ПРОБЛЕМА ПРИГОРОДОВ
Согласно статистике, американцев можно разделить на следующие группы по месту проживания. В пределах больших агломераций («метрополитен») живут почти 85% жителей страны, в малых агломерациях («микрополитен») ещё 10%, а за пределами агломераций вообще – только 5% населения страны!
Субурбанизациювсё чаще рассматривают в США как проблему, у неё много противников. Главные недостатки таковы: расползание городов (sprawl) на гигантские территории, гибель пригородного сельского хозяйства, растянутость коммуникаций и слишком долгий путь на работу, унылость и безликость, бездуховность изолированной жизни. //слайды про расползание – Чикаго, Лос-Анджелес//
М.б., из-за этого урбанисты всё время предрекают попятное движение людей в города. Такую тенденцию прогнозировали и по промежуточной статистике 2000-х годов.
Увы, всё не подтвердилось. Пригороды росли гораздо быстрее центральных городов, соотношение было такое – 3,2% и 21%!! При этом город Чикаго потерял за 10 лет 200 тыс. жителей, а его пригороды выросли более чем на полмиллиона. Даллас как город вырос всего на 1%, а пригороды на 30% (!). Уж на что Хьюстон процветающий город, на и то: его людность выросла аж на 8%, но пригороды-то на 39% (!!).
Джоэль Коткин, плодовитейший урбанист-популяризатор (всем рекомендую его сайт newgeography.com), утверждает, что всё это общемировая тенденция к децентрализации. Если взять 100 крупнейших городов мира и определить их долю в городском населении мира, то окажется, что она упала с 30 до 25%. Децентрализуются и сами города, плотность населения в них неуклонно сокращается. В 60-х годах в Нью-Йорке размещались штаб-квартиры 165 корпораций из списка «Форчун-500», а ныне – дай бог 50; Хьюстон уже обошёл Чикаго по этому показателю, а четыре главных города Техаса вмещают больше таких корпораций, чем Нью-Йорк
Причина вроде бы ясна: развитие средств коммуникации, от Интернета до скоростных ж.д., облегчает рассредоточение людей. К тому же в мега-городах возникает много негативных факторов. В США это прежде всего дороговизна жилья. По подсчётам риэлторов, в Лос-Анджелесе, например, лишь один из трёх представителей среднего класса может позволить себе покупку среднего по цене дома, в Нью-Йорке – только один из четырёх, а вот в городах второго, так сказать, и третьего плана (вроде Колумбуса или Индианаполиса) это доступно четырём из пяти.
Плюс поездки на работу: в Нью-Йорке, несмотря на рекордное развитие общественного транспорта, самая долгая поездка, а в городах второго-третьего плана она редко выходит за 20 минут. //показать график «плотность-бензин//
Наконец, настоящий бич мега-городов – имущественное расслоение, чреватое многими пороками. Нью-Йорк стал чемпионом страны по этому расслоению: здесь высший дециль богаче последнего в 22 раза – словно в Намибии. Причина, похоже, в том, что преимущества особо большого размера города сказываются прежде всего в таких секторах экономии, как банковское дело, где доходы участников особенно высоки. А традиционные отрасли заметных преимуществ от этого не имеют. Это мировая тенденция. В процветающем, казалось бы, Лондоне половина детей живёт в семьях бедняков, а миллион лондонцев получают пособия…
И это, похоже, мировая тенденция. Размер города перестал служить катализатором развития; более того, именно мега-города одержимы сегодня множеством трудностей. Так, в индийском Мумбае доля жителей трущоб была сорок лет назад около 1/6, а сейчас больше половины… Наступает, по мнению многих урбанистов, пора городов второго и третьего порядка. От 100 тыс. жителей по двух миллионов; выше – начинаются пороки…
Усложнение агломераций. Сейчас много пишут о том, что агломерации сильно усложнились. Они уже не представляют собою той простецкой модели, какую рисовали статистики в 50-х годах: центральный город, окружённый городами-спальнями, из которых люди едут работать в центральный город. Выясняется, что многие пригороды сами обрастают рабочими местами, в них вызревают крупные города, которые становятся сами магнитами для прилегающих городков и тем самым берут на себя многие функции центрального города. Это т.н. edge cities – окраинные города. Из-за этого падает сфокусированность трудовых поездок на центральный город; падает, возможно, и напряжённость поездок между графствами, ситуация становится более запутанной и сложной. Этим занимается в рамках диссертации мой аспирант Ренат Темигралеев, благо статистики полно, полно и литературы описательной. Летом он с помощью студентов обследовал классический окраиннывй город Уолнат-Крик на окраине агломерации Сан-Франциско.
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 1819;