Патологические состояния функциональных систем.
В этой главе мы кратко рассмотрим способы существования систем, а также патологические или болезненные состояния, когда способы или качества функционирования нарушаются.
Любая система, в том числе и функциональные системы в организме человека, находятся в постоянном изменении. Эти перемены в системах протекают с определенной скоростью, и эта скорость не является величиной постоянной. Например, если скорость обменных процессов в желудке не соответствует жизненной ситуации или скорости обмена веществ, обмена ци, в других системах – желудок болен. Или, например, обменные процессы в системе море пищи протекают быстрее, чем требует организм, то есть, море пищи быстро усваивает пищу, человек почти постоянно испытывает чувство голода. И, наоборот, если перемены в море пищи, происходя в целом медленней, чем в организме, аппетит отсутствует. Таким образом, нарушение скорости в работе отдельных систем или системных групп, относительно скорости обмена в других системах или в целом организме – есть болезнь.
Любая система работает в определённом порядке, имеет четкую и ясную для неё программу. Если порядок в системе нарушается, возникает болезнь. Порядок предполагает, во-первых, ритм в работе системы, и во-вторых, последовательность выполняемых операций. Наиболее характерный пример нарушения в последовательности работы системы есть некоторые сердечные аритмии. В норме вначале согласованно сокращаются предсердия, а затем согласованной сокращаются желудочки сердца. Но бывает и по-другому. Предсердия сокращаются вразнобой, желудочки тоже, да еще и раньше предсердий. Сердечные аритмии – это не только нарушение последовательности в системе сердце, но нарушение ритма. Вообще с аритмиями мы сталкиваемся очень часто. Все дискинезии желчевыводящих путей, желудка, кишечника, нарушение менструального цикла и т. д. есть разного рода аритмии, как в организме в целом, так и в отдельных системах.
Любая система имеет форму. Это и направление движения, в некотором смысле цель процесса, но ещё и форма, в которой происходит движение. Всем известная синусоида может иметь различную амплитуду и направление движения. Такой симптом, как изжога, возникающая при забросе содержимого желудка в пищевод, есть нарушение направления движения пищи по желудочно-кишечному тракту. Отёки, лимфостаз, да и ожирения в целом можно рассматривать как нарушение формы. Причины могут быть иные, но в первую очередь будет страдать форма.
Любая система наделена определённой мощностью, потенциалом, способностью, силой, выполнить определенную, предназначенную для неё работу. Сердечно-легочная, почечная, печеночная недостаточность – есть крайнее ослабление потенциала, падение мощности систем ниже допустимого уровня.
Резюмируя сказанное подчеркнём, патологический процесс в любой системе редко бывает одного качества. Как правило, страдает, нарушается не одно, а все или несколько параметров системы. Вернее, в начале заболевания может пострадать и одно качество, но в дальнейшем, и очень быстро, к нему присоединяются и другие. Например, снижение мощности обменных процессов, по каким либо причинам, допустим, недостатка питания, через несколько дней приведет к снижению скорости обмена. Организм начнет экономить. Нарушение порядка в процессе усвоения пищи желудочно-кишечным трактом приведет к нарушению формы, неправильному распределению, излишнему накоплению в подкожно-жировой клетчатке.
Идеальный организм работает приблизительно так. Каждая система будь то стратегическая структура лёгкие или автономная, но много подчиненная, как, например, слизистая мочевого пузыря обязаны функционировать с должной скоростью, мощностью, в ритме – порядке, необходимом направлении – форме. А должные скорость, порядок, мощность и форма определяются внешними обстоятельствами, требованиями внешней среды, но не только. Главное, чтобы все системы, все качества систем функционировали согласованно друг с другом и с требованиями, предъявляемыми организму в целом и каждой системе в отдельности внешней средой. Впрочем, значение внешней среды как фактора, как причины возникновения заболеваний, по мнению автора, многократно преувеличено. Среда социальная, да, играет существенную роль, она тоже, конечно, внешняя, но не главная. Основной причиной недугов наших является несуразный способ мышления, мы не умеем, нас не учат думать, мыслить, воспринимать и понимать происходящее вокруг нас и внутри нас. Но эта тема другой работы.
