Практическое занятие 7
«Интерес к собственному страху». Интерес – хорошая комплексная реакция, сочетающаяся с сосредоточенностью, энергичностью, умеренностью. Включат в себя элементы анализа собственных страхов. Юный спортсмен задает себе вопрос: «Интересно, как я пройду эту дистанцию в условиях опасений?», «Интересно, о чем мне сейчас хочет сказать мой страх?» «О том, что ты неудачник?» - ответ неверный, «О том, что стоит обратить внимание на (что?), сделать (как?), подстраховаться (в чем?) (конструктивны варианты)». «О том, что что-нибудь случится»? – ответ неполный, не конструктивный. Должно быть: «Что именно может случиться и как поступить в этом случае». Условие таких внутренних диалогов, по мнению Е. Тихвинской, - отсутствие цензуры. Подсознательно разрешается генерировать любые варианты, но сознание вправе задавать уточняющие вопросы. Ребята, успешного вам диалога с самим собой!
Пословицы и поговорки
Героем упадешь – поднимут, трусом упадешь – раздавят.
Молодец против овец, а против молодца и сам овца.
Трусливому зайке и пенек – волк.
Если боишься – не говори, если сказал –не бойся (арабская пословица).
Трус и таракана принимает за великана.
Дома петух, а на улице цыпленок.
За одного смелого семь несмелых дают, да и то не берут.
Не бойся медлить, бойся остановиться (китайская пословица).
Слепой призраков не боится (немецкая пословица).
Трус умирает тысячу раз, храбрый джигит однажды.
В согласном стаде волк не страшен.
Установки:
• «Из чего твой панцирь, черепаха?» - я спросил и получил ответ:
«Он из пережитого мной страха, и брони надежней в мире нет» (Р. Загайнов).
• «Благодаря ошибкам мы достигаем совершенства» (Р.Л. Райт).
• «Наш страх – это источник храбрости для наших врагов» (Т. Манн).
Психолого-педагогическая деятельность
По минимизации проявления тревожности
Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующееся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности. Современные исследования тревожности направлены на различение ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожностью, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности как результата взаимодействий личности и ее окружения (102, 408 с.).
Тренеру на заметку
• Тревожные переживания характеризуются ожиданием неопределенной угрозы, надвигающейся опасности. В отличие от эмоции страха тревога не имеет определенного источника, это «страх неизвестно чего». Психологи различают тревогу как состояние тревожность как черту личности. Тревога как состояние присуща всем людям. Определенный уровень тревоги необходим для мобилизации эмоциональных, интеллектуальных и волевых ресурсов человека. Этот оптимум тревоги зависит от индивидуальных свойств человека (Возбуждение перед стартом, учащение пульса и др. – критерии соревновательной готовности). Именно оптимум. Но когда тревожность чрезмерно высока, предстартовая реакция становится нересурсной (предстартовая лихорадка, апатия). Главное, чтобы тревожность не стала личностной чертой ребенка. Чрезмерная тревожность связана с неуверенностью, ожиданием неприятностей, проявлениями мнительности, недоверчивости. Тренеру желательно выяснить причину внутреннего конфликта ребенка, в чем он заключается, в чем ребенок не согласен с самим собой, какие противоречивые стремления и желания сталкиваются в нем.
• Причиной возникновения тревожности являются противоречивые требования к ребенку. В ребенке сталкиваются два-три мнения («Нет» - позиция матери, «Да» - позиция отца; «Следует попробовать» - позиция тренера).
• В основе внутреннего конфликта может лежать внешний конфликт – между родителями, между семьей и школой, между взрослыми и сверстниками.
• Ребенок становится тревожным только тогда, когда он принимает близко к сердцу позицию конфликтующих сторон, когда этот конфликт становится частью его эмоционального мира. Так, позиция (в равной степени) ценностного отношения и к тренеру, и к родителям вынуждает ребенка быть невольным участником конфликта. Желание никого не огорчать приводит к состоянию тревожности: «Как быть? Как действовать? Что предпринять?».
• Внутренний конфликт, являющийся поводом развития тревожности, может быть вызван неадекватными требованиями:
- со стороны родителей: «Ты должен быть лучшим спортсменом в своей команде!», «Ты должен учиться на «отлично» (кстати, великий ученый Эйнштейн был двоечником по физике);
- со стороны тренера: «От твоей игры зависит успех команды»; «Твое выступление определит результат всей нашей работы»;
- со стороны самого спортсмена, усвоившего содержание внешних требований: «Мне нравится эта позиция «Я – лучший», во что бы то ни стало я должен соответствовать ей, каждую секунду отстаивать эту позицию!».
• Внутренний конфликт может быть обусловлен постоянно меняющимся поведением и отношением родителей, когда проявление любви осуществляется родителями при успешных с точки зрения самих родителей действиях ребенка, родители иногда манипулируют дистанцией в интимном пространстве ребенка, то, приближаясь, то отдаляясь, если ребенок не соответствует их ожиданиям. Ребенок при этом боится потерять эмоционально востребованные отношения. В возрасте 11-12 лет ребенок устает от манипуляции дистанцией и перестает реагировать на это условное наказание.
