Идеология эпохи Нового времени и Просвещения.
Несмотря на значительные сдвиги в общественном сознании в эпоху Возрождения, оно все еще продолжало оставаться религиозным. В связи с этим серьезные подвижки могли произойти только при условии включения в процесс преобразования общества религиозных факторов. Поэтому вполне закономерным стало явление Реформации (лат. – преобразование, исправление) – широкого общественно-политического и идеологического движения, охватившего почти всю Европу 16 в. Реформация, изначально ставившая перед собой задачи реформирования, обновления церкви, вместе с тем подготовила идеологическую базу для ранних буржуазных революций, воспитав особый тип человеческой личности, сформулировав основы буржуазной морали, философии, идеологии гражданского общества, заложив основополагающие принципы взаимоотношений индивида, группы и социума. Протестантизм выработал особую этику – этику труда, экономической деятельности, договорных отношений, аккуратности, педантизма и прочих буржуазных добродетелей. Протестантская этика вобрала в себя лучшие достижения западного средневековья, сохранила традиции древнеримского права, самоуправления городов, автономию университетов. Реформация обеспечила особенные черты культуры Нового времени в области философии, науки, искусства, морали. Выдвинутые тремя выдающимися реформаторами (Лютер, Цвингли, Кальвин) принципы об «оправдании верой» и Священном Писании как единственном источнике истины имели огромные социальные и политические последствия. Принцип оправдания одной лишь верой делал ненужным значительную часть церковного аппарата (вплоть до отказа от него вообще), а вместе с ним и духовенство, и церковь как феодальное учреждение. Признание единственным источником истины Евангелия лишало католическую церковь и папу римского власти и авторитета, выдвигало на первое место церковную общину, а не священника. Внедрение этих принципов в культовую практику позволило приверженцам реформации (протестантам) создать церковь, отвечающую новым политико-экономическим условия, то есть, «дешевую» церковь. Многие монархи, желавшие избавиться от чрезмерной опеки со стороны папства, поддержали новое религиозное направление и способствовали перестройке церкви в своих владениях. Сохранились лишь некоторые религиозные праздники, было отменено иконопочитание и почитание мощей, сохранено лишь два таинства из семи (крещение и причастие), богослужение состояло преимущественно из проповедей, общих молитв и пения псалмов. Протестанты не признавали культа святых, ангелов, Богородицы, отрицали существование чистилища, отменили институт монашества и целибата (безбрачие для священников). Священники в протестантизме избирались религиозной общиной. Все это выражало стремление бюргерских кругов (зарождающейся буржуазии) превратить религию (бывшую до того верной опорой феодализма) в своего союзника. Наиболее полно отвечал буржуазному духу кальвинизм, идеалом которого было стяжание, самоограничение, аскетизм, труд. Кальвин полагал, что Бог в своем абсолютном предвидении еще до сотворения мира заранее обрек одних на погибель (имеется в виду погибель души), а других к спасению. Это предопределение абсолютно неизменно и неотвратимо, человек не может знать мотивов Божьей воли. Поэтому предопределенность закономерно и постоянно определяет поведение каждого конкретного человека. Это сила, которая побуждает человека творить добро, и покидающая ее в минуту совершения зла. Никому не дано знать замыслы Божьи, поэтому никто не может знать, предназначен ли он к спасению, или же к погибели. Но каждый имеет право думать, что он является избранным и напрягать свои силы, чтобы всей своей жизнью доказать, что он достоин спасения. Об этом можно догадаться по тому, насколько удачен человек в делах своих. Успех в работе, удача, прибыль – свидетельства возможной избранности, предназначенности к спасению. Однако все это – не сиюминутное, одномоментное явление. Необходимо каждый день убеждаться в своей избранности, каждый день трудиться, приумножая результаты своего труда. Таким образом, протестантская этика ориентировала человека на непрерывную деятельность, а труд рассматривала как выполнение долга перед Господом. Вместе с тем, результаты труда должны использоваться не для потребления, не для наполнения жизни роскошью и богатством – они должны вновь пускаться в дело, чтобы приумножать достигнутое, вновь и вновь убеждаясь в благосклонности Бога. В личной же жизни идеалом объявлялся аскетизм, бережливость, скромность. Человек должен использовать свое время для работы; в свободное же время следует посвящать молитве. Причем труд предпочтительнее молитвы: в кальвинизме было значительно уменьшено количество религиозных праздников, специально для увеличения количеств рабочих дней. Тем же, кто не достиг успеха, не следовало роптать на Бога, а спокойно, с достоинством нести свой крест. Покорность судьбе и добродетельный труд есть долгом перед Богом, жизненное призвание человека, предназначенное ему Богом. Другая важная идея кальвинизма – невмешательство бога в закономерности мира. Впоследствии была выработана идеология деизма, предполагавшая некую философскую религию, в которой под «Богом» мыслился безликий высший разум, управляющий природой, деизм также предполагал невмешательство Высшего существа в дела мира.
