Вокальные приемы, определение и характеристика
Что такое вокальные приемы?
Каждый яркий вокалист имеет в арсенале свои особенности исполнения, своеобразные техники, которые украшают голос, придают ему чувственность и выразительность. Эти иногда незаметные мелочи завораживают слушателя, потому что придают песням особый “оттенок”. Без таких нюансов голос звучит плоско и по-пионерски.
Но не стоит забывать, что это всего лишь украшения, поэтому не надо повсеместно их использовать. Осваивать их нужно постепенно и уместно вкраплять их в свои произведения. Давайте рассмотрим некоторые вокальные приемы и разберемся, каким образом они рождаются.
Вибрато. Без этого вокального приема голос звучит прямолинейно и невыразительно. Вибрато сильно распространено в академическом пении, и там является основным украшением голоса. Его можно услышать не только в голосе певца, но и при звучании музыкальных инструментов (тремоло). Например, в случае со струнными инструментами, это результат колебания пальца.
Чем же вызвано вибрато в голосе, и что представляет собой этот вокальный приём? Вибрато — это быстрое изменение громкости, высоты звука и его тембральной характеристики. Правильное вибрато образуется в резонаторах и ни в коем случае не делается на связках. Конечно, вы будете чувствовать вибрацию и в гортани, но это будут лишь отголоски резонанса. При качественном выполнении этот прием расслабляет голос и дарит ему ощущение свободы.
Абсолютное владение своим голосовым аппаратом предполагает сознательное управление этим эффектом. Бывает, что вибрато возникает случайно и является слишком частым или даже постоянно присутствует при звукоизвлечении. В этом случае необходимо учиться петь на опоре ровным голосом, чтобы исправить ситуацию. Неконтролируемое вибрато может говорить о том, что у вас плохо развита диафрагма и у звука нет опоры.
У детей до определенного возраста может отсутствовать вибрация в голосе, во взрослом возрасте появляется.
Субтон. Этот приём часто используется в современной поп-музыке как в западном мире, так и на нашей эстраде. Фокус заключается в том, что к чистому голосу добавляется поток воздуха, что на выходе рождает сипяще-шипящий звук. Вставки, спетые на субтоне, обогащают песню не только динамикой, но и дарят ей чувственность и нежность, сближая исполнителя со слушателем. Субтон в пении можно сравнить с шёпотом в речи, именно поэтому с помощью него создается эффект присутствия.
Что же происходит, когда мы поем на субтоне? Мы выпускаем довольно мощную струю воздуха, приводим голос в активное состояние, но связки смыкаем не до конца. В данном случае они находятся в напряжении, а расход воздуха увеличивается примерно в 2 раза по сравнению с тем, как происходит при “чистом” пении.
Этот вокальный приём не вызывает сложностей, если вы владеете своим голосом и поёте на опоре. Использовать его для постоянного пения не стоит, вы можете навредить своим связкам.
Мелизмы. Мелизматическое пение — это довольно сложный, но очень красивый вокальный прием. Он заключается в том, что вокалист пропевает ноту, совершая быстрые движения вверх и вниз, но делает это супер технично. Мелизмы распространены не только в современной музыке, в частности, стилях R’n’b и “Соул”, их можно встретить также в академическом пении и даже в народном вокале.
Существует много разновидностей этого приема, кстати, к ним относится и вибрато. Более того, вибрато является самым простым мелизматическим приемом.
В переводе с греческого это понятие переводится как “песнь, мелодия”. Так и есть, мелизм — это отдельная мелодия в пределах одного слога, не меняющая ни темп, ни ритмический рисунок основной вокальной линии. Она придает произведению тонкую нюансировку и такое разнообразие, что возникает непреодолимое желание слушать его снова и снова, настолько оно интересно. Однако не стоит забывать, что каждый стиль требует или, наоборот, не приемлет тех или иных техник. Перебор с мелизмами может превратить красивую песню в набор звуков, поэтому не забываем об уместности.
Учиться этому приему, как и всем остальным, следует только после постановки голоса и нахождения вокальной позиции. Нельзя сказать, что он простой, но постоянная тренировка с помощью специальных упражнений рано или поздно сделает свое дело.
Рык. Я думаю, что вы представляете себе такой вокальный прием, как рык. Приведу в пример Кристину Агилеру, у которой он встречается довольно часто и ярко выражен. Чаще всего он используется для того, чтобы подчеркнуть важность фразы или выразить сильную эмоцию. Он очень модный сегодня, и многие вокалисты непременно хотят им овладеть.
Что вам важно знать об этом приеме, чтобы не навредить себе, если вы соберетесь его повторить? Во-первых, ваш голосовой аппарат уже должен быть настроен на правильное звукоизвлечение. Здесь очень важна опора дыхания. Во-вторых, ни в коем случае он не делается на связках. Необходимо перенести нагрузку ниже, на ваш грудной резонатор, стараясь извлекать звук с помощью бронхиальной системы и трахеи.
Не путайте его с экстремальным вокалом. Данный приём применяется редкими вкраплениями, один-два раза в песне. Если его использовать постоянно, то это станет намеком на ваш “дурной тон” и не лучшим образом может отразиться на работе связок.
Бэлтинг. Эта вокальная техника вызывает много вопросов и обсуждений. Бэлтингом называется пение на высоких нотах в полную силу, то есть вокал переходит в приятный на слух крик. Вокалист поет громко, в полную мощь, не переходя на фальцет в верхнем регистре. Представители классической школы bel canto не приемлют эту технику, используется она именно в эстрадном поп-вокале.
Многие известные вокалисты так поют от природы. На самом деле все мы способны орать в детстве так, что за версту слышно, и при этом нет проблемы для связок. Но лишь единицам удалось сохранить эту технику и пользоваться ей в сознательном возрасте.
Бэлтингу можно научиться, но необходимо собрать непростую комбинацию факторов: это вокальная опора, сила голоса, его направленность “в маску” и способность пользоваться природным криком. И никогда не забывайте о том, что каждый из вас индивидуален и ваши физиологические особенности во многом определяют звучание. Поэтому бэлтинг известных вокалистов звучит по-разному, вызывая спорные моменты по поводу того, он это или не он.
Смотрите вокальные приемы на видео:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=109&v=7Taj_dpzdOY&feature=emb_title
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Использование метода в анализе лекарственных средств. | | | Правила формирования поисковых запросов в системе Yandex |
Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 618;