Мозаики церкви Святой Софии.
Культура Византии в искусстве Средневековья 9-12 ещё не порвала с античностью. Это особенно заметно в искусстве константинопольской школы в первые десятилетия после восстановления иконопочитания. Наиболее ранние изображения архангела Гавриила и Богоматери с младенцем из Софийского собора (9 в.) хранят эллинистические традиции. Но при всём земном характере этих образов, они отличаются глубокой одухотворённостью.
Над императорским входом в 10 столетии возникла мозаика с изображением Богоматери на троне (небесной царицы), по сторонам которой – изображения императоров Константина (подносит Богоматери основанный им город) и Юстиниана (подносит Богоматери модель храма Софии). Изображения этих императоров почти не имеют индивидуальных отличий.
На рубеже 9-10 веков в храме появилось изображение величественной фигуры Христа на троне (олицетворение Премудрости Божией) с Богоматерью и ангелом. К подножию трона склонилась фигура императора Льва 6.
В 11-12 веках появилась целая серия изображений императорских портретов. В них много условностей при большом внимании к передаче различных деталей пышных многоцветных одежд.
Большое внимание в оформлении храма уделено орнаментальным композициям, имеющим символическое значение.
Иконопись Византии.
Живопись Византии представлена не только на стенах церквей и страницах религиозных книг (миниатюр).
В Византии появляются первые картины священного содержания – иконы. Постепенно византийскими мастерами-живописцами были выработаны правила иконописи, которых иконописцы всей Европы придерживаются до настоящего времени.
Икона– живописное, реже рельефное изображение божеств и святых, являющееся объектом религиозного почитания.
Иконопись– вид станковой религиозной живописи с особым кругом сюжетов, материальной основой, техникой, приёмами и методами исполнения.
Византийская икона представляет собой изображение святых на золотом фоне. Фигуры упрощены. Основа – загрунтованная доска, на которой писали темперной краской. Композиция иконы строится вокруг центральной по значению фигуры, обычно выделенной размерами. Число действующих лиц весьма ограничено. Часто встречаются архитектурные элементы. Ландшафт и архитектурный фон переданы условно. В композиции иконы господствует человеческая фигура.
Примеры византийских икон: “Григорий Чудотворец”, “Владимирская Богоматерь” (конец 11-начало 12 в.в.).
Книжная миниатюра.
Своё развитие получила в константинопольской школе в 10 веке. Содержит изображения орнаментов (растительного, геометрического), птиц, животных, иногда и людей, пейзажей, архитектурных форм. Часто используются аллегорические изображения, олицетворяющие реки, горы и т.п. В некоторых миниатюрах имеются и портретные изображения заказчиков, чаще всего императоров или членов их семей.
Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 359;