Маленькая иллюстрация. Известно, что зимой обменные процессы в природе протекают не так, как летом. Деревья замедляют свой рост, замирают, снижают скорость обменных процессов, практически не растут. Но не умирают, они меняются, но иначе, прежде всего медленней. Человек, разумеется, существо более сложное и несколько иначе организованное. Но общий принцип сохраняется. Нам зимой требуется больше сна, мы быстрее устаем от дел, и вообще зимой все как-то труднее происходит. Это общее правило, несмотря на множество исключений. А почему? Потому, что скорость и мощность обменных процессов зимой иная, чем летом. Точно так же, как в растительном мире, особенно на поверхности тела, на слизистых. А где паразитируют гриппозные вирусы? Верно, на слизистых, прежде всего. И зимой, когда обменные процессы в системе слизистых протекают менее интенсивно, медленней, вероятно, в ином ритме, а значит, и форма слизистых оболочек чуть-чуть, но иная, чем летом, паразитам – вирусам живется вольготней. Потому мы имеем почти каждую зиму эпидемию, а то и пандемию гриппа. Сезонное изменение интенсивности обменных процессов в организме – естественный природный ритм, а если ещё гражданин переутомился, повздорил с женой или начальником, а то и с обоими, да ещё с соседом и кондуктором – грипп ему обеспечен. Вирусы, как объекты биологические, тоже на месте не стоят, а мутируют, мутируют; судьба у них такая. Возможно, зимой у них пора особенно агрессивная, но дело все-таки не в них, а в нас.
В традиционной китайской медицине патологические процессы, возникающие в организме, называет иначе, чем в медицине европейской. Название, как мы знаем, суть меняет мало, но поговорить об этом следует.
Доктора прошедших эпох не ведали слов воспаление, дистрофия, дегенерация. Они не ставили диагноза гастрит, артроз, энцефалопатия и миокардодистрофия. Они говорили: «У больного жар в желудке», «ветер в печени», «холод в мышцах», «пустота в селезёнке», «полнота в легких». И тому подобное. «Систематизированный бред или архаизмы», – заметит современный доктора в зависимости от степени его эгоцентризма, образованности и плотности культурных слоев, облегающих его самость. Главное не в том, как это называется, а что под тем или иным термином подразумевается и как это следует понимать. Что подразумевается под термином энцефалопатия? Патология мозга, иначе болезнь мозга. Чем этот термин отличается от определения холод в мозге? Тем, что понимается. А что понимается? В определении энцефалопатия ничего не понимается. А в определении холод в мозге понимают крайнюю степень снижения активности мозга, падение интенсивности обменных процессов, замедление обмена жидкости, недостаток жидкости в нервной ткани, буквально «высыхание», снижения кровотока в сосудистой системе мозга и так далее. То же самое можно сказать относительно других терминологических изысков. Все дело в способе мышления, который, к сожалению, при образовании мало организуют, но много засоряют. Поэтому простое, в сущности, определение жар в желудке вызывает в лучшем случае недоумение. А если воспользоваться интеллектом и воображением, станет ясно: жар или огонь – это, когда обменные процессы «кипят», скорость запредельна, порядка нет, нарушается форма, полный хаос, одним словом. Противоположная ситуация – холод – предполагает снижение скорости, падение активности, мощности, излишняя заорганизованность и т. д.
В традиционной китайской медицине условно выделяется пять патологических состояний обменных процессов, как в отдельных системах, так и в целом в организме. Пустота, полнота, блокада, противотоки и вредные или патогенные ци (принято говорить: вредные энергии). Пустота означает: в организме, системе или группе систем скорость снижена, мощность недостаточна, порядка больше необходимого, изменчивость формы ограничена. Полнота противоположна пустоте. Скорость повышена, мощность больше достаточного, порядка меньше необходимого, подвижность формы выше дозволенного. Возникает, разумеется, законный вопрос: больше, выше, допустимо – это сколько? Но вопрос этот исходит не из сути обсуждаемого, а из способа мышления, миропонимания, и потому не правомерен в этой ситуации. Мы привыкли, приучили сами себя к количественным характеристикам предметов и вещей. Но обратите внимание, многое в жизни нашей мы не можем и не пытаемся выразить количественно. Например, красоту или чувство собственного достоинства. Или любовь и свободу. В каких единицах это измеряется? Конечно, можно сказать, что все эти категории субъективны, а медицина, манипулирующая жизнью и здоровьем граждан, требует объективности. Впрочем, требует не медицина, а мы сами. Каждый потребитель медицины и как объект, и как субъект, не желает быть среднестатистической единицей, но требует, чтобы его органы и тело, и душу воспринимали и анализировали исключительно как неповторимое индивидуальное, то есть как произведение искусства. И правильно требует. Потому свойства систем и характеризуются не количественно, а относительно. Поэтому скорость определяется не количеством чего-то в единицу времени, но исключительно относительно скорости в других системах и организме в целом и соответственно ситуации в среде внешней. То есть, летом, днем одна скорость, а зимой, ночью – другая, и это нормально.
Условный термин блокада подразумевает крайнюю степень замедления, почти остановку процесса обмена и взаимодействия как внутри одной системы, так и между системами. Полная остановка – это практически омертвение тканей, некроз, гангрена, инфаркт и т. д. Любой шок в этом смысле есть выраженная блокада в работе всего организма. Разумеется, не все блокады и не всегда столь опасны и разрушительны. Например, блокада в системе желудок вызывает банальную тошноту и/или потерю аппетита. А блокада в системе желчного пузыря – слабость, горечь во рту, головную боль и т.д.