Кальвинизм стал идеологической основой первых буржуазных революций – Нидерландской (1566) и Английской (1640). В Англии возникло особое направление Реформации – пуританизм (от лат. purus – чистый, подразумевалась чистота нравов). Англиканская церковь, сохранявшая множество элементов католицизма, подвергалась нападкам. Требование удешевления церкви привело к упрощению образа жизни пуритан, самый быт которых соответствовал условиям эпохи первоначального накопления капитала. Стяжательство и скупость являлись их основными добродетелями, накопление ради накопления – девизом. Торгово-промышленную деятельность пуритане рассматривали как божественное «призвание», а само обогащение – как признак избранности и видимое проявление божьей милости. Из-за преследований немало пуритан переселились в Северную Америку, положив начало ее колонизации.
Новая идеология сопровождалась серьезными изменениями в процессе производства: появляется качественно новое предприятие, отличное от ремесленно-цехового – мануфактура. Последняя основывалась на разделении труда и специализации, что позволило повысить производительность труда и, соответственно, снизить себестоимость продукции. Необходимость серьезных расчетов, прогнозирования, пользования кредитом вызвали рождение новой науки – политической экономии, первой экономической теории – меркантилизма. Практицизм, рационализм проявлялись и в вопросах религии: формулой примирения после религиозных войн стал принцип «Чья земля, того и вера».
В 17 веке в Европе возникло культурное движение, впоследствии, в 18 в., ставшее широким и повсеместно распространенным, известное в истории под названием Просвещения (во Франции его называли «Веком света» - Siecle des lumieres, в Италии - Illuminismo). Сами современники называли 18 столетие веком Просвещения, а передовые деятели культуры этого столетия получили название просветителей. Европейское Просвещение – исторически конкретный комплекс идей, который привел к образованию определенной системы культуры. Сравнительно с Возрождением, Просвещение означало глубокий переворот не только в умах относительно узкого круга идеологов, но и в сознании огромных масс людей. Просвещение понималось шире, нежели простое распространение знаний и образования, содержало в себе моральное и гражданское воспитание, а также утверждение «истинных» идей о мире, обществе и человеке. Идеи же распространения грамотности были выдвинуты уже идеологами Реформации, поскольку доктрина самостоятельного постижения Бога предполагала возможность ознакомления со Священным Писанием, что требовало определенного уровня грамотности. Поэтому в странах Северной Европы, где укоренился протестантизм, в большом количестве стали появляться городские и сельские школы, где можно было овладеть грамотой. Поэтому последовавшая затем эпоха Просвещения нашла для своих идей относительно подготовленную почву: в противном случае публицистика просветителей не имела бы столь широкой аудитории.
