Периодизация истории с точки зрения цивилизационного подхода.
Вопрос об отношении России к цивилизациям Запада и Востока стал предметом теоретической рефлексии в XIX в. Г. Гегель, не видя будущности в культурно-историческом развитии России, вычеркнул её из списка «исторических народов». П. Чаадаев, признавая своеобразие цивилизационного развития России, видел его в том, что «мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого».
В полемике западников и славянофилов сформировались две противоположные версии цивилизационной принадлежности России. Одна версия связывала будущее России с её самоидентификацией в русле европейской социокультурной традиции, другая - с развитием самобытно-культурной самодостаточности. К. Леонтьев разработал концепцию восточнохристианской (византийской) культурной «прописки» России. Н. Данилевский наиболее перспективным считал противостоящий Западной культуре «славянский тип» цивилизации, полнее всего выраженный в русском народе. А. Тойнби рассматривал российскую цивилизацию в качестве «дочерней» зоны православной Византии.
Существует также евразийская концепция цивилизационного развития России, представители которой, отрицая как Восточный, так и Западный характер российской культуры, вместе с тем ее специфику усматривали во взаимном влиянии на неё Восточных и Западных элементов, полагая, что именно в России сошлись Восток и Запад. Сторонники евразийства отделяли Россию не только от Запада, но и от славянского мира, настаивая на исключительности её цивилизации, обусловленной спецификой её геополитического положения.
Одни историки считают, что с IX в. (образование Русского государства) по настоящее время существует одна цивилизация, в развитии которой можно выделить несколько этапов, различающихся особыми типологическими чертами, что позволяет квалифицировать их как самостоятельные «исторические субцивилизации». По мнению некоторых исследователей было три таких субцивилизации: 1. Киевская Русь (примерно с конца X по конец XIII вв., включая этапы как киевского, так и владимиро-суздальского и галицко-волынского политического приоритета); 2. Московская Русь (с начала XIV по конец XVII вв.); 3. Имперская Россия (с начала XVIII в. по сей день). Другие историки в качестве особого субцивилизационного этапа выделяют период Советской России(с 1917 г.). Третьи становление Киевской субцивилизации связывают не с образованием Русского государства, а с принятием христианства (конец X в.).
По другой версии, в том ареале, который называется Россией, существовала не одна, а две цивилизации: с IX (или VI) по конец XIII вв. - Русско-европейская (или славянско-европейская) цивилизация,а с начала XIV в. - Евразийская (или Российская) цивилизация. Наконец, некоторые историки рассматривают советский период как становление особого типа цивилизации.
Современные исследователи Отечественной истории выделяют три глобальных периода, на которые можно разделить историю России: период авторитарной России (862 - 1917), период тоталитарной России (1917 - 1991), период демократической России (с 1991 г.). А. Ахиезер, полагая, что Россия находится между традиционной и либеральной цивилизациями, говорит о ней как особой промежуточной цивилизации, сочетающей элементы социальных отношений и культуры обеих цивилизаций. Разработав социокультурную концепцию истории России, в основу её периодизации он положил динамику господствующих в обществе нравственных идеалов - «соборного» и «авторитарного». Каждому инверсионному циклу, то есть переходу от одного идеала к другому (прямая инверсия), а затем - возвращению в модифицированном виде к первому (обратная инверсия), соответствует глобальный период истории. Таких периодов в Отечественной истории, начиная с основания государственности на Руси, Ахиезер выделил три: 1)IX в. - 1917 г.;2)1917 - 1991гг.; 3) с 1991 г.
Первый глобальный период включает семь этапов: 1) господство раннего соборного идеала (от князя Олега до удельной Руси); 2) господство раннего умеренного авторитаризма (от Ивана Калиты до Великой смуты); 3) господство раннего идеала всеобщего согласия (от смуты до царствования Алексея Михайловича); 4) господство крайнего авторитаризма (от конца царствования Алексея Михайловича до Анны Иоанновны); 5) господство позднего идеала всеобщего согласия (от манифеста «О вольности дворянства» 1762 г. до восстания декабристов); 6) господство позднего идеала умеренного авторитаризма (царствование Николая I); 7) господство позднего соборного идеала, приобретшего форму соборно-либерального (вторая половина XIX в. - 1917 г.).