Термин противотоки характеризуется в большей степени нарушением направления, вектора движения в деятельности систем. Например, уже упоминаемая изжога, есть противоположное естественному передвижение содержимого в желудке. Или рефлюкс из двенадцатиперстной кишки в желудок, или из мочевого пузыря в почки, также определяется терминологически как противотоки.
И последнее, вредные, патогенные ци (энергии). В общем, это те же самые полнота или пустота, а так же блокады и противотоки в ещё более выраженной степени. И, как правило, если говорится о вредной ци, поразившей тот или иной орган или систему, подразумевается наличие инфекционной составляющей. В процессе изменений участвует постоянно паразитирующий в нашем организме сброд: вирусы, бактерии, простейшие. Они, благодаря образовавшимся в слизистых, тканях, органах, системах, изменениям получают возможность плодиться и размножатся, усугубляя, тем самым, деятельность этих систем и всего организма. Да, именно так. И не наоборот. Человек неплохо задуман и великолепно исполнен. Другое дело, что он не очень умеет владеть собой и не очень представляет, как это надо делать. Потому и допускает возникновение в организме своем блокадно-пустотные или полнотные или другие не должные состояния. А «бактериально-вирусная братва» только этого и ждёт.
Подведем некоторые итоги. Организм человек есть совокупность функциональных систем. Системы имеют разное значение, но теснейшим образом взаимодействуют. Каждая система, как весь организм, работают в определенном порядке – ритме, с должной мощностью и скоростью, имеют соответствующую форму. При нарушении одного из параметров обязательно меняются и другие. Степень изменений в системах и в организме определяется как полнота, пустота, противотоки, блокада и вредные ци. Ци есть совокупность и взаимодействие составляющих мира: энергии, материи, времени, информации и пространства. Нарушение этих составляющих в работе организма и будет проявляться, как полнота, пустота, блокада, противотоки, то есть изменения порядка, формы, мощности и скорости. Все, как вы, надеюсь, заметили, очень просто. С такой, примитивной, позиции мы и будем рассматривать влияние на организм лекарственных растений возлегающих на полках в наших аптеках.
Часть 3.
АИРА корневище.
Тонкая кишка. Поджелудочная железа. Серое вещество спинного мозга.
Влияет на все свойства и патологические состояния систем. Воздействие на память систем влияния.
Рекомендуется при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Считается, что корневище аира обладает желчегонным действием, способствует выделению желудочного сока. Обладает противовоспалительным, болеутоляющим и успокаивающим действием. В народной медицине применяется при воспалительных заболеваниях мочевыводящих путей. Терапевтический эффект возникает от непосредственного воздействия на тонкую кишку и поджелудочную железу. Поэтому применять растение следует, прежде всего, при дуоденитах, дискинезиях кишечника, язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, а также при поражениях поджелудочной железы. Влияние на серое вещество спинного мозга позволяет допустить и множество других положительных моментов при употреблении растения. Есть указания на способность препарата снижать артериальное давление. Особенно следует учитывать свойство препарата «стирать» в памяти систем влияния следы патологических состояний. И это прежде всего касается спинного мозга, где, несомненно, хранится значительное количество всевозможной информации о прошлом всего организма.
АЛОЭ сок.
Море пищи. Слизистые желудка, кишечника.
Нормализует порядок и скорость. Устраняет вредные ци и пустоту.
Применения при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, а так же, как общеукрепляющее средство, что вполне объяснимо, учитывая влияние на систему переработки и усвоения пищи. Есть еще одно обстоятельство. Нормализация желудочно-кишечного тракта и моря пищи дает возможность организму не только должным образом перерабатывать и усваивать пищу, но позволяет лекарственным препаратам, и растениям в том числе, оказывать желаемое терапевтическое воздействие. Если системы встречающие и усваивающие продукты и лекарства, не функционируют должным образом, никакое самое замечательное лечебное средство не даст необходимого эффекта. Поэтому так важно поддерживать системы, связывающие нас с пищевыми внешними ресурсами, в работоспособном состоянии.
АЛТЕЯ корни.
Лёгкие. Желудок. Подкожно-жировая клетчатка.
Влияет на все свойства и патологические состояния систем.
Используют при заболеваниях лёгких, верхних дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта. Обладает противовоспалительным, отхаркивающим, болеутоляющим, обволакивающим действием. Влияние на плотный орган легкие предполагает непосредственное воздействие, нормализацию всей системы: легкие – толстая кишка – кожа. Воздействие на желудок и подкожно-жировую клетчатку предполагает использование препарата в терапии как избытка, так и недостатка веса, а также при всевозможных отеках. Поскольку нарушение в обмене жидкостей заметней всего проявляет себя именно в подкожно-жировой клетчатке.
Дата добавления: 2016-07-11; просмотров: 1365;