В истории человечества 18 в. вообще занимает особое место. Во всех сферах жизни общества формируются новые социально-экономические отношения и очень быстро, на протяжении жизни двух-трех поколений существенно изменяется мировоззрение человека, возрастает его творческий потенциал. Наиболее важными моментами этой эпохи были: секуляризация (светскость) общественного сознания, распространение идеалов протестантизма, возрастание интереса к научному и философскому знанию, бесконечная вера в преобразующие возможности образования. Название Просвещения возникло вследствие твердого убеждения просветителей во всемогуществе разума и распространяемого им света знаний, разгоняющего тьму невежества, заблуждений и предрассудков. Стоит только «просветить умы» относительно нелепостей религии и несовершенства существующего общественного строя, стоит только показать людям путь к разумной организации жизни – и торжество идеального царства свободы, равенства, всеобщего счастья обеспечено. В произведениях просветителей «все прежние формы общества и государства были признаны неразумными и отброшены… теперь впервые взошло солнце, наступило царство разума и с этих пор суеверие, несправедливости, привилегии и угнетение должны уступить место вечной истине, вечной справедливости, равенству, вытекающему из самой природы, и неотъемлемым правам человека». Истоки культуры эпохи Просвещения находятся в гуманистической идеологии эпохи Возрождения, в рационализме Декарта, в политической философии Локка, в деизме. Культурное движение Просвещения получило свое начало в Англии, поскольку основная идея «естественного человека» была выдвинута еще Гоббсом: однако он считал для человека естественным лишь безграничное стремление к собственной выгоде. Для просветителей же 18 века (представленных, главным образом, французскими мыслителями) «естественный человек» превращается в «человека вообще» – абстрактное существо, в основе своей разумное, доброе и общественное. Человек эпохи Просвещения был рационалистом, то есть, тем, кто руководствуется разумом. Рациональный человек приобщился к новой жизни при посредстве обучения, воспитания, самообразования, широкий круг общения. Он открывал для себя неведомый книг, печатного слова. Жизнь рационального человека посвящалась определенной цели, поиске путей для ее достижения; он стремился ко всему новому, более совершенному. Он улучшал орудия труда и технологию производства, постоянно ставя перед собой вопрос: как действовать лучше. Рациональный человек продуманно вел хозяйство, рационально используя рабочее и свободное время. Именно рациональное создавало значительное количество материальных благ, составляющих богатство общества. Такой человек стремится влиять на условия своей жизни, поэтому он постоянно добивается от власти признания свои прав, осознает себя личностью, обладающей права на свободный выбор и ответственность за его последствия.
Провозглашенное просветителями царство разума по своей исторической сущности было не чем иным, как идеализированным здравым смыслом буржуазии, которая готовила себе идеологическую основу прихода к власти. Но, несмотря на свое всевластие, разум должен был считаться с тем, что существующие условия не позволяли совершить практическое преобразование общества. Это обусловило наибольшую активность культурной жизни в сфере духовно-практического освоения мира, прежде всего в философии и искусстве. В центре всех философских школ, систем, течений того времени находится, как правило, активный деятельный субъект, который способен познавать и изменять мир соответственно своему разуму. А разум рассматривался в рационалистических системах как источник всей субъективной деятельности человека. Разум как существенная характеристика субъекта выступает и как предусловие, и наиболее яркое проявление иных характеристик: свободы, самодеятельности, активности и т.п. Человек как существо разумное, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношения на разумных началах. На этом основании декларировалось право человека быть равным с другими, свободным во всех своих решениях и действиях, разрабатывать меры для обеспечения гражданских и политических свобод. Разум отождествлялся со здравым смыслом, освобождающим человека от суеверий, предрассудков, отживших представлений, догм.
Условием деятельного бытия человеческого существа, которое гарантирует достижение им своих целей, отстаивание собственного существования, в отличие от пассивного переползания с одного дня в другой, провозглашался «разумный эгоизм». Стимулом должно было стать безграничное честолюбие, которое опиралось на общественное мнение о моральном преимуществе таких черт, как энергичность, рассудительность, настойчивость. Таким образом, существеннейшей чертой Просвещения является «поворот» к человеку. Мыслители-просветители главное внимание обращают на человеческое общество, историю, беды и страдания человека. В связи с этим основной акцент делается на разум, пути и методы приведения общества в соответствие с требованиями разума, прежде всего, таких, как равенство, справедливость, свобода, братство. Т.о., Просвещение обращается к человеку, но в отличие от периода Возрождения, когда были выдвинуты гуманистические идеалы творческой и неповторимой человеческой индивидуальности, Просвещение формирует своеобразный «общий знаменатель», на который возводятся отдельные индивиды, и который проявляет себя как абстрактный признак, который является «знаковым» не с точки зрения личносто-человеческого содержания, а с позиций «узкотехнических». Именно такого человека, «усредненную личность», представителя «суррогатной сообщности», «машину из костей и мускулов» и ставило на первый план Просвещение.
