Каноны отцов церкви
Под таким названием подразумеваются правила,
написанные наиболее авторитетными епископами в виде посла-
ний-ответов па вопросы других пастырей. Такие каноны-посла-
ния, по словам самих же авторов, представляли собой не обяза-
тельные правила, а просто их личное мнение по тому или друго-
му вопросу. Формально эти послания могли рассматриваться в
качестве закона, только если были приняты большинством епи-
скопов. На деле же получалось иначе: эти авторитетные посла-
ния, принятые поместной церковью, вносились в се сборники
правил, делаясь обязательными. Многие из этих правил впослед-
ствии были утверждены Трулльским собором. К подобным по-
сланиям относятся следующие:
1) Дионисия Александрийского (ум. в 264 г.) - четыре, каса-
ющиеся поста перед Пасхой;
2) Петра Александрийского (ум. в 311 г.), затрагивающее во-
просы об обратном принятии христиан, отпавших во время го-
нения, и вопрос о посте в среду и пятницу перед Пасхой, а так-
же о праздновании воскресения;
3) Григория Неокесарийского (ум. в 272 г.), содержащее
11 или 12 правил по поводу тех, кто ели пожертвованную идолу
пищу и совершали другие преступления;
4) Св. Афанасия Александрийского (326-371 гг.), разъясняю-
щее вопросы о девстве и браке (к монаху Атуну) и об обратном
принятии раскаявшихся ариан, а также перечислявшее священ-
ные книги, принятые в Канон;
5) Св. Василия Великого (370-378 гг.), содержащее 92 прави-
ла, извлеченных из посланий его же к Амфилохию, епископу
иконийскому, Диодору - епискому тарскому, пресвитеру Григо-
рию, а также к другим подчиненным ему епископам и хореписко-
пам. Правила эти касаются, главным образом, вопросов брака и
наложения церковного наказания за разные преступления. Кро-
ме того, в них также поясняется понятие о видах отпадения от
истинного учения и говорится о значении неписаных преданий-
правил;
6) Св. Григория Нисского (372-394 гг.) к Литию, епископу ме-
литинскому - об епитимье.
7) Св. Григория Богослова (370-390 гг.) и св. Анфилохия
(394 г.) о канонических книгах Ветхого и Нового заветов;
8) Тимофея, александрийского архиепископа - по разным па-
стырским вопросам;
9) Феофила, александрийского архиепископа (395-413 гг.),
содержащие 14 правил, из которых седьмое касается избрания и
рукоположения в священники;
10) Св. Кирилла, александрийского архиепископа (ум. в
444г.), к Домну, антиохийскому патриарху, и к ливийским епи-
скопам, содержащее пять правил;
11) Геннадия, константинопольского патриарха (ум. в 471 г.),
к папе Льву I и восточным епископам, а также Тарасия, констан-
тинопольского патриарха, к папе Адриану - о неправильном ру-
коположении за деньги.
К XVI в. на Руси бытовало не менее сотни таких произведе-
ний, возникших на отечественной почве. Часть из них имела
вполне официальный характер, поскольку исходила от высших
иерархов (скажем, ответы константинопольского патриаршего
собора на вопросы саранского епископа Феогиоста от 12 августа
1276 г. или послание константинопольского патриарха к русско-
му игумену об иноческой жизни 70-80-х годов XIV в.). Другие
святоотеческие правила были рекомендательными, зачастую
анонимными. К числу наиболее популярных в древней Руси от-
носятся, видимо, канонические ответы митрополита русского
Иоанна II, перевод которых с греческого сохранился в списках
Кормчих книг XIV-XVII вв., и так называемое Кириково вопроша-
ние, содержащее ответы новгородского епископа Нифонта
(1130-1156 гг.) и других иерархов на вопросы Кирика (скорее
всего, лица, составившего в 1136 г. хронологический трактат
«Учение имже ведати человеку числа всех лет»), Ильи (возмож-
но, будущего - с 1163 по 1186 г. - новгородского архиепископа)
и некоего Саввы. Вопрошание Кирика также дошло в составе
Кормчих книг ХIII-XVI вв. Оба памятника дают развернутую
картину повседневной жизни древнерусского прихода и приход-
ского священника. Содержание памятников затрагивает пробле-
мы семейно-брачных отношений, вопросы, связанные с народ-
ным восприятием христианства, соблюдением горожанами хри-
стианских норм поведения и морали.
Изучение истории текстов «вопрошаний», сопоставитель-
ный анализ их между собой и с другими источниками, в частно-
сти с поздними вопросниками, которые составлялись для пока-
янных бесед духовников со своими духовными детьми, позволят
получить информацию, почти недоступную при работе с други-
ми источниками.
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 413;