• Юный спортсмен устойчив к одноразовым стрессам, он достаточно быстро забывает эти переживания. В поведении ребенка появляется тревога, когда внешний конфликт переходит во внутренний.
• По мере того, как развивается тревога, анализ ребенка о том, что его беспокоит, становится все менее информативным (ощущается иррадиация). Ситуация, стимулирующая проявление тревоги, может быть далека от истинной причины переживаний.
• Поведение тревожных детей-спортсменов может быть самым разнообразным. Первая производная тревоги – это страх. Лучше бояться чего-то, чем неизвестно чего, и тревога начинает связываться с определенными ситуациями-стимулами. Ребенок, пришедший в новую команду, устраивает там драку. В этом случае страх неизвестности обретает материализованную форму – конкретного ребенка-оппонента. Поэтому не стоит удивляться возникновению конфликтов в процессе вхождения юного спортсмена в коллектив.
• Кроме того, существуют иные формы ухода от тревоги – это ритуалы: фигуристы ступают на лед с правой ноги; перед соревнованием прослушивается любимое музыкальное произведение. Но этот страх может быть замещен страхом «забыть совершить ритуал». В связи с этим, ритуалы в спорте должны быть динамичными, нестандартными, развивающимися в смысловом и формальном аспектах.
Тренеру необходимо избегать еще один частый исход тревожных переживаний – апатию. Ущемление интересов ребенка ведет к их потере, и как следствие, снижается активность, неудовлетворение потребностей ведет к снижению этих потребностей.
• Тренер должен наблюдать за поведенческим маркерами юного спортсмена.
• Методика избавления от истинных причин тревоги:
- повышать самооценку юного спортсмена;
- хвалить ребенка как можно чаще;
- не скупиться на проявления любви, не смотря на то, что тренер «призван сохранять дисциплину»;
- предоставлять ему полную свободу проявления любой инициативы, как на тренировках, так и на соревнованиях;
- родителям окружить юного спортсмена доброжелательными, ничего не требующими от него людьми вне тренировочного и соревновательного пространства, которые в то же время увлечены каким-то делом, показать ребенку присутствие альтернативы. «Кто не чувствовал ни волнения, ни беспокойства, - тот или никогда не искал истины, или вполне убежден, что раз и навсегда ее нашел.» Ж.. Гюйо.
В ходе учебно-тренировочного процесса желательно проводить:
- формирование уверенного поведения (выявление его атрибутов: телесных и поведенческих; проигрывание в ситуациях);
- обучение эффективному целеполаганию (позитивная формулировка, достижимость, конкретность) тренер, родители, дети используют речевые формы описания ценностных ориентаций, установок, убеждений без частицы «не». Исключается: «Я не буду бояться противника». Принимается только установки типа: «Я – достойный соперник». «Я владею собой». «Я владею ситуацией». «Я навязываю тактику соревновательной борьбы»;
- коррекция уровня самооценки;
- коррекция негативных жизненных сценариев;
- обучение самоконтролю состояний и ситуации.
Перед соревнованием целесообразно акцентировать внимание на:
- усиление чувства уверенности в себе при помощи отвлечения от проблемной ситуации, восстановление в памяти успешных соревновательных мгновений, создание боеспособного состояния детей с проговариванием речевок, девизов, создающих атмосферу психологической взаимоподдержки всех игроков;
- снижение уровня отрицательных эмоций при помощи дыхательных техник;
- включение в жизнь ребенка положительных эмоций (психологическая поддержка тренера, родителей, значимых людей);
В ходе соревнования можно использовать:
- выбор правильной стратегии, своевременная коррекция направленности деятельности;
- постановка адекватных целей;
- поиск и озвучивание результатов позитивного мышления, как можно приобрести положительный опыт;
- диссоциирование от отрицательного результата, внутриличностных переживаний;
- сопоставление ресурсов (технологичность поиска рациональной стратегии поведения): что есть, что необходимо добыть, как и кому приступить к выполнению плана, что должен делать каждый;
- нахождение новых смыслов деятельности;
- оптимизация межличностного общения.
После соревнования поведение тренера и значимых людей должно характеризоваться:
- отсутствием критики;
- конструктивной оценкой деятельности, утверждающей позитивные ожидания;
- определением ведущей мотивации каждого юного спортсмена;
- коррекцией неадекватного поведения родителей;
- отсроченным анализом деятельности юных спортсменов и оптимистическим прогнозом на будущее;
- определением путей педагогической оптимизации отношений: к самому себе, к другим (родителям, тренеру), к деятельности;
- анализом причин стрессов: неготовность к преодолению внутренних причин; неготовность к минимизации внешних отрицательных воздействий.
Дата добавления: 2020-06-09; просмотров: 408;