Для культуры европейского Просвещения во-первых, характерен деизм (учение о Боге как творце вселенной, которая после создания подчинена естественному, закономерному течению событий (ходу событий). Деизм, как учение вольнодумства (свободомыслия), открывал возможность выступить против религиозного фанатизма и христианской церкви, за свободу совести и освобождения науки и философии от опеки церкви. Вере противопоставлялся разум. Отсюда закономерно вытекала веротерпимость, антиклерикализм (хотя значение религии не отрицалось: Вольтер, призывавший «Раздавить гадину!», то есть ортодоксальных церковников, в то же время отмечал: «Если бы Бога не было, его следовало бы придумать!»). Во-вторых, апелляция просветителей к природе при отклонении от христианской идеи. В третьих, культуре эпохи Просвещения присуща так называемая научность. Наиболее характерной чертой ученых 18 в. явная убежденность в необходимости объяснять все явления природы исключительно естественными причинами. С «научным духом» связана такая черта культуры эпохи Просвещения, как рационализм. Стремились провозгласить как бы новое Евангелие, Евангелие Разума, которое сводилось только к человеческому разуму. Идеологи просвещения верили, что при помощи разума будет постигнута истина о человеке и окружающей его природе. Рационализм – основополагающая чета культуры эпохи Просвещения, поэтому естественно, что просветителям присущ рационалистический индивидуализм, неразрывно связанный с гуманизмом, так как гуманизм исходил из представления о рациональной суверенности человека. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики; человек может и должен действовать разумно; общество может и должно обустраиваться рационально. В-четвертых, определяющей для эпохи Просвещения есть идея прогресса, который тесно переплетался с понятием разума. Тесно связанный с наукой разум превращается в ее главное орудие. Именно в эпоху Просвещения сформулирована вера в прогресс посредством разума. В-пятых, для культуры этой эпохи характерна абсолютизация значения воспитания в формировании нового человека. Деятелям того времени казалось, что достаточно создать рациональные условия для воспитания детей – и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены (как говорил Гельвеций, «воспитание может все, даже научить медведя танцевать»). Философы делали ставку на нового человека, свободного от наследия той или иной философской, религиозной или литературной традиции.
Абсолютная монархия трансформировалась в просвещенный абсолютизм, ссылаясь на «общее благо». После утверждения в Европе идей «общественного договора», что налагало определенные обязательства. Поэтому даже монархи стремились активно приобщаться к науке и искусству, исповедуя просвещенный абсолютизм, выставляя себя «друзьями просвещения», «слугами общества», сторонниками либеральных реформ. При этом правители стремились использовать идеи Просвещения в своих интересах. Во Франции абсолютная монархия стремилась подчинить своему контролю всю культурную жизнь страны. В 1634 г. была создана Французская Академия (ее члены занимались составлением словаря грамматики французского языка), через которую правительство пыталось воздействовать на ход литературной жизни, Академия надписей, Академия наук, Академия живописи и скульптуры, Академия архитектуры. Король назначал писателям и художникам пенсии и премии, брал их под свое покровительство; за это они должны были прославлять мощь и величие короля и Франции. На людей литературы и искусства оказывалось настойчивое давление на их творческие замыслы. Королевский двор был законодателем художественного вкуса, а «король-солнце» Людовик XIV считал себя просвещенным монархом, способствующим развитию искусств и науки. Яркими представителями «просвещенных монархов» были прусский король Фридрих II (который увлекался французскими писателями, был дружен с Вольтером, отличался веротерпимостью, ввел всеобщее начальное образование) и русская императрица Екатерина II (переписывалась со многими выдающимися философами: Вольтером, Дидро, Гриммом, ввела начальное образование, пыталась вести парламент и проч.)
