Изобразительное искусство.
Живопись первой половины XVIII в. еще находилась под мощным влиянием барокко. Однако эта школа, выдвинувшая своих великих мастеров, уже вступила в полосу упадка. Там, где стиль барокко занимал особенно прочные позиции, с его закатом наступает и кризис пластических искусств. Так, например, произошло в Италии. XVIII век для итальянского искусства был временем сравнительно скромных достижений. Центр художественной жизни постепенно перемещается в Рим, а в венецианской живописи ясно проступают приметы новой изобразительной манеры - рококо. В отличие от грандиозного барокко мастера рококо тяготели к непринужденности, легкости, воздушности. В лучших произведениях стиля рококо утонченность красок доносит тонкие оттенки переживания и грустную иронию художника, сознающего несовпадение созданного им мира и прозаичной действительности.
Выдающимся художником стиля рококо был француз Антуан Ватто (1684-1721). Во Франции живопись рококо была одним из ведущих художественных направлений XVIII в. Другое направление обозначено классицизмом последователей Никола Пуссена (1594-1665), воз-1 родившимся в годы революции и выражавшим устремления той эпохи к героическому, монументальному искусству, в котором широко используются мифологические и античные сюжеты. Всего последовательнее придерживался этой тенденции Жак Луи Давид (1748-1825), автор многочисленных исторических полотен и знаменитой картины «Смерть Марата». Вместе с тем в предреволюционные годы развивается и тяготеющая к правдоподобному изображению обыденной жизни живопись «третьего сословия», чьим виднейшим мастером был Жан Батист Шарден (1699-1779).
Фламандское и нидерландское искусство XVIII в. далеко уступает великой живописи Рубенса и Рембрандта. Долгое время наблюдался упадок и в испанском искусстве, однако на рубеже XVIII-XIX вв. оно выдвинуло Франсиско Гойю (1746-1828), живописца трагического пафоса, создавшего потрясающую картину о сопротивлении французским оккупантам «Расстрел» и серии офортов «Капричос», «Тавромахия», «Диспаратес» («Безумства»), отмеченных сложнейшей гротескной образностью, богатым философским подтекстом и подлинным новаторством видения.
Плодотворным был XVIII век для английской живописи. Уильям Хогарт (1697-1764), создавший серии эстампов, затрагивавших самые злободневные темы, выступил предтечей того сатирического направления, которое достигло своих вершин уже в период расцвета реализма. Активно развивалась и английская портретная живопись, представленная таким блестящим мастером, как Джошуа Рейнольде (1723-1792).
Романтические тенденции заявляют о себе в живописи уже в самом начале XIX столетия, затрагивая даже творчество таких стойких приверженцев классицизма, как Жан Опост Доминик Энгр (1780- 1867). О начале романтического периода во французской живописи возвестило творчество Теодора Жерико (1791-1824), а самым значительным явлением романтизма оказалась живопись Эжена Делакруа (1798-1863), часто писавшего полотна на мотивы поэзии Байрона и во многом преобразовавшего историческую композицию, которая у него приобрела символическую обобщенность и революционное звучание. В разгар событий 1830 г. Делакруа создает картину «Свобода, ведущая народ» - свой шедевр, воплощение бунтарского пафоса, органичного для романтиков.
В пейзажах Камиля Коро (1796-1875) намечается новое, реалистическое художественное видение. Становление реализма во французском и мировом искусстве ознаменовалось подъемом социальной живописи и графики. Большую роль сыграло здесь творчество Оно-ре Домье (1808-1879), чье искусство родственно реализму Бальзака. Новое направление укрепило свои позиции в середине столетия, когда выступили такие живописцы, как Жан Франсуа Милле (1814-1875), Создавший цикл реалистических полотен, изображавших крестьянскую жизнь, и выдающийся пейзажист Гюстав Курбе (1819-1877). Эти художники явно выделялись на фоне бесцветной и помпезной академической живописи эпохи Второй империи, став предшественниками импрессионистов, с которых начинается новый период развития искусства.
В Англии романтизм наиболее органично выразился в живописи и графике Уильяма Блейка (1757-1827), связанной с его поэзией, и в пейзажах Джона Констебля (1776-1837), а также Джозефа У. Тернера (1775-1851). Тесно связано с движением литературы романтическое искусство Германии. Однако в немецком изобразительном искусстве романтизм все же остался явлением достаточно скромным по своей художественной значимости. То же самое можно сказать и об итальянском романтизме. Подлинным вкладом Италии в мировую художественную сокровищницу были не полотна романтиков, а творчество великого скульптора Антонио Кановы (1757-1822), стоявшего на позициях классицизма.
В середине века наблюдается закат романтической художественной школы и повсюду в Европе дают себя почувствовать новые эстетические запросы, новые искания, подготовившие знаменательные и плодотворные перемены, которыми отмечена история изобразительного искусства на рубеже XIX и XX столетий.
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 1884;