благосостояние в течение всего года. Это вырабатывает в русском человеке способность «выложиться, провести огромную работу за короткий срок. Поэтому основной формой отношения к работе является отношение неторопливо-пассивное. С другой стороны такое отношение к труду и жизни связано с другой ценностью русского человека – его терпеливостью, ставшей одной из черт национального характера. Освоение лесов, покрывавших большую часть территории страны, вырубка и корчевка леса, вспашка земли требовали коллективного труда нескольких семей. Работая в коллективе, люди действовали единообразно, стремясь не выделяться среди других. В результате среди русских слабо развился индивидуализм, заставляющий стремиться к инициативе, повышению эффективности труда и личному обогащению.

Колонизация подрывала демографические условия исторического развития. Если в Европе рост плотности населения стимулировал процессы создания городов, классообразования, интенсификации хозяйства, то в России каждый из этапов колонизации был связан с большим или меньшим падением плотности населения в центре страны. В процессе колонизации восточных земель Россия становилась частью евразийского геополитического пространства, в котором издревле господствовали авторитарные формы власти.

Крайне осложнил историческое бытие русского народа такой фактор как естественная открытость границ русских земель для иноземных нашествий с Запада и Востока. Постоянная угроза военных вторжений и открытость пограничных рубежей требовали от русского и других народов России колоссальных усилий по обеспечению своей безопасности: значительных материальных затрат, людских ресурсов. Более того, интересы безопасности требовали концентрации народных усилий: вследствие этого роль государства должна была чрезвычайно возрасти.

О следующем геополитическом факторе – оторванности от морской торговли. Чтобы пробиться к морям, России пришлось столетиями вести напряженные кровопролитные войны.

Если рассмотренные выше факторы сформировали тело России, темперамент, навыки и привычки русского народа, то религия - восточное христианство – воспитало их душу. В восточном христианстве противостояние между светской властью и церковью завершается полным поглощением церковной власти светской. Царская власть, стоящая над всем ничем не контролируется.

Православие учит, что Бог отделен от мира и непознаваем, но Бога можно увидеть, почувствовать. К Богу нельзя применить никаких определений. Отсюда в русской культуре сильна идея таинственности, непознаваемости. Западноевропейская идея Богопознания учит, что, раз Христос (Бог) сошел на землю, он познаваем. Цивилизация Запада стремится познать объект не целостно, а аналитично, определяя, структурируя, расчленяя, описывая признаки. Протестанско-католическая культура основана на рациональном познании, а русско-православная - на целостном познании. Культура Запада диалогична, культура России монологична.



Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 3740;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.