Просвещение затронуло изначально социальные верхи европейского общества. Аристократия, дворянство потянулись к знаниям. Ученый, мыслитель, философ стали объектами поклонения, окружены всеобщим вниманием, а беседы на научные и философские темы стали правилом хорошего тона. Ученые приглашались в великосветские салоны. Постепенно сформировалась значительная новая культурная общность людей – интеллектуальная, образованная элита, которая занималась умственным трудом – интеллигенция. Особенное влияние на умы той эпохи имели французские просветители, “никаких внешних авторитетов какого бы то ни было рода они не признавали: религия, понимание природы, общество, государство, государственный порядок – все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего”. Выражением их деятельности стало издание “Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел”, инициатором которого был Дени Дидро, который подбирал и вдохновлял авторов. Он сам написал много статей по вопросам политики, морали, искусства, философии, техники и сельского хозяйства. В “Энциклопедии” участвовали люди различных философских и политических убеждений – ученые, писатели, врачи, инженеры, путешественники знатоки мореплавания, военного дела и пр. Всего вышло 28 томов, из них 11 – иллюстрации и гравюры.
3. Литература и искусство.
Новое время характеризуется невероятным развитием литературы и литературной деятельности. В аристократической среде распространялся вкус к литературным занятиям: эпистолярный жанр (литературные произведения в форме писем), мемуары, философские мысли. Среди них выделялся Франсуа де Ларошфуко, автор сборника афоризмов и сентенций «Максимы», в котором высказал много горьких и справедливых истин о современном ему аристократическом обществе. Выдающуюся роль в становлении французского театрального искусства сыграл Пьер Корнель, первым превративший трагедию в средство художественного осмысления больших проблем общенационального значения. Самым известным произведением Корнеля стала трагикомедия «Сид», воспевающая патриотизм и служение государству. Впоследствии возникает жанр так называемой прециозной (жеманной) литературы, проявлявшейся в лирических произведениях и драматургии: ее представителями были Тома Корнель (писал пьесы в жанре «галантной трагедии») и Филипп Кино. Другими представителями французского классицизма являются Никола Буало (создал трактат «Поэтическое искусство», в котором подчеркивал воспитательное значение искусства и призывал подражать облагороженной и очищенной разумом природе, прославлял разум как источник художественного познания жизни) и Жан Расин, выдающийся драматург. Трагедии Расина прозрачны и четки по своему построению, он переносит центр тяжести на изображении душевного мира героев, а не на интриги. Используя мифологические («Ифигения», «Андромаха», «Федра») или исторические сюжеты («Александр Великий»), автор создавал и прославляющие двор произведения, и остро критиковал бездушие придворной жизни. В юмористическом и сатирическом жанре работали создатель французской национальной комедии драматург Жан Батист Мольер (наиболее выдающиеся произведения – «Тартюф», «Мещанин во дворянстве») и баснописец Жан Лафонтен, которые бичевали пороки общества.
