Палата представителей
Это нижняя палата, она представляет граждан, число мест каждого штата соответствует его доле в населении страны (формально именно ради этого раз в 10 лет проводятся переписи населения - чтобы перекроить число представителей от штатов в соответствии с изменениями в размещении граждан (apportionment). Формула непростая: сначала каждому штату хотя бы по 1, а потом остаток добавляется в соответствии с численностью населения (не избирателей, а именно населения). Потом внутри каждого штата начинается нарезка округов (districting), если их депутатов от этого штата больше одного – да так, чтобы тоже разница между округами по населению была наименьшей.
По переписи 2000 года пришлось перераспределить 12 мест. Нью-Йорк и Пенсильвания потеряли по 2 места, ещё 8 штатов (в основном на Северо-Востоке) ещё по одному – а всё потому, что там либо сокращалась численность населения, либо она росла медленнее, чем в стране в среднем.. Зато Техас, Джорджия, Флорида и Аризона приобрели по 2 места, потому что население тут особенно сильно выросло, ещё 4 штата приобрели по одному месту. Теперь самые большие штаты по числу конгрессменов – это главные по населению: Калифорния 53, Техас 32, Нью-Йорк 29, Флорида 25 (а было в 1990 году 31/23, то есть Флорида сильно отставала, а тут видно, что скоро сравняются – немыслимо представить!). Зато семь штатов имеют всего по 1 конгрессмену.
В 2010 году ещё предстоит принять данные переписи населения законодательным актом, после чего начнётся перераспределение мест. Пока что? cудя по предварительным данным, Техас наверняка приобретёт 3 новых места (а может и 4), по одному новому дадут Флориде, Джорджии, Неваде и Юте (итого как минимум 8), зато отнимут у тех, где численность населения росла медленнее: пару мест у Огайо и по одному у Айовы, Луизианы, Массачусетса, Мичигана, Нью-Джерси, Нью-Йорка и Пенсильвании (под угрозой также Миннесота, Миссури и даже – впервые в своей истории – Калифорния). Словом, могут перераспределиться примерно десяток мест – меньше прошлого раза. Видно, что в это десятилетие людность штатов росла ровнее…
Всего в палате 435 мест(с 1913 года, а в 1790 было всего 65), их занимают конгрессмены. Выборы в нее проходят каждые два года. Здесь большинство обычно принадлежит демократам, но с выборов 1992 года до 2004 – республиканцам. Однако Буш-младший, видать, всех достал, и на выборах 2006 года демократы вернули себе большинство, на выборах 2008 его усугубили – 257 мест против 178 у республиканцев. Однако в Америке давно сложилась традиция: на промежуточных выборах (без выборов президента) почти всегда проигрывает та партия, чей ставленник занимает Белый дом. Во вторник 2 ноября 2010 года его занимал демократ Обама, и демократы потерпели сокрушительное поражение и контроль за нижней палатой перешёл к республиканцам: у них теперь 242 места (на 64 места больше!!), а у демократов только 192 (там ещё один независимый)..
Сенат
Это верхняя палата, она представляет штаты - по два сенатора от каждого, всего 100 мест. Они избираются на шесть лет, но не все сразу, каждые два года обновляется треть Сената. Сенаторы обладают большим авторитетом. Помимо обычной работы, по которой они ничем не отличаются от конгрессменов, сенаторы утверждают назначения, сделанные президентом, ратифицируют международные договора и к тому же являются членами суда в случае, если нижняя палата возбудит дело об импичменте президента. Если учесть, что и служат они особенно долго, то понятно, почему их авторитет значительно выше, чем у членов нижней палаты.
Официально главная цель сената – представлять интересы штатов как субъектов федерации. До 1913 года их даже не выбирали, они назначались легислатурами штатов как своего рода послы штата в Вашингтоне. Но есть у сената ещё одна роль, о которой часто забывают: как бы охлаждать пыл нижней палаты. Основатели страны очень боялись негативных сторон демократии - того, что избиратели, не будучи профессиональными политиками, могут потребовать от своих избранников такого закона, который погубит страну (вроде предложений наших левых – давайте увеличим зарплату всем на треть! Сегодня, наверное, даже старушки в деревнях понимают, что это бесполезно: если объём товаров не увеличится тоже на треть, то инфляция быстро сожрёт это увеличение зарплаты, но лет 10 назад такой лозунг мог бы окрылить народ). Такому влиянию избирателей особенно подвержены конгрессмены в нижней палате, потому что их непосредственно избирает население, и ради переизбрания на следующий срок они должны населению всячески потакать. Сенат же, по замыслу основателей США, должен назначаться легислатурами из числа самых разумных и уравновешенных людей штата, которые должны как бы проверять решения нижней палаты. По сути, это орган как бы антидемократический, контрдемократический, но это тот балласт, без которого корабль потеряет остойчивость и перевернётся; без антидемократического сената демократия, считают американцы, не может действовать.
В сенате чаще побеждают республиканцы. Но в последние два кампании демократы добились большинства. В 112–м конгрессе у них 53 мест против 47 у республиканцев.
Палаты заседают отдельно, но их работа ведется в основном по тематическим комитетам (оборонном, бюджетном, финансовом и т.п.), названия которых почти полностью совпадают. Законопроект проходит сначала комитеты, потом пленарные заседания палаты, затем передается в другую палату, где проходит та же процедура. Для устранения расхождений в проектах палат создается согласительная комиссия. Согласованный проект голосуют в каждой палате и подают на подпись президенту, после чего он становится законом.
Комитеты.
Решающую роль играют комитеты. Все законопроекты попадают сначала в комитете, где подавляющее большинство из них гибнет, не добившись права быть представленным на пленарное заседание: ведь только после слушаний в комитете и множества его редакций законопроект может попасть в пленарные заседания палат. Так что председатели комитетов имеют огромное влияние на ход дел в конгрессе. Председателями становятся обычно по старшинству, но не обычному, а по длительности пребывания в палате. Партии представлены в каждом комитете в той же пропорции, что и в палате в среднем.
Обсуждать, а не голосовать. Стоит обратить внимание на то, что процедура специально затягивает разработку закона – это старинная британская традиция. Пусть, мол, законодатели подольше поспорят, пообсуждают, прежде чем голосовать. Это тоже странно для нас. У нас представление о демократии – это голосование, право большинства. Между тем тут две поправки. Во-первых, лакмусова бумажка демократии – это права меньшинства: насколько обеспечены его права (традиция: а вдруг окажется, что оно было право). Во-вторых (этому нас научили американцы во время похода за мир по Украине – были специальные многодневные уроки), секрет в том, чтобы сначала обсудить, рассмотреть все точки зрения, максимально сблизить их – и только после этого голосовать.
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 1371;