Общие черты развития науки.
В начале XVII - второй половине XIX в. происходило поступательное восхождение науки к тем ее результатам, возможности которых были заложены ее родоначальниками; одновременно возрастала эйфория по поводу ее практического применения. К концу указанного периода сложилась целостная научная картина мира. Не осталось фрагмента действительности, на познание которого не претендовала бы наука. Наряду с этим развивались научные мифы и мистификации. На этом этапе менялось взаимодействие науки и техники, как и сама роль техники в общественном бытии. Формировалось представление о человеке как господине в мире природы.
Отношение к технике как к фактору, определяющему могущество государства, стало устанавливаться с начала XVIII в. Во второй половине века началось формирование техники промышленной революции с использованием достижений науки. Создаваемые рабочие машины и универсальные паровые двигатели позволяли передавать им функции, осуществлявшиеся до этого непосредственно рабочими. В XIX в. происходило развитие техники крупного машинного производства с системой рабочих машин, приводимых в действие паровым двигателем. Наука все более становилась производительной силой общества. В свою очередь, в ней появлялись идеи, которые использовались для создания новых типов машин, двигателей, новых отраслей производства (химических, электротехнических и др.).
Развитие науки поставило перед человечеством три взаимосвязанные проблемы: а) характер научного мышления; б) функционирование науки как социального института; в) характер общественных отношений в связи с фактом существования науки. Этим занимались философия и социология.
Основные идеи научного познания нового времени первоначально сформулировали мыслители, тесно связавшие себя с общественной жизнью эпохи, жившие в странах, где интенсивно развивалось новое производство. Одним из первых заявил о необходимости обратиться к изучению законов природы для их практического использования выходец из крупных землевладельцев Англии, воспитанник Кембриджа, глубокий знаток античной философии, литератор, и политический деятель Ф. Бэкон (1561-1626). Он стал лорд-канцлером Англии при Якове I, а затем был обвинен в коррупции. Свою политическую деятельность он сочетал с научными занятиями, создал план «Великого восстановления наук», написал отдельные разделы этой универсальной, по его мнению, системы естественно-научных знаний, имевших практическое значение, разработал метод научного познания (индукцию) и показал, как им пользоваться.
Теоретические основы нового экспериментирования, дающего возможность, по его мнению, избавиться от «обмана чувствами разума» при простом наблюдении природы, заложил великий итальянец Г. Галилей (1564-1642). Одним из первых естествоиспытателей он утверждал универсальный характер формулируемых наукой законов Вселенной. Он же нашел экспериментальное подтверждение теории Коперника о движении планет вокруг солнца. Введя принцип инерциального движения, Галилей заложил основы современной механики. Все эти идеи пришли в противоречие с религиозными догматами, были осуждены судом инквизиции. Галилей по ее требованию покаялся, сохранив тем самым себе жизнь и дальнейшую возможность заниматься научными изысканиями.
Современник Галилея, философ Р. Декарт (1596-1650), физик и математик, воспитанник иезуитского колледжа Ля-Флеш во Франции, целью своей деятельности ставил нахождение принципов теоретического научного мышления, считая основным из них право на сомнение в истинности самых авторитетных знаний. Этого оказалось достаточно для конфликта с церковью. Он долго жил в Голландии, отличавшейся тогда относительным свободомыслием, но, гонимый клерикалами, был вынужден переехать в Стокгольм по приглашению королевы Христины для основания там Академии наук.
Развитие науки, рост внимания общественности к ее возможностям привели к созданию первых научных сообществ нового типа. К их числу относятся Лондонское королевское общество (1662), идею которого выдвигал еще Ф. Бэкон, Французская королевская академия наук (1666). Они функционируют до настоящего времени. Начало их возникновению положили собрания друзей, интересовавшихся наукой. Как писал Спрат, историк Лондонского королевского общества, «первоначально они ставили себе только одну цель - удовлетворить желание дышать более свежим воздухом и спокойно беседовать друг с другом, не опасаясь быть втянутыми в страсти и безумства этого мрачного века». Свобода общения талантливых людей сделала свое дело - наука утвердилась как важнейший институт нового времени.