Просветители создали жанр философского романа и повести, которому было свойственно «умение выразить шуткой, штрихом воображения или самими глубокими событиями романа результаты глубокой философии». В Англии философский роман трансформировался из популярных «плутовских» романов, наполненных приключениями и авантюрами. Даниель Дефо создает роман большого социального и философского смысла, в котором отразились идеи Просвещения и мышление Нового времени – «Робинзон Крузо», создав новый тип героя – трудолюбивого, усердного, глубоко верующего буржуа, исполненного пуританских добродетелей, который благодаря труду и вере не только выживает в сложных условиях, но несет свет истины другим. Джонатан Свифт создал сатирический роман «Путешествия Гулливера» - политический памфлет. Генри Филдинг в своих произведениях не идеализировал человека, но верил в его добрую сущность: герой его лучшего романа «История Тома Джонса, найденыша» не лишен недостатков, совершает немало ошибок, но благодаря искренности и доброте выходит победителем над носителями зла. Но особенно много выдающихся писателей эпохи Просвещения дала миру Франция. Одним из наиболее популярных был Мари Франсуа Аруэ (Вольтер), создавший множество литературных («Орлеанская девственница», «Генриада»), философских («Философские письма», «Философский словарь»), исторических («Век Людовика XIV», «О нравах и духе народов»), драматических («Брут», «Эдип», «Магомет») произведений, блестящих по форме и содержанию, участвовал в создании «Энциклопедии». Руссо в романах «Эмиль, или о воспитании», и «Новая Элоиза» высказывал идеи необходимости трудового воспитания. Сатирическое изобличение человеческих пороков и недостатков политического строя современной ему Франции дал в своих знаменитых комедиях Пьер Огюстен Карон де Бомарше («Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»). В Италии творил знаменитый драматург Карло Гольдони: его пьесы «Слуга двух господ» и «Трактирщица» пользуются популярностью по сей день. Он высмеивал мотовство, распущенность, бездельничанье аристократии и дворянства, подчеркивая деловитость, предприимчивость и семейные добродетели буржуа, а также честность, энергичность и сметливый ум представителей народа.
Особую роль в жизни общества стали играть публицистика и появление периодических изданий. Еще в эпоху Реформации и Крестьянской войны в Германии появились «Летучие листки» - массово издававшиеся программные документы, воззвания, новости. В Италии появились листики с новостями, стоившие самую мелкую монетку – gazetta. Так возникла периодическая печать, на старницах которой вели полемику оппоненты, разгорались нешуточные баталии: пресса превратилась в орудие политической борьбы.
В искусстве данного периода изначально господствовал стиль «барокко», название которого произошло от испанского слова, означающего необработанную жемчужину (perola barоcca). Для барокко характерны отсутствие непременного стремления к симметрии, вольность полета фантазии творца, отсутствие сдерживающих и предписывающих канонов, кроме чувства прекрасного и гармоничного (некоторые из ярых приверженцев стиля Возрождения даже именовали его «Уродливый стиль»; одно из названий – «Stil nuova», Новый стиль). Наибольших высот искусство 17 в. достигло в области архитектуры. Дворцы, церкви, театры и загородные виллы этого века поражают великолепием и декоративностью. Ровная поверхность стен покрывается многочисленными выступами, карнизами и нишами. В планировке и украшениях на смену спокойной прямой линии приходит прихотливая кривая. Пышно отделываются порталы входов и окна. Используя законы перспективы, архитектор искусственными приемами создает впечатление глубины пространства. Впервые в это время перед зодчим стает задача создания подчиненного единому замыслу ансамбля, в который включается не только сам дом, но и окружающее его пространство – площади, улицы, дворцы и виллы, сады с гротами, фонтанами, беседками, мостами при этом вырабатывается органическое соединение всех видов изобразительных искусств, в котором ведущая роль принадлежит архитектуре. Скульптура и живопись выполняют служебные функции, становятся неотъемлемой частью архитектурного оформления. Скульптура барокко менее использует обнаженное тело, которое прикрывается бесчисленными складками, затейливым расположением которых скульптор стремиться создать игру светотени и передать подобие движения. Огромные живописные плафоны и фрески, на которых художники изображали небо, облака, летящие фигуры, далекие просторы, создавали иллюзию большого пространства. В изобразительном искусстве Нового времени новое слово сказали