Арестантские роты гражданского ведомства
Ревизия сенатора Селифанова еще в начале XIX в. выявила страшный беспорядок, царивший на каторге и в местах ссылки. Если в 1803 г. в Сибири числилось 2291 ссыльный, то в 1807–1822 гг. их количество ежегодно возрастало на 11–12 тыс. Организация эффективного контроля за осужденными в Сибири требовала многократного умножения чиновничьего аппарата на местах и значительных финансовых расходов. Постоянные жалобы сибирских губернаторов на рост числа ссыльных способствовали появлению и широкому распространению арестантских рот гражданского ведомства.
Идея создания арестантских рот принадлежала будущему российскому императору – великому князю Николаю Павловичу, занимавшему должность инспектора по инженерной части. По его инициативе в 1823 г. крепостных каторжных арестантов начали строить в арестантские роты инженерного ведомства, где они были подчинены военной дисциплине. С 1826 г. крепостные арестантские роты начали пополняться за счет каторжников. В том же году по образцу крепостных арестантских рот в Кронштадте и Свеаборге были созданы арестантские роты морского ведомства.
В 1827 г. Николай I принял решение о поэтапном создании во всех губернских городах арестантских рот гражданского ведомства. Уже в следующем году было принято решение удерживать в арестантских ротах всех приговоренных к ссылке и способных к работе.
Следует напомнить о том, что в начале XIX в. Российская империя вела активную политику по колонизации юга России. Именно поэтому арестантские роты гражданского ведомства в первую очередь были созданы в Новороссийском крае и Бессарабии. Проект повсеместного учреждения арестантских рот гражданского ведомства был утвержден в 1830 г.
В 1835 г. после рапорта томского губернатора Николай I повелел рассмотреть вопрос о том, нельзя ли полностью прекратить ссылку в Сибирь, оставив там только каторжных. Министр внутренних дел Д.Н. Блудов рекомендовал взамен сибирской ссылки развитие арестантских рот и ссылки на житье в отдаленные губернии европейской России, министр юстиции В.Д. Дашков – устройство домов заточения с обязательными внутренними работами и обучением ремеслам. Государственный совет после трехлетнего обсуждения предложил создать в местах ссылки арестантские поселенные роты.
В 1845 году в связи с принятием Уложения о наказаниях уголовных и исправительных было разработано общее положение об арестантских ротах гражданского ведомства, которые, по мнению М.Н. Гернета, были поставлены на первое место в так называемой «лестнице» наказаний.
Пребывание в исправительных арестантских ротах относилось к числу наиболее тяжких исправительных наказаний. Максимальный срок заключения в арестантских ротах составлял 8 лет. Лицам, принадлежавшим к привилегированным сословиям, содержание в ротах заменялось ссылкой в Сибирь.
Арестантские роты состояли в ведомстве Главного управления путей сообщения и публичных зданий, которое заведовало ими посредством начальников губерний и губернских строительных и дорожных комиссий. Военное управление каждой ротой сосредоточивалось в лице ротного командира. Военная дисциплина и изнуряющий труд делали арестантские роты одним из немногих видов наказаний, которого преступный мир России боялся вплоть до их ликвидации.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2300;