Философия в XVII - первой половине XVIII в. создавалась как натурфилософия, наука наук, дающая объяснения результатам естественно-научных исследований, а также вырабатывающая методы научного познания, пригодные для понимания сначала явлений природы, а затем - структуры человеческого общества, отношений людей, морали, права, политики. В XVIII в. прогрессивные промышленники все более начинали понимать важное значение науки для развития хозяйства. Предприниматели, ученые, техники-профессионалы часто общались между собой, обсуждая широкий круг вопросов - от технических усовершенствований на фабриках до социального обустройства общества. Таким было, например, «Лунное общество», собиравшееся в период полнолуния в Бирмингеме (Англия), в которое входили фабрикант железных изделий Д. Уилкинсон, горшечных - Веджвуд, доктор Э. Дарвин (дед Ч. Дарвина), священник и химик Д. Пристли, социальный «фантазер» из Ирландии Эджверт, фабрикант пуговиц, ставший затем производителем паровых машин, М. Болтон. Друзьями этого общества были философ и историк Д. Юм, экономист А. Смит, основатель современной геологии Геттон. Предметом их общения были конкретно-практическая польза науки, реформа системы образования и т. д.
Успехи научного познания вели к размышлениям об относительности религиозного обоснования моральных ценностей. Начались поиски светских нравственных ценностей, стали развиваться идеи безрелигиозного просвещения общества как условия его благополучия. Деятельность просветителей стала идеологической базой Французской революции (лозунги свободы, равенства и братства), основой развития современных наук о государстве и праве. Мудрая Екатерина II, увлекшись перепиской с просветителями, все же остановила своих российских сторонников: «Вы живите по-азиатски, только думайте по-европейски!»
В конце XVIII - начале XIX в. происходили промышленная революция в Англии, политические преобразования в Америке, Франции. Обществу становилась все более ясной практическая польза науки, как и взаимная заинтересованность научных исследований в новых общественных отношениях. XIX век - эпоха расцвета классического естествознания. Была создана единая система наук. Первые исследования развивающихся, неповторимых явлений, начатые в предыдущем веке И. Кантом и геологами, превратились в спектр естественно-исторических наук - геологию, палеонтологию, биологию, эмбриологию и т. д., в рамках которых шла интенсивная полемика о возможностях использования знания о настоящем для понимания прошлого. К середине века идея необратимости процессов живой и неживой природы, как и человеческого общества, стала признанной, а философская диалектика была заявлена как метод постижения таких процессов. Работы Ч. Дарвина, как и развитие физико-математических наук - термодинамики, теории электричества, электромагнетизма,- подорвали веру в универсальность принципов построения знаний в механике (механическая картина мира) для понимания всех природных явлений, заложили основание для формулирования альтернативных картин мира (электромагнитной и т. д.). В то же время естествознание все теснее связывало себя с производством. Появились первые научно-исследовательские институты. Важным лицом стал инженер.
Общественные науки в XIX в. развивались достаточно интенсивно, что было связано с резкими изменениями в самой действительности, большим количеством нового открывшегося исследователям эмпирического материала, накопленным опытом в самих общественных науках. Противоречия социального бытия людей потребовали как интенсивного созидания теоретических моделей этих процессов (политэкономии, теории государства и права, социологии и т. д.), так и идеологического выражения борющихся за власть групп, в том числе - моделей общества социальной справедливости. Так возник утопизм в форме социализма (термин «социализм» стал широко употребляться с 30-х годов XIX в.); предпринимались попытки реальной деятельности по переустройству общества на принципах социальной справедливости: движение бабувистов, «Союз коммунистов», колонии социалистов в США, движение анархистов.
К. Маркс и Ф. Энгельс, анализируя социальные коллизии в Европе и США начала XIX в., попытались дать «диалектическо-материалистическое» обоснование социалистическим идеям, используя для своей концепции немецкую классическую философию, учения А. Смита и других экономистов. Провозгласив идею преобразования общества путем классовой борьбы и пролетарской революции, они превратили свое учение в идеологию такой борьбы и заявили о необходимости партийного ею руководства, чем дали «теоретическое благословение» на новые кровопролития во имя справедливости. В прямом противоречии с этими идеями находится религия, христианское учение о свободе человеческой личности. Естествен в связи с этим активный демарш К. Маркса против этого учения: «Религия - опиум для народа!»
Наряду с многочисленными попытками дать рационалистическую картину человеческого бытия (и даже его революционного преобразования) с начала XIX в. стал возрастать интерес к таким началам личности, как ее вера, воля, свобода. Были заложены основы либерализма. На смену атеистическому отбрасыванию религии пришли серьезные труды по религиоведению. Религиозность вновь проявила себя неустранимой сущностью человеческой культуры.
Таким образом, теоретическая мысль в рассматриваемый нами период прошла путь от создания естествознания до революции в его основах. Наука как форма теоретического мышления превратилась как в интеллектуальную, так и производительную силу общества. А постоянно растущие успехи от применения научных идей в материальном производстве делали науку в новое время основным дестабилизирующим фактором человеческого бытия.
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 1818;