нидерландские живописцы (голландцы), которые ввели новые, до сих пор неизвестные жанры – групповой портрет, бытовой жанр, а также пейзаж и натюрморт. Продукция живописцев пользовалась большим спросом, а обилие талантливых художников делало картины доступными. Придворная живопись в Голландии отсутствовала, кальвинистская церковь не вмешивалась в вопросы искусства. Это определяло значительно большую, нежели в других странах, свободу творчества, поскольку художник не зависел от мецената или монарха-покровителя, а работал на рынок; впрочем, это ставило людей искусства в зависимость от вкусов буржуазного общества. Поэтому большинство живописцев обращалось к самой жизни, к натуре: центральное место в их творчестве занимает реальный человек в реальном окружении. Как говорил Рембрандт, «Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди – все служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас. В отечестве ты откроешь так много любезного сердцу, приятного и достойного, что, раз отведав, найдешь жизнь слишком короткой для правильного воплощения всего этого». Большую известность приобрел Франс Хальс, создавший множество групповых портретов городского ополчения, цеховых старшин, корпораций врачей, ученых и пр. Наиболее популярным из-за своей близости к реальной жизни в голландской живописи был бытовой жанр, сценки из бюргерского быта: повседневные хозяйские хлопоты, сцены развлечений (домашний концерт, игра в карты, застолье), сцены крестьянского быта. Подобные картины были, как правило, небольшого, «кабинетного» размера (поэтому их авторов называют «малыми голландцами»), но отличались тщательностью исполнения (одним из выдающихся «малых голландцев» был Ян Вермейер). Популярна была пейзажная живопись: изображение обычных сельских видов, мельниц, деревенек, укромных лесных уголков, городских улочек и площадей, от которых веяло уютом и спокойствием, а также морские пейзажи. Умение за каждым самыми обычными предметами бытовой обстановки чувствовать стоящего за ним человека позволили голландским живописцам создать и поднять на небывалую высоту натюрморт – изображение неодушевленных предметов, как правило, сервированных столов, букетов и проч.
Новое время ознаменовалось значительными сдвигами в культурной жизни. В частности, получило развитие такое явление, как театр, который из зрелищ религиозного характера для ограниченного круга лиц превратился в массовое зрелище для народа, народный театр. Возникает он практически одновременно в Италии, Англии, Испании. В Италии были широко распространены были карнавалы, на которых каждый веселился, как умел; но там же вступали профессиональные «забавники» – буффоны, рассказывающие разные истории, подражающие птицам и животным. В середине 16 в. они стали объединяться в актерские труппы: так возник профессиональный театр, «commedia dell’arte» - комедия масок. Каждый актер «выполнял только одну маску», т.е. играл всегда один и тот же тип (то, что позже назовут амплуа). Народная комедия не имела писаного текста, актеры не имели и не заучивали ролей, у них был только короткий сценарий, где излагался общий ход событий и порядок появления на сцене – все остальное было импровизацией (это позволяло представлениям быть особо злободневными, так как цензура не могла их проверить). Обязательной принадлежностью спектакля были трюки, так называемые лаццо – акробатические номера, заранее подготовленные мизансцены, репризы. Представления давались без стационарных театральных помещений, прямо на площади. Комедия масок, возникнув в Венеции, стала первым профессиональным театром в Европе, распространившись в других странах. Весьма популярен театр был в Англии: в Лондоне во вт.пол. 16 в. было несколько общественных (доход получал актерский коллектив) и частных (доход получал владелец) театров, особенно известен был театр «Глобус», в котором трудился Вильям Шекспир. Помещение театра представляло огромный сарай-колодец (порой вместимостью до 1500-1800 чел.), вокруг партера шли три яруса лож для состоятельной публики. Занавеса не было, употреблялась примитивная бутафория: два искусственных дерева указывали, что действие происходит в лесу, серые четырехугольники обозначали окна, значит, действие происходит в доме. Театр не имел крыши (крытыми были только ложи): представления давались днем, так что искусственного освещения не требовалось. Женские роли исполнялись мужчинами. Характерной особенностью народного театра было обилие в его постановках исторических пьес о прошлом Англии. Выдающимся драматургом этой эпохи был Вильям Шекспир, написавший цикл ряд исторических драм-хроник («Генрих IV», «Ричард III» и