ДУХ НАРОДА
ВВЕДЕНИЕ
Ещё недавно, несколько лет назад, мне приходилось искать оправдание, почему я трачу время на такую ерунду, как дух народа, вместо того, чтобы поглубже покопаться в производительных силах США. По счастью, нынче этого делать уже не нужно, большинству студентов ясно, что страноведение – это когда изучают именно народ, людей, а не только то, чем они заняты. Ясно и то, что саму хозяйственную жизнь страны невозможно понять, если игнорировать её культуру.
География хозяйства сильно зависит от внеэкономических факторов, это совершенно очевидно. Достаточно сослаться на такой феномен, как деловые культуры. Они очень разные, мотивация к труду бывает совершенно разная, а потому организация производства в разных странах должна опираться на знание этих особенностей. Огромная литература на эту тему, совершенно не тронутая географами, но имеющая громадную практическую применимость. Корпорации щедро финансируют исследования деловых культур, отсюда и огромное число публикаций. У нас перевели книгу Льюиса, я накупил больше дюжины других книг на ту же тему – но студентами не востребовано. Оказывается, современная западная экономика не может без этого обойтись, особенно международные корпорации, а у нас, видите ли, не сформировался спрос общества. Так надо его сформировать!
У этих деловых культур есть своя география даже внутри одной страны, и США – хороший этому пример. Известный американский социолог Коткин пишет, что города Америки всегда различались по силе предпринимательского духа. На заре республики королями предпринимательства были Бостон и Филадельфия, но потом они уступили менее образованному, но более агрессивному Нью-Йорку, который к 1920-м годам сумел перехватить звание мировой столицы у Лондона. Но сегодня эта слава переходит к южным городам вроде Хьюстона или Далласа, потому что в старых восточных центрах бизнесмены больше озабочены не прибыльностью, а своим местом в обществе, положением в иерархии. Решающую роль играет именно деловая культура. Низкие налоги и слабое регулирование неспособны заманить бизнес в Буффало или Омаху, а вот Лос-Анджелес, Сиэттл или Сан-Франциско привлекают малый бизнес несмотря на страшную дороговизну, высокие налоги и жёсткое регулирование со стороны местных властей. Впрочем, когда совпадают оба фактора, как в Хьюстоне, эффект бывает особенно сильным. В таких городах никто не интересуется твоим происхождением. Тут не складывается «хорошего общества», здесь не стыдно погореть – стыдно бездельничать.
При этом даже успешные предпринимательские культуры могут сильно различаться, и это надо знать пришельцам. В Хьюстоне важно быть религиозным, исповедовать определённые моральные устои, здесь всё ещё живы нравы маленького городка, а в южной Калифорнии всё это неважно, тут царит дух просвещения и личной свободы, безо всякого уважения к социальной иерархии.
Ширится мнение, что всёобщественное развитие зависит от культурных особенностей нации. Де Сото и Харрисон.В последние годы даже среди экономистов стало просто поветрием искать объяснения своим проблемам в культурной части человеческого бытия. Я купил книжку «Underdevelopment is the state of mind» – недоразвитость есть состояние ума (что-то вроде булгаковского «разруха – она в головах»). Особенно прославился этим испано-американский ученый Эрнандо де Сото, который настаивает на том, что культурные факторы предопределяют характер экономического уклада страны.
Статья Жоэля Коткина, которую я цитировал, вышла под названием “This is the culture, stupid!”шаржируя популярное в США выражение “This is the economy, stupid!” (мол, это для наивных дело в экономике, а для проницательных – в культуре). Профессор Джеймс Хантер из ун-та Виргиния написал в 1991 году книгу «Культурные войны», в которой сказал: «Самый дурацкий слоган в современной Америке таков – «Это экономика, дурачок».
В свете подобных идей «нефизическая» география постепенно, но неуклонно превращается в географию человека, в гуманитарную географию. В рамках такой географии первостепенное значение приобретает характеристика самого народа, а не только его производительных сил.
Главные темы «народоописания» - связь особенностей со средой и историей, восприятие пространства данной культурой, сравнение её с другими народами.
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 1528;