Второй глобальный период российской истории в ускоренных масштабах включает также семь этапов: 1) господство раннего соборного нравственного идеала (октябрь 1917 - середина 1918 гг.); 2) господство раннего умеренного авторитаризма («военный коммунизм»и гражданская война, 1918 - 1921); 3) господство раннего идеала всеобщего согласия (новая экономическая политика, 1921 - 1928); 4) господство крайнего авторитаризма (эпоха диктатуры И. Сталина, 1929 - 1953; период форсированной индустриализации и коллективизации); 5) господство позднего идеала всеобщего согласия (эпоха «оттепели» Н. Хрущёва, 1953 - 1964); 6) господство позднего идеала умеренного авторитаризма (эпоха «застоя», середина 1960 - середина 1980 гг.); 7) господство позднего соборного идеала, приобретшего форму соборно-либерального (эпоха «перестройки и гласности», 1985 - 1991).
Третий глобальный цикл в истории России начался, считает Ахиезер, после событий 19 - 21 августа 1991 г., получивших название августовского путча, соответственно, с утверждения этапа раннего соборного идеала, на смену которому должен прийти этап господства раннего умеренного авторитаризма.
Л. Семенникова, отмечая, что Россия не вписывается полностью ни в Западный, ни в Восточный тип развития, полагает, что она, не являясь самостоятельной цивилизацией, представляет собой «цивилизационно неоднородное общество». По её мнению, Россия - это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединённых мощным, централизованным государством с великорусским ядром. Поэтому в основу периодизации цивилизационного развития России она кладёт прежде всего политический фактор: 1) от Киевской Руси по эпоху Петра Великого (IX - начало XVIII в.), 2) попытка обрести единство на европейской основе (XVIII - XIX вв.), 3) проблемы исторического выбора (революция 1905 г. - падение самодержавия в феврале 1917 г.), 4) проблемы цивилизационного выбора после падения самодержавия (февраль - октябрь 1917 г.), 5) гражданская война (1917 - 1922 гг.), 6) история «советского общества» (развитие цивилизационно неоднородного общества в индустриальную эпоху). 7) от СССР - к России (с 1991 г.).
Сторонники «двух цивилизаций» в России исходят из того, что на рубеже XIII - XIV вв. начинает складываться новая «матрица» цивилизации. Доминантной формой интеграции, то есть цивилизационной основой России, становится государственность, формирующая в обществе, и особый нормативно - ценностный порядок. В это время меняется социальный генотип: Россия переходит с эволюционного на мобилизационный путь развития. Традиционное общество уступает место мобилизационному с особым типом социальных связей, основу которых составляет министериалитет. В это же время, согласно пассионарной концепции Л. Гумилёва, начинается генезис нового, русского этноса, а затем - российского суперэтноса.
Центральным моментом в процессе формирования новой Российской цивилизациибыл социально-экологический кризис XVI в. С ним был связан переход от разорванности общества и культуры на две части: крестьян-полуязычников, жителей лесов, хозяйствующих по технологии подсечно-огневого земледелия, с одной стороны, и христианско-православного мира: князей, Церкви, горожан, крестьян ополий, анклавов пашенного земледелия, с другой, в единое российское общество. В это время был сделан выбор между интенсивными и экстенсивными формами экономики в пользу экстенсивного развития.
Следствием этого стало превращение кратковременного для Западной Европы процесса - колонизации и распашки земель - в длительный и стержневой для истории России процесс. Победа иосифлян над нестяжателями утвердила в православной культуре «идеал повиновения и покаяния», вытеснив «идеал созидания» Нила Сорского, рассматривавшего физический труд в качестве обязательной предпосылки «умного делания», и близкого в этом плане идеологии протестантизма с его принципом «молись и работай». Главная ценность христианства: спасение Души после смерти, с одной стороны, и труд как ценность, с другой стороны, оказались отделены и противопоставлены друг другу.
В рамках Русско-европейской цивилизации (IX - XIII) можно выделить 4 субцивилизации: Киевская, Новгородская, Северо-восточная иЮго-западная.Киевская субцивилизация прекратила существование в XIII в. в результате монгольского нашествия. Новгородская субцивилизация - в XV в. в ходе «подчинения Новгорода Москве». Юго-западная субцивилизация явилась основой создания в XIV в. Литовской Руси, которая после объединения с Польшей (XVI в.) вошла в состав Западноевропейского цивилизационного ареала. На основе Северо-восточной субцивилизации в XIV веке стала складываться «дочерняя» Московская Русь, ставшая основой Российской (евразийской) цивилизации.
В рамках Российской (евразийской) цивилизации (XIII - XX) можно выделить также 4 субцивилизации: Московская Русь, Литовская Русь, Имперская (самодержавная) Россия, Советская (тоталитарная) Россия. Период с 1991 г. можно рассматривать как переходную, посткоммунистическую эпоху, как «переход к демократии» и, вероятно, к новой субцивилизации.
Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 292;