проч.), создав тем самым грандиозную картину развития средневековой Англии, начиная с короля Иоанна до Генриха VII Тюдора. Также им создан ряд великолепных по художественному уровню трагических и комических пьес «Ромео и Джульетта», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», всемирно известные драмы «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», главная тема которых – разлагающая сила власти и богатства, падение нравственного уровня личности под влиянием свободной игры частных интересов. В Испании возникла самобытная и народная национальная драма, также создававшаяся для общественных театров. Знаменитым драматургом был Лопе де Вега (написал около 2200 комедий и сценок), который, создавая свои «драмы чести» и «комедии плаща и шпаги», использовал испанские народные романсы и хроники, итальянские новеллы, книги античных историков, сюжеты из истории разных народов. Особую известность приобрели драма «Фуэнте Овехуана» (Овечий источник) о борьбе крестьян за справедливость, и комедия «Собака на сене». Чаще всего героями выступают молодые испанские дворяне, люди нового склада, которые ведут борьбу за свободу чувств, за счастье, против деспотической власти отцов и опекунов. Другим известным автором был Педро Кальдерон де ла Барка, создававший «философские драмы» как для придворного, так и для народного театра. Музыкальная жизнь эпохи барокко ознаменовалась появлением нового сложного вида музыкального творчества – оперы. Ее родиной было Флоренция, где в кружке музыкантов и певцов возникла мысль создать спектакль, в котором соединились бы воедино музыка и слово. Изучая греческую трагедию, первые творцы оперы мечтали создать подобный ей спектакль, в котором впечатление, производимое драмой, усиливалось бы музыкой. Первые оперы создавались на сюжеты античных мифов («Орфей», «Ариадна», «Возвращение Улисса») пользовались огромной популярностью как при дворцах знати, так и у массового зрителя: возникает множество оперных театров. Установился определенный тип оперного спектакля: опера писалась на мифологический или легендарно-исторический сюжет, в ней сочетались трагические и комические моменты, спектакль парадно оформлялся и включал в себя балетные сцены, а также различные постановочные эффекты: чудесные исчезновения, пожары, землетрясения и проч. Позднее возникает опера-сериа («серьезная»), в которой сюжет становиться лишь предлогом для демонстрации искусства певцов-виртуозов и постановочных эффектов. В конце 18 в. возникает опера-буфф, которая характеризуется непритязательным бытовым сюжетом, быстро развивающимся действием, связью с народной музыкой. Италия на долгое время стала законодательницей моды в музыкальном искусстве, она экспортировала музыкальные произведения, певцов, композиторов, театральных декораторов.
Архитектура, живопись, скульптура, музыка также испытали на себе плодотворное влияние передовых идей Просвещения. Пышные архитектурные ансамбли, утверждавшие в архитектуре принципы абсолютизма, теперь казались слишком холодными. Если в 17 в. главное внимание уделяли фасаду здания, то в 18 интерьеру. Прямые линии казались слишком упрощенными, ее заменила в очертаниях предметов и лепных украшений кудрявая, волнообразная линия, характеризующая стиль рококо (от фр. rocaille – ракушка). Присущие этому стилю вычурность, изощренно-утонченное убранство интерьеров весьма характерны для периода разложения абсолютизма. Во Франции уже в 17 в. стал формироваться классицизм, в основе которого лежали античные художественные традиции. Огромное внимание уделялось созданию общественных архитектурных комплексов: площадей (дворцовых. Соборных), а также садово-парковых ансамблей. В программе пейзажных парков находили выражение многие основные идеи, питавшие просветительские утопии: сакрализация разума, вера в преобразующую силу воспитания, в естественное равенство, идеализация «естественного человека» и, наконец, эвдемонизм – пронизывающее культуру Просвещения стремление ко всеобщему счастью. Обрести его надеялись путем возвращения к природе. Одним из выражений этого явилось создание пейзажных «естественных» парков, которые, по мысли просветителей, должны были стать миром добра и красоты. Природа была центром просветительской картины мира, рассматривалась не только как фон, но и как основа человеческого существования.
В целом Новое время и эпоха Просвещения заложили основы, с одной стороны, технического переворота, проявившегося в ХІХ в., с другой серьезнейших социально-политических изменений в жизни общества, самым ярким и значительным проявлением которых стала Великая фра<
Дата добавления: 2020-06-09; просмотров: 429;