Война с наполеоновской Францией
XIX столетие Великобритания встретила в состоянии крайнего напряжения и усталости. Семь лет уже длилась война с Францией, развалились две антифранцузские коалиции, питаемые кровью солдат континентальных стран и британским золотом. Источник последнего, согласно французской прессе, был неиссякаем. Однако это не соответствовало действительности. Государственный долг перевалил за 450 млн. фунтов стерлингов (или 3150 млн. руб.). Премьер-министр Вильям Питт-младший ввел прогрессивный налог на все доходы, превышающие 60 ф. ст. в год. Лето за летом приносило обильные дожди, хлеб гнил, урожаи выдавались низкие. В «низах» зрело недовольство.
Кабинет отвечал репрессиями против недовольных и предупредительными мерами по отношению к тем, кто еще не встал на путь протеста. В 1801 г. вступил в силу акт парламента, лишавший Ирландию, в наказание за восстание 1797 г., своего парламента и самоуправления; ирландцы получили право посылать определенное число своих депутатов в палату общин. С 1794 по 1801 г., т. е. до Амьенского мира, не действовал Хабеас корпус акт, и подданных короны можно было держать в заключении, не предъявляя им судебного иска. Участие в заговоре против монархии и конституции грозило арестом сроком до семи лет, понятие же «заговор» трактовалось очень широко. Были запрещены собрания с числом участников свыше пятидесяти, газеты поставлены под надзор судей, что фактически означало введение цензуры. В 1800 г. был наложен запрет на деятельность «дружеских обществ», агитировавших за увеличение заработной платы и сокращение рабочего дня.
Но не репрессии помогли Британии выдержать страшное напряжение войны. Опасение вторжения со стороны Франции объединяло нацию; победы французского оружия на континенте не оставили даже следов пресловутого баланса сил, основы основ английской внешней политики; тысячелетняя Венецианская республика исчезла с карты по воле генерала Наполеона Бонапарта; Голландия и Испания очутились в зависимости от Французской республики; наконец, тот же Бонапарт ринулся на Ближний Восток, зону непосредственных интересов Британии, и поставил под вопрос ее господство на Средиземном море. Все это побуждало английские правящие круги к мобилизации сил. Вторая антифранцузская коалиция (1798 г.; Россия, Австрия, Неаполитанское королевство, Португалия и Турция) распалась через два года после поражений австрийской армии при Маренго и Гогенлиндене, нанесенных ей Бонапартом, ставшим первым консулом республики. Великобритания вновь осталась в одиночестве. Она ответила захватом стратегически важного острова Мальта в Средиземном море; в 1801 г. капитулировали французские войска в Египте, брошенные Бонапартом на произвол судьбы. В том же году адмирал Горацио Нельсон ворвался на рейд Копенгагена и сжег стоявшие там на якоре датские военные корабли. Что из того, что Англия с Данией не воевала! Речь ведь шла о сохранении господства на морях!
Но тут наступил перерыв. Правительство Г. Аддингтона, сменившего Питта на посту премьер-министра, подписало в марте 1802 г. в Амьене мир с Францией. Одной усталостью от войны и разочарованием в связи с крушением второго союза объяснить эту акцию нельзя или недостаточно. Воздействовал и иной фактор: явно ощущалось перерождение характера французской внешней политики, о лозунге «мир хижинам, война дворцам» в Париже позабыли; французская буржуазия явно стремилась к европейской гегемонии. Это было опасно, но все же знакомо; политические и военные катаклизмы устремились в старое русло баланса сил; никаких посягательств на британскую конституционную систему и королевскую власть не наблюдалось; революционным «эксцессам» пришел конец. Но и сокрушить Наполеона не было никаких надежд, значит, следовало попытаться достичь договоренности.
Договор зафиксировал немалые уступки со стороны Великобритании: она возвращала Франции, Испании и Голландии захваченные у них колониальные владения, кроме островов Тринидад и Цейлон, а остров Мальта - рыцарскому ордену Иоаннитов; ее войска покидали Египет. Французская армия эвакуировала Неаполитанское королевство и Папскую область; но левый берег Рейна оставался за Францией.
Состоятельные британцы хлынули на континент: наконец-то блистательный Париж стал вновь доступен! Английские леди были шокированы тем, как они отстали от моды за девять лет островного уединения. Владельцы гостиниц, ресторанов, магазинов во Франции подсчитывали полновесные гинеи - наступил первый в истории туристский бум. Некоторые путешественники столь увлеклись осмотром достопримечательностей, что не заметили, как вновь началась война, и застряли на континенте всерьез и надолго.
Амьенский мир обернулся кратким перемирием. Корсиканский завоеватель не желал останавливаться на полпути, а в Лондоне пришли к выводу, что и так зашли слишком далеко в уступках. Наполеон аннексировал Пьемонт и остров Эльбу, занял своими войсками Швейцарию; Британия не желала расставаться с островом Мальта, ключевой позицией в Средиземном море. В мае 1803 г. единоборство возобновилось; правительство вновь возглавил непреклонный Вильям Питт. Он попытался сколотить «министерство всех талантов», но помешало соперничество лидеров. В конце концов получился, по выражению остряков, «кабинет Билли и Питта» (Билли - сокращенное имя Вильям).
Страна готовилась к вторжению французов из-за Ла-Манша. Спас ее от этой угрозы адмирал Нельсон: 21 октября 1805 г. он разгромил испано-французский флот в сражении у мыса Трафальгар, заплатив за победу собственной жизнью, а Питт сумел в том же году образовать третью антифранцузскую коалицию.
Но на континенте дела обстояли из рук вон плохо. Австрийская армия сдала крепость Ульм, покинула Вену; русско-австрийские войска проиграли битву при Аустерлице (теперь - город Славков в Чехии); Австрия подписала мир. Питт не выдержал стольких трагических неудач, его физические и моральные силы были подорваны; он скончался в возрасте 46 лет. Парламент уплатил его долги и устроил ему государственные похороны в Вестминстере. А Наполеон продолжал серию побед; в 1806 г. была разгромлена Пруссия; в следующем году Россия подписала тяжелый для нее Тильзитский договор. На британскую морскую блокаду Наполеон ответил блокадой континентальной: ввел запрет на торговлю с Британией зависимым от него или союзным (как Россия) странам, отрезал ее от европейских источников сырья и рынков сбыта. Англия вновь очутилась один на один с грозным завоевателем.
Постепенно в кромешную мглу, казалось бы, сплошных неудач стали проникать лучи надежды. Чаша терпения европейских народов переполнилась. Вторжение Наполеона в Испанию в 1808 г. натолкнулось на мощный отпор. Высадившийся на Пиренейском полуострове в помощь повстанцам английский экспедиционный корпус под командованием генерала А. Уэлсли, будущего герцога Веллингтона, начал успешную, хотя и растянувшуюся на несколько лет кампанию. Навязанный России союз с Францией вступил в полосу кризиса. Отчетливо обозначились авантюризм и противоестественность самой идеи установления французского господства в Европе. Континентальная блокада означала попытку разорвать давние, прочные и взаимовыгодные связи между разными частями Европы, а потому была обречена на провал. Но континентальная блокада ударила по британскому потребителю. Цена за картер пшеницы (ок. 290 л) поднялась в 1809-1812 гг. с 75 до 130 шиллингов. Это было время «голодных бунтов» и движения луддитов - ткачей, разбивавших свои станки в убеждении, что безгласная машина разорила их. Луддитов ожидала каторга или смерть на виселице, и лишь один голос прозвучал в их защиту в палате лордов - и это был голос прославленного поэта Джорджа Гордона Байрона.
Конечно, не в одиночку и не на Пиренейском полуострове можно было сокрушать могущество Наполеона; попытка же перенести военные действия поближе к жизненным центрам неприятеля окончилась сокрушительным провалом. Правда, удалось закрепиться на острове Гельголанд у германского побережья. Но крупномасштабная экспедиция на остров Вальхарен (40 тыс. солдат и офицеров, 1809 г.), завершилась катастрофой.
Путь к спасению лежал через создание новой коалиции, немыслимой без России,- кроме нее просто не на кого было опереться на континенте. А с Россией Англия после Тильзита находилась в состоянии войны... Английская дипломатия заняла сугубо осторожную, умную и тактичную позицию по отношению к «неприятелю». Крупнейший политик Джордж Каннинг, возглавлявший тогда Форин-оффис, при всяком удобном случае выражал сожаление в связи с расхождением двух держав, кровно заинтересованных в союзе. Средиземноморская эскадра адмирала Д.П. Сенявина, запертая в устье реки Тахо (Португалия), казалось, была обречена на поражение или тяжелую процедуру сдачи в плен. Английский флагман явно не по своей инициативе провел операцию так, «чтобы менее всего были задеты чувства» русских моряков: суда со своими командами приплыли в Великобританию, здесь моряки покинули корабли. Позднее, не дожидаясь примирения, их доставили в Ригу; суда же по окончании «войны» были возвращены России; за те же из них, что пришли в негодность, было уплачено сполна.
В июне 1812 г. по Британии прошелестел вздох облегчения, пасторы вознесли в храмах благодарственные молитвы: армия «двунадесяти языков» вторглась в Россию. Окончился последний шестилетний этап англо-французского единоборства.
Грозный союз объединившихся вновь России, Англии, Пруссии, Австрии и Швеции взял вверх над армией Франции. В апреле 1814 г. отрекшийся от престола Наполеон удалился, с видимым почетом, на остров Эльба в Средиземном море. А союзники взялись за трудную задачу мирного урегулирования, при этом Великобритания боролась больше не за территории, а за влияние. Следуя старой традиции, виконт Роберт Каслри, глава Форин-оффис, стремился создать блок государств в противовес сильнейшей державе континента, которой стала Россия. «Сдерживать» ее должны были Англия, Австрия и в близком 38
будущем - побежденная Франция. Каслри горячо поддержал принцип легитимизма, приняв, таким образом, участие в насаждении в европейских странах больших и малых самодержцев. Сама Британия закрепила за собой острова Мальта, Цейлон и Капскую колонию в Южной Африке. Но, главное, она обеспечила себе торговое и военно-морское преобладание и создала основу для нового баланса сил в Европе.
По ходу конгресса Наполеон преподнес его участникам сюрприз в виде «Ста дней»; полководческая звезда герцога Веллингтона как победителя грозного корсиканца поднялась высоко после битвы при Ватерлоо. Заботам Британии был поручен самый знаменитый в истории узник: корабль его величества «Беллерофон» увез Бонапарта на уединенный остров Святой Елены в Атлантике - в заключение, ставшее легендой.
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 2589;