Примеры романской архитектуры.
Монастырский ансамбль в Клюни (11-12 в.в. Бургундская архитектурная школа. Франция) - самый большой монастырь в Европе ( Главный храм - церковь Святого Петра и Святого Павла - 5-ти нефная, 5-ти башенная базилика ). Разрушен.
Церковь Сен-Лазар в Отене (12 в. Франция) - 5-ти нефная, с двумя трансептами постройка, имела 5 башен. Построена по образцу церкви монастыря Клюни.
Собор Нотр-Дам-Ла-Гранд в Пуатье (11-12 в.в. Франция). Тяжёлая каменная постройка с массивной кладкой стен. Все три нефа покрыты общей двухскатной крышей. Фасад обильно декорирован - покрыт скульптурной резьбой. Нижний ярус фасада составляют три перспективных портала. Выше, по сторонам центрального арочного оконного проёма - цепи арочек, служащих нишами для скульптур. По сторонам фасада - боковые круглые башенки с коническими завершениями. На средокрестье - центральная башня.
Собор в Вормсе (12-13 в. в. Германия ) - неприступная крепость с толстыми стенами, узкими окнами и массивными башнями. 3-х нефное, сильно вытянутое сооружение, похожее на корабль. Продольный корпус пересекает трансепт. Архитектурный декор сдержан, представлен аркатурой.
Пизанский собор (11-12 в. в. Италия). Входит в комплекс, включающий в себя собор, башню, баптистерий (помещение для обряда крещения). В облицовке применён мрамор. В архитектуре ощущаются античные - римские и раннехристианские традиции.
Скульптура.
Романская пластика подчинялась архитектуре, в основном использовалась во внешнем оформлении соборов. Рельефные изображения на сюжеты “Священного писания” размещались на западном фасаде, столбах и колоннах. Пропорции изображений вытянутые, удлинённые.
Центральный образ - Христос. Разрабатывались темы добра и зла, воплощённые в образах рая и ада. Постепенно в храмовую скульптуру проникают образы крестьян, простых горожан, комедиантов с их повседневными делами и заботами, появляются герои фольклора. Романские скульпторы тяготели к фантастическим, чудовищным образам.
Живопись.
Росписи романского периода почти не сохранились. На сводах и стенах храмов изображались библейские сюжеты. В апсиде находилось изображение Христа или Богоматери. Ниже помещались образы ангелов, апостолов, святых. На западной стене - сцены Страшного суда. Нижнюю часть стены обычно украшали орнаментом. Плоскостной характер росписи придавал мощным стенам ещё большую массивность.
Живописные изображения выполнялись как при помощи красок (фреска), так и с помощью цветного стекла, кусочки которого удерживались в бронзовых, свинцовых, деревянных каркасах. Такой вид монументальной живописи называется - витраж. Витражи располагались в оконных проёмах.
Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 253;