Методика исследования
Исследование выполнено на древесине сосны, приобретающей при имитационном старении наиболее выраженный глубокий рельеф. Использовали тангенциальный разрез, который в сравнении с радиальным разрезом имеет более сложный и декоративный рисунок. Размеры образцов, полученных воздушно-абразивной обработкой и брашированием, составляли 30х100х100 мм, влажность – 12±1 %. Поскольку художественно-промышленные изделия имеют разные размеры, как значительные (брус, вывески, столешницы и т.п.), так и небольшие (сувениры, письменные приборы, шкатулки и др.), то и эстетически оправданная глубина рельефа у разных изделий должна быть различной. В исследовании использованы образцы двух групп с разной глубиной рельефа – малой (0,5≤ Rmmax ≤0,7 мм) и большой (1,2≤ Rmmax ≤1,9 мм).
Величину Rmmax определялииндикаторным глубиномером ГИ-100 по методике, рекомендованной ГОСТ 15612-85 [34].
Применяли прозрачное и непрозрачное (белого и черного цветов) лакокрасочные покрытия производства фирмы «Tikkurila» глянцевые со степенью блеска 50% и матовые со степенью блеска 15%: лак бесцветный «Яло» матовый прозрачный, лак бесцветный «Уника супер» глянцевый, краску белую «Песто» матовую и глянцевую, краску черную «Миранол» матовую и глянцевую. Покрытие выполняли распылением. Основную часть образцов покрывали в два слоя. Образцы для исследования декоративности окрашенной имитационно состаренной древесины приведены в таблице 9.
Таблица 9. Образцы для проведения исследования [22]
Покрытие | Значения Rmmax | ||||||
Низкие | Высокие | ||||||
Вид обработки | |||||||
По блеску | По цвету | ||||||
Браширование | В/а обработка | Браширование | В/а обработка | ||||
Матовое | Прозрачное | ||||||
Черное | |||||||
Белое | |||||||
Глянцевое | Прозрачное | ||||||
Черное | |||||||
Белое | |||||||
Для изучения влияния количества слоев покрытий на изменение глубины рельефа и эстетические свойства фактуры после ее окрашивания часть образцов покрыли в несколько слоев – от одного до четырех. Рельеф этой группы образцов формировали брашированием. Разрез – радиальный, максимальная глубина рельефа Hmax в направлении поперек волокон изменялась от 0,8 до 1,2 мм. Образцы покрывали краской на алкидной основе производства фирмы «Tikurilla» – черной глянцевой со степенью блеска 50% и белой матовой со степенью блеска 15% (рисунок 93). Время сушки каждого слоя составило 3-4 часа.
Рисунок 93 – Образцы для проведения исследования: а – с черным глянцевым покрытием, б – с белым матовым покрытием; 1-1, 2-2 – направления измерения глубины рельефа Hmax
После нанесения первого слоя наблюдался неравномерный тон окраски на отдельных участках поверхности из-за неравномерного впитывания краски. Нанесение второго слоя обеспечило равномерность окраски поверхности образцов. Наибольшая глубина рельефа практически не зависела от числа слоев покрытия (рисунок 94, 95).
Рисунок 94 – Влияние покрытия на изменение высоты неровностей фактуры имитационно состаренной древесины (окрашивание черной глянцевой краской)
Рисунок 95 – Влияние покрытия на изменение высоты неровностей фактуры имитационно состаренной древесины (окрашивание белой матовой краской)
Экспертная оценка декоративности образцов, покрытых в 1, 2, 3 и 4 слоя показала существенное улучшение декоративности при двухслойном покрытии в сравнении с однослойным, а при трех – четырехслойном покрытии заметного повышения декоративности не наблюдается. Поэтому дальнейшее исследование выполняли на образцах (см. таблицу 9), покрытых в два слоя.
Декоративность оценивали при различных видах освещения и расстояниях наблюдения – при естественном рассеянном (КЕО 8%) и искусственном направленном (угол 45 °, 300 люкс), расстояниях наблюдения 0,5 и 2,0 м. Декоративность фактуры определяли как высокую (1 и 2 ранги), нейтральную (3 и 4 ранги) и низкую (5 и 6 ранги).
К оценке привлекали 30 экспертов [35] – дизайнеров и специалистов в области художественной обработки древесины.
Дата добавления: 2020-06-09